Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nsportala_4.12.2020.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ.

В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является игровой набор «Дары Фрёбеля», в основе которой лежит игра:

  1. игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;
  2.  используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;
  3.   игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.

Первым, кто рассмотрел игру как ведущим видом деятельности в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель.

Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фрёбеля».

Игровой набор Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.

Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля»: 

Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации.

Дети, играя учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.

Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Ф. Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

В образовательной деятельности с детьми ОВЗ мы используем элементы данной методики. Любая совместная деятельность педагога с ребенком обязательно сопровождается речевым оформлением со стороны педагога:
беседой,  объяснением,  рассказом,  чтением стихов, сказок и скороговорок и т. п. 
А также ответной реакцией ребенка: ответами,  беседой,  рассказом, повторением, пересказом, и т. д. 
    И здесь важно, что мы не просто должны дать ребенку определенный набор знаний, умений и навыков, но, в первую очередь, нам необходимо убедиться, что ребенку доступен материал, понятен и интересен.      

    Для каждого ребенка возникает стремление создать ситуацию успеха, чтобы каждый ребенок смог испытать радость от познания нового, от осознания собственных возможностей и выявления личностных ресурсов. Ощущение собственной успешности способствует повышению образовательной мотивации дошкольников с особыми образовательными потребностями.

 Использование деталей набора Фребеля на занятиях позволяет повышать речевую активность, развивать внимание, мышление, логику и другие психические процессы. Решать коррекционные задачи: развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Наши ребята очень любят, когда мы используем № 7,№ 8, № 9 № 10 наборы в образовательной деятельности.

 Например, ОД – грамота. При знакомстве с новой буквой обязательно выкладывали образ буквы, для закрепления ее печатания в индивидуальной тетради.

Данный игровой набор используем при знакомстве с лексическими темами.

Например: семья, зимующие птицы, животные севера, весна, одежда, обувь, школа.

Отмечу, что с началом применения «Даров Фребеля», в процессе развития речи, у наших воспитанников стала более грамотная речь, они научились отвечать на вопросы полным ответом, используя различные обороты речи, составлять описательные рассказы.

А также был проведена деловая игра с педагогами

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

(в рамках семинара: «Создание условий для развития умственных способностей для детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»)

Мастер-класс для родителей воспитанников подготовительной группы №2 «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»  в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.» В рамках проекта «Вместе играем, речь развиваем»

Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что игровой набор «Дары Ф. Фрёбеля» является эффективной технологией в работе с детьми с ОВЗ для развития речевых способностей.

Система воспитания по Ф. Фрёбелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией в работе с детьми с ОВЗ для речевого развития.   Дары Фрёбеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в речевом развитии"

Фридрих Фрёбель заметил: «В воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по о...

«Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в познавательном развитии детей с ЗПР»

Познавательное развитие один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, поэтому целью нашей работы с детьми с задержкой психического развития по данной теме  является использование игр...

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля», как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В данной статье описаны возможности использования игрового набора "Дары Фребеля" в работе воспитателя дошкольного учреждения для развития речи детей дошкольного возраста....

НОД в старшей группе «Путешествие по лесу математических чудес» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Образовательная деятельность с воспитанниками старшей группы (образовательная область "Познавательное развитие") поможет закрепить навыки прямого и обратного счёта, развить познавательно - и...

Использование современных педагогических технологий в реализации социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Использование игрового набора Дары Фрёбеля

В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные педагогические технологии, а так же способы и методы, известные в практике. Идя в ногу со временем, важно учитывать современные требования, п...

Комплексный проект Тема: «Использование игровых наборов «Дары Фрёбеля» №5,6 для развития инженерного мышления дошкольников». подготовительная группа

Комплексный проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников. Использование в работе игрового набора "Дары Фрёбеля" №5, 6 строится на "формах жизни", "форма...