Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Стребкова Ирина Валерьевна

Целью данного занятия является развитие связной речи детей при составлении описательных рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы.

Тема: «Как ежонок маму искал».

Цель: развитие связной речи при составлении рассказа о животных.

Задачи:

- Способствовать развитию связной речи, формированию умения составлять описательный рассказ, продолжать учить рассказывать, описывать предмет, использовать при составлении рассказа дидактический материал (схемы);

-Расширять представление детей о диких животных и их детёнышей.  

 -Продолжать учить детей правильно называть животных и их детенышей, расширять и активизировать словарный запас детей за счет употребления в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа, использования ласкательных слов (ежиха-ежонок, белка-бельчата и т.д.)

- Формировать представление о диких животных: внешний вид, движения, питание, повадки, потомство; расширять кругозор детей.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к природе и диким животным, не нанося им вреда.  

Словарная работа: ежонок, ежиха, медведица, медвежонок, зайчиха, зайчонок.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, электронная игра «Накорми животного», игрушки: ежонок, ежиха, белочка; корзина с орехами, грибами, шишками, корзина с яблоками, карточки для игры «Опиши животного», магнитная доска.

Музыкальное сопровождение:

  • Музыкальный центр.
  • Диск (мелодия «Звуки природы»«Голоса природы. Ежик»).

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением ежа.
  • Чтение стихотворений С. Маршака «Тихая сказка»«Сказка об умном мышонке».
  • Отгадывание загадок о лесных животных.

Используемые источники информации:

  • О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»
  • Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов. «Познавательная исследовательская деятельность дошкольников».
  • Л. Ю. Павлова. «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей с окружающим миром».
  • Т. И. Гризик. «Познаю мир».

Последовательность совместной деятельности:

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые и весёлые! Давайте подарим частичку своего тепла, взявшись за руки и улыбнувшись друг другу. (Дети стоят в кругу)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: А теперь, ребята, поздоровайтесь с нашими гостями, которые пришли к нам в гости.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто – то плачет?

(Дети смотрят по сторонам и видят лежит кто – то маленький).

Воспитатель: Что случилось, ты почему плачешь? (ежонок шепчет что-то воспитателю на ухо). Ребята, ежонок свою маму потерял и поэтому он такой расстроенный. Можем мы развеселить малыша? Что для этого нужно сделать?

Дети: Мы поможем найти ему маму.

Воспитатель: А кто мама у ежонка? Какая она?

Хорошо, где мы будем ее искать? Это домашнее или дикое животное?

Дети: дикое животное, нужно идти в лес.

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в лес на прогулку и поищем его маму. Готовы? (ежонка сажает в корзину)

Закрывайте глазки, я скажу волшебные слова, и мы с вами окажемся в лесу.

1,2,3,4,5 – надо глазки закрывать,

Глазки наши вдруг открылись,

И в лесу мы очутились.

(1 слайд - изображение осеннего леса).

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Ребята, что нельзя делать в лесу?

Дети. Нельзя шуметь.

Воспитатель: Почему?

Дети: нельзя трогать животных, нельзя ломать ветки кустов и деревьев, наступать на грибы.

Воспитатель: Ребята, в лесу прежде всего нужно соблюдать тишину.

Воспитатель: Давайте посмотрим по сторонам, какое время года сейчас? (осень) Значит в каком лесу мы очутились? (осеннем). А что бывает осенью?

В какие листочки наряжаются деревья? Как светит солнышко? Что еще бывает осенью?

Дети: Листочки опадают с деревьев. Часто идет дождь. Травка пожелтела.

Воспитатель: Куда улетают птицы, ребята? Почему?

Воспитатель: А что делают звери? (готовятся к зиме)

Воспитатель: Многие лесные животные делают на зиму запасы еды, чтобы пережить холода.

Посмотрите, что лежит на пенёчке? (орехи, грибы, шишки, желуди). Как вы думаете, кто приготовил эти припасы на зиму? (Белочка). Правильно.

Воспитатель снимает с дерева мягкую игрушку-белочку.

Воспитатель: Белка находит дупло в дереве, чтобы было тепло устилает его мхом, сухой травой, запасается едой – это помогает ей перезимовать.

Давайте рассмотрим белочку и расскажем, какая она.

Посмотрите на нее.

 -Какого цвета шубка у белочки? А зимой? (Летом белка рыжая, а зимой - серая.)

- Где живет белка?

 -Рассмотрим ушки, что на кончиках? (Кисточки)

- На что похожи глазки? (На бусинки)

- Почему? (Бусинки круглые и глазки круглые).

- Сколько лапок у белки?

- Что есть на лапках?

- Для чего белке коготки? (Они помогают крепко хвататься за ветки и быстро перепрыгивать с дерева на дерево.)

- Хвост какой? (У белки большой, пушистый хвост.)

- Когда белка спит, она сворачивается в клубок и укрывается хвостом, как теплым одеялом.

- А еще для чего белке нужен хвост? (Когда белка прыгает с дерева на дерево, управляет им как рулем.)

-А что ест белка?

Послушайте, как я расскажу про белочку.

Это белка. Она  живет в дупле, на дереве. У белки большой, пушистый хвост, лапки с коготками, ушки с кисточками. Белка летом рыжая, а зимой – серая. Она грызет орехи, ест грибы, шелушит шишки. У белки есть маленькие бельчата.

- А сейчас вы будете рассказывать. Кто начнет?

Воспитатель: Это мама ежонка? А как зовут детенышей белки? (Ответы детей). Да, это не мама нашего ежонка. Отпустим белочку назад к бельчатам на дерево (воспитатель сажает белочку назад на дерево)

Воспитатель: Ищем дальше. Ой, ребята, послушайте, мне кажется к нам кто-то идет…

(2 слайд-рычание медведя)

Воспитатель: Кто же это? (медведь)

(3слайд - медведь)

Воспитатель: Давайте рассмотрим медведя.

-Какого цвета медвежья шуба? Какая она? (она тёплая и мохнатая)

-Как ходит медведь? (переваливается с ноги на ногу) Правильно, поэтому его и называют косолапым.

-Что ест медведь? (ест мясо, мёд, ягоды);

-Где живет? (на холодные месяца забираются в глухом лесу в берлогу, спит и сосёт лапу)

А теперь давайте расскажем о медведе с помощью карточек-подсказок.

(на магнитной доске дети поочередно выкладывают нужную карточку, выбрав её из нескольких предложенных , отвечая на вопрос воспитателя)

  • Это медведь.
  • Где живет? (лесу)
  • Какая у него шуба? (коричневая)
  • Что ест медведь? (ягоды, мёд, рыбу, мясо).
  • Где спит зимой? (в берлоге)
  • Когда спит? (всю зиму)

Воспитатель:

Это мама ежонка? А как зовут детенышей медведицы? (Ответы детей). Да, это не мама ежонка. Не будем мешать медведице, пойдём дальше.

(4 слайд-полянка)

Воспитатель: Вот мы вышли на солнечную полянку. Предлагаю немножечко отдохнуть.

Музыкальная физминутка «По лесным дорожкам» Парахневич И.П.

Воспитатель: А кто это прячется под кустом? Чтобы узнать, послушайте загадку.

Пусть я слишком длинноух,

Но зато и слух за двух.

Дашь капусты, я грызун,

Погрозишься, я бегун.

Дети: Заяц.

 (на экране появляется заяц под кустом)

Воспитатель: Правильно, это заяц. Давайте расскажем, какой заяц.

Словесная игра «Закончи предложение»

Я начну рассказ, а вы мне помогайте.

Это … Он живет в … Шубка у зайки летом …, а зимой…У него уши …, а хвост …. Заяц кушает …, а зимой … Он очень любит своих детенышей ….

-Это мама нашего ежонка? (Нет)

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, а мы так и не нашли маму ежонка. Давайте внимательно посмотрим по сторонам.

(Обращает внимание на следы). Ребята, посмотрите, что это? Чьи это следы на тропинке?  Давайте пойдем по следам и посмотрим, куда они нас приведут. (дети идут по следам и находят в листве ежиху)

Воспитатель: Ребята, кто же это? (ежиха) Рассмотрите ежиху. Какая она?

-Какая шубка? (шубка в колючках)

-А глазки какие? (глазки маленькие)

-Что еще есть у ежихи? (ушки маленькие, носик черненький, ножки коротенькие, на ножках коготки).

-Давайте посмотрим на ежонка и ежиху, может быть она его мамой? Почему? (Дети перечисляют сходства)

-Да, это действительно мама ежонка. Он очень рад, что вы помогли найти его маму и говорит вам большое спасибо. Отпускаем ежонка к маме.

Мама ежиха: Ребята, я вижу, вы очень смелые, не побоялись пойти в лес, помогли моему ежонку найти меня. А играть вы любите? Я хочу поиграть с вами в игру «Накорми животного».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, давайте вспомним, что любят есть животные, которых мы с вами сегодня встречали в лесу.

Электронная игра «Накорми животного» (5,6,7 слайды)

Воспитатель: Ребята, мы сейчас вспомнили, что едят зайцы, белки, медведи, а вы знаете, чем питаются ежи? (ответы детей).

(8-9 слайды - еда ежей)

Воспитатель: Ребята, ёж питается насекомыми, лягушками, дождевыми червями, ящерицами, но иногда и ягодами, фруктами, желудями и грибами. Ежа называют всеядным животным.

Воспитатель: Мама ежиха собрала на зиму много яблок и в благодарность хочет вас угостить, очень уж вы её порадовали. (достает корзину с яблоками)

Что скажем ежихе? (спасибо)

Ну а нам пора возвращаться в детский сад.  Закрывайте глазки, слушайте волшебные слова:

1,2,3,4,5 – надо глазки закрывать,

Глазки наши вдруг открылись,

Дети в детском саду очутились.

Воспитатель: Понравилась вам прогулка?  Кому мы помогли? Как? Что больше всего понравилось? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему "Зимующие птицы".

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему "Зимующие птицы". Конструкт занятия позволит расширить знания детей о зимующих птицах, а также будет способствовать развитию речи дет...

"Что за прелесть эти сказки" Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с участием родителей.

Цель:1. Развивать целостное восприятия русской народной сказки.2. Учить детей создавать выразительный образ в игре-драмматизации.3. Воспитывать любовь, добро, бережное отношение к окружающему ми...

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы "Дети нашли ежа"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы "Дети нашли ежа"...

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы «Мой любимый детский сад»

Цель:Расширить и уточнить представления детей о детском саде, труде сотрудников детского сада.Воспитывать уважение к труду сотрудников детского садаРазвивать логическое мышление, способствовать развит...

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы на тему: "День матери"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему : «День матери» Конспект непосредственно образовательной деятельности для среднего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: - учить ...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы по заучиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?» с использованием приёмов мнемотехники.

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы по заучиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?» с использованием приёмов мнемотехники....

Конспект ООД по развитию речи для детей средней группы на тему: "День защитника Отечества"

Конспект ООД по развитию речи для детей средней группы на тему : «День защитника Отечества» Разработала и провела : воспитатель Курманбаева Г.М. Цель: развитие и совершенствование речи детей. Задачи: ...