Конспект образовательной деятельности по области «Развитие речи» Тема: звуковая культура речи «Звук [ш]; [ж] в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хить Юлия Александровна

Цель: дифференциация звуков [ж] и [ш] в словах, предложениях.

Программные задачи:

Образовательные: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить согласовывать числительные с существительными;

Развивающие: развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш]; развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;

Воспитательные: воспитывать правила поведения на занятии.

Словарная работа: шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди

Методы и приёмы: показ, похвала, напоминание, худ.слово, объяснение, беседа, вопросы детям.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, предметные картинки на звуки ш-ж, фишки для звукового анализа, су-джок шарики или (прищепки).

Предварительная работа: просмотр иллюстраций со звуками ж-ш; проведение артикуляционной гимнастики, чтение книг.

Индивидуальная работа: проработать с Мишей Л. звук [ш].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_zh-sh.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по области «Развитие речи»

Тема: звуковая культура речи «Звук [ш]; [ж] в старшей группе.

Цель: дифференциация звуков [ж] и [ш] в словах, предложениях.

Программные задачи:

Образовательные: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить согласовывать числительные с существительными;

Развивающие: развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш]; развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;

Воспитательные: воспитывать правила поведения на занятии.

Словарная работа: шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди

Методы и приёмы: показ, похвала, напоминание, худ.слово, объяснение, беседа, вопросы детям.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, предметные картинки на звуки ш-ж, фишки для звукового анализа, су-джок шарики или (прищепки).

Предварительная работа: просмотр иллюстраций со звуками ж-ш; проведение артикуляционной гимнастики, чтение книг.

Индивидуальная работа: проработать с Мишей Л. звук [ш].

Ход:

Мотивация

В: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Кто же к нам пришёл?

Д: Буратино и Мальвина.

В: Верно, посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей. Давайте и мы выразим мимикой, жестами и словами наше гостеприимство.

(дети выражают свое гостеприимство).

В: Молодцы! Ребята, но наши гости пришли не просто так, у них случилась беда! Карабас Барабас разозлился  и отобрал у Буратино и Мальвины звуки {ж} {ш}. Что же делать?

Д: Мы можем им помочь!

В: И ведь правда, ребята, а как мы им поможем?

Д: Мы можем показать, как их произносить!

В: Давайте попробуем!

Планирование

В: Давайте мы сначала с  вами поиграем в игру-массаж «Наши помощники»

Будет сложная игра,

Думай, думай голова! (гладят по голове рукой)

Разминка для глаз,

Поиграем мы сейчас! (моргают глазами)

Надо руки вам размять

Будут пальчики играть. (сжимание и разжимание пальцев)

Каждый день, всегда везде -

На занятиях, в игре.

В:  Дети, сегодня мы покажем нашим гостям, как нужно говорить правильно. А что значит – говорить правильно?

Д: Правильно произносить все звуки.

В: Правильно, например: правильно нужно сказать ворона, а не волона, шапка, а не сапка, ежик, а не език. А для того, чтобы научиться говорить правильно, нужно чтобы не ленились ваши язычки. А теперь сделаем зарядку для язычков:

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику)

В:  Высунуть язык – спрятать.

(тик – так) язык вправо – влево.

 Высунуть язык и сделать чашечку.

Высунуть язык и попытаться достать кончиком языка нос, а потом подбородок.

Реализация

В: Сегодня мы научим Мальвину и Буратино правильно произносить звуки «ж» и «ш». А теперь ответьте мне на вопрос: одинаково ли звучат эти звуки?

Д: Нет.

В.: Правильно. Давайте сравним звучание этих двух звуков. Положите одну руку на горло и произнесите звук «ш», а теперь звук «ж». Чувствуете разницу? При произношении звука «ж» участвует голос. «Ш» - шум (голоса нет).

В:  А теперь вопросы к вам: Как жужжит жук?

Д: Жжжж.

В:  Как шипят гуси?

Д: Шшшш.

В:Как жужжит пчела?

Д: Жжжж.

В: Как шумит камыш?

Д: Шшшш.

В.: Молодцы. Правильно. А теперь попробуем все вместе повторить за мной шутки – чистоговорки:

Ша-ша-ша – у меня лапша

Шу-шу-шу-я флажком машу

Шо-шо-шо - летом хорошо

Ши-ши-ши – это малыши

Ашка-ашка – на ветке букашка

Ошка – ошка – на окошке кошка

Жа-жа-жа – мы видели ежа

Жу – жу – жу – на лужок хожу

Жи-жи-жи – у меня ножи

Же – же – же – уползли ужи уже

( Дифференциация звуков ш-ж в словах.)

В: Умнички, замечательно справились. Давайте поиграем в игру «Большой-маленький». Я вам говорю например слово снег, а вы должны будете сказать уменьшительно-ласкательно, то есть – снежок. Всем понятно?

Д: Да.

В: Тогда можно начинать.

- утюг - утюжок

-сапог-сапожок

-петух-петушок

-флаг-флажок

-пирог-пирожок

В.: Молодцы. Отлично справились.

 Индивидуальная работа с Мишей Л.

В: А теперь я попрошу Мишу рассказать чистоговорку шепотом, вполголоса, в полный голос и громко. А затем быстро и медленно. Миша, подходи ко мне.

У Сережи в гараже

Жору Женя ждет уже.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Даже ужу ужин нужен.

Не живут ужи, где живут ежи.

(Миша повторяет за воспитателем)

В: Молодец, Миша. Ребята, давайте немного отдохнём с вами.

Физ. Минутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак. Еще так, так,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили в

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили:

А потом еще плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

В: Отдохнули, молодцы. Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний». Я вам буду показывать картинки, а вы называть, что лишнее. Картинки: шуба, шапка, жук, шарф. Какая картинка лишняя, почему?

Д: Жук, потому что все остальное было одеждой.

(Дети играют в игру)

В: Назовите первый звук в слове «Жук». Какой звук [ж]?

Д: Звук [ж]- согласный, твёрдый, звонкий.

В: А теперь назовите первый звук в слове «Шарф».

Д: Звук [ш].

В: Какой он?

Д: Согласный, твёрдый, глухой.

В: Молодцы, верно все сказали.

В: Наши гости запомнили, как звучат звуки {ж}, {ш}, теперь Карабас Барабас им совершенно не страшен. Наши гости благодарят вас за помощь!

Рефлексия

В: Вы большие молодцы, ребята, отлично справились. Кто к нам сегодня в гости приходил? А чем мы сейчас с вами занимались? А для чего мы это делали? Что вызвало у вас трудности? Расскажете дома родителям? Миша замечательно справился  с чистоговоркой. Артём, Маша, Катя отлично произносили звуки, Никита, Кира внимательно слушали меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в младшей группе. Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Речевое развитие. Развитие речи.Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».Форма работы – ситуативный разговор.Цель. Формировать умения слушать говоряще...

Конспект занятия «Развитие речи». Тема «Звуковая культура речи: звук ф»

Конспект занятия во второй младшей группе "Речевое развитие". Тема «Звуковая культура речи: звук ф»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего возраста по теме «Звуковая культура речи. Звук Ц.»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего возраста по теме «Звуковая культура речи. Звук Ц.»Цель: развитие фонематического слуха и восприятие звука (Ц), формиро...

Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: Звуки [ б],[ б\']»

Данное занятие предназначено для постанивки правильного произношения звука[ Б].На занятии используеся куб с  картинками и музыкальное сопровождение к ним....

Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж»

Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж(изолированного, в звукоподражательных словах)Задачи:Образовательные...

Конспект НОД по речевому развитию для детей 4-5 лет: Развитие речи. Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ц».

Цель:  Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах)....