Конспект образовательной деятельности по области «Развитие речи» Тема: звуковая культура речи «Звук [ш]; [ж] в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хить Юлия Александровна

Цель: дифференциация звуков [ж] и [ш] в словах, предложениях.

Программные задачи:

Образовательные: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить согласовывать числительные с существительными;

Развивающие: развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш]; развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;

Воспитательные: воспитывать правила поведения на занятии.

Словарная работа: шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди

Методы и приёмы: показ, похвала, напоминание, худ.слово, объяснение, беседа, вопросы детям.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, предметные картинки на звуки ш-ж, фишки для звукового анализа, су-джок шарики или (прищепки).

Предварительная работа: просмотр иллюстраций со звуками ж-ш; проведение артикуляционной гимнастики, чтение книг.

Индивидуальная работа: проработать с Мишей Л. звук [ш].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_zh-sh.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по области «Развитие речи»

Тема: звуковая культура речи «Звук [ш]; [ж] в старшей группе.

Цель: дифференциация звуков [ж] и [ш] в словах, предложениях.

Программные задачи:

Образовательные: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить согласовывать числительные с существительными;

Развивающие: развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш]; развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;

Воспитательные: воспитывать правила поведения на занятии.

Словарная работа: шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди

Методы и приёмы: показ, похвала, напоминание, худ.слово, объяснение, беседа, вопросы детям.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, предметные картинки на звуки ш-ж, фишки для звукового анализа, су-джок шарики или (прищепки).

Предварительная работа: просмотр иллюстраций со звуками ж-ш; проведение артикуляционной гимнастики, чтение книг.

Индивидуальная работа: проработать с Мишей Л. звук [ш].

Ход:

Мотивация

В: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Кто же к нам пришёл?

Д: Буратино и Мальвина.

В: Верно, посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей. Давайте и мы выразим мимикой, жестами и словами наше гостеприимство.

(дети выражают свое гостеприимство).

В: Молодцы! Ребята, но наши гости пришли не просто так, у них случилась беда! Карабас Барабас разозлился  и отобрал у Буратино и Мальвины звуки {ж} {ш}. Что же делать?

Д: Мы можем им помочь!

В: И ведь правда, ребята, а как мы им поможем?

Д: Мы можем показать, как их произносить!

В: Давайте попробуем!

Планирование

В: Давайте мы сначала с  вами поиграем в игру-массаж «Наши помощники»

Будет сложная игра,

Думай, думай голова! (гладят по голове рукой)

Разминка для глаз,

Поиграем мы сейчас! (моргают глазами)

Надо руки вам размять

Будут пальчики играть. (сжимание и разжимание пальцев)

Каждый день, всегда везде -

На занятиях, в игре.

В:  Дети, сегодня мы покажем нашим гостям, как нужно говорить правильно. А что значит – говорить правильно?

Д: Правильно произносить все звуки.

В: Правильно, например: правильно нужно сказать ворона, а не волона, шапка, а не сапка, ежик, а не език. А для того, чтобы научиться говорить правильно, нужно чтобы не ленились ваши язычки. А теперь сделаем зарядку для язычков:

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику)

В:  Высунуть язык – спрятать.

(тик – так) язык вправо – влево.

 Высунуть язык и сделать чашечку.

Высунуть язык и попытаться достать кончиком языка нос, а потом подбородок.

Реализация

В: Сегодня мы научим Мальвину и Буратино правильно произносить звуки «ж» и «ш». А теперь ответьте мне на вопрос: одинаково ли звучат эти звуки?

Д: Нет.

В.: Правильно. Давайте сравним звучание этих двух звуков. Положите одну руку на горло и произнесите звук «ш», а теперь звук «ж». Чувствуете разницу? При произношении звука «ж» участвует голос. «Ш» - шум (голоса нет).

В:  А теперь вопросы к вам: Как жужжит жук?

Д: Жжжж.

В:  Как шипят гуси?

Д: Шшшш.

В:Как жужжит пчела?

Д: Жжжж.

В: Как шумит камыш?

Д: Шшшш.

В.: Молодцы. Правильно. А теперь попробуем все вместе повторить за мной шутки – чистоговорки:

Ша-ша-ша – у меня лапша

Шу-шу-шу-я флажком машу

Шо-шо-шо - летом хорошо

Ши-ши-ши – это малыши

Ашка-ашка – на ветке букашка

Ошка – ошка – на окошке кошка

Жа-жа-жа – мы видели ежа

Жу – жу – жу – на лужок хожу

Жи-жи-жи – у меня ножи

Же – же – же – уползли ужи уже

( Дифференциация звуков ш-ж в словах.)

В: Умнички, замечательно справились. Давайте поиграем в игру «Большой-маленький». Я вам говорю например слово снег, а вы должны будете сказать уменьшительно-ласкательно, то есть – снежок. Всем понятно?

Д: Да.

В: Тогда можно начинать.

- утюг - утюжок

-сапог-сапожок

-петух-петушок

-флаг-флажок

-пирог-пирожок

В.: Молодцы. Отлично справились.

 Индивидуальная работа с Мишей Л.

В: А теперь я попрошу Мишу рассказать чистоговорку шепотом, вполголоса, в полный голос и громко. А затем быстро и медленно. Миша, подходи ко мне.

У Сережи в гараже

Жору Женя ждет уже.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Даже ужу ужин нужен.

Не живут ужи, где живут ежи.

(Миша повторяет за воспитателем)

В: Молодец, Миша. Ребята, давайте немного отдохнём с вами.

Физ. Минутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак. Еще так, так,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили в

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили:

А потом еще плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

В: Отдохнули, молодцы. Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний». Я вам буду показывать картинки, а вы называть, что лишнее. Картинки: шуба, шапка, жук, шарф. Какая картинка лишняя, почему?

Д: Жук, потому что все остальное было одеждой.

(Дети играют в игру)

В: Назовите первый звук в слове «Жук». Какой звук [ж]?

Д: Звук [ж]- согласный, твёрдый, звонкий.

В: А теперь назовите первый звук в слове «Шарф».

Д: Звук [ш].

В: Какой он?

Д: Согласный, твёрдый, глухой.

В: Молодцы, верно все сказали.

В: Наши гости запомнили, как звучат звуки {ж}, {ш}, теперь Карабас Барабас им совершенно не страшен. Наши гости благодарят вас за помощь!

Рефлексия

В: Вы большие молодцы, ребята, отлично справились. Кто к нам сегодня в гости приходил? А чем мы сейчас с вами занимались? А для чего мы это делали? Что вызвало у вас трудности? Расскажете дома родителям? Миша замечательно справился  с чистоговоркой. Артём, Маша, Катя отлично произносили звуки, Никита, Кира внимательно слушали меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в младшей группе. Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Речевое развитие. Развитие речи.Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».Форма работы – ситуативный разговор.Цель. Формировать умения слушать говоряще...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего возраста по теме «Звуковая культура речи. Звук Ц.»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего возраста по теме «Звуковая культура речи. Звук Ц.»Цель: развитие фонематического слуха и восприятие звука (Ц), формиро...

Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: Звуки [ б],[ б\']»

Данное занятие предназначено для постанивки правильного произношения звука[ Б].На занятии используеся куб с  картинками и музыкальное сопровождение к ним....

Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж»

Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж(изолированного, в звукоподражательных словах)Задачи:Образовательные...

Конспект НОД по речевому развитию для детей 4-5 лет: Развитие речи. Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ц».

Цель:  Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах)....

Образовательная область " Речевое развитие" Раздел " Развитие речи" Тема : " Звуковая культура речи" - Звук "Ж"

Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж(изолированного, в звукоподражательных словах)Задачи:Образоват...