Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области " Речевое развитие "
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема: Насекомые

старшая группа

воспитатель  Терехина О.А.

Цель: закрепление знаний детей об особенностях жизни насекомых.

Задачи:

Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительным, использовать глаголы, прилагательные, составлять притяжательные прилагательные от названий насекомых, использовать в речи предлоги около, по, под, на, над, учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;

•продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

Развивающие: развивать словообразование и словоизменение, расширять и активизировать словарь по теме, развивать память, внимание

Воспитательные: воспитывать интерес к жизнедеятельности насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs_nasekomye.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: Речевое развитие 

Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема: Насекомые

старшая группа

воспитатель  Терехина О.А.

Цель: закрепление знаний детей об особенностях жизни насекомых.

Задачи:

Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительным, использовать глаголы, прилагательные, составлять притяжательные прилагательные от названий насекомых, использовать в речи предлоги около, по, под, на, над, учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;

•продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

Развивающие: развивать словообразование и словоизменение, расширять и активизировать словарь по теме, развивать память, внимание

Воспитательные: воспитывать интерес к жизнедеятельности насекомых.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок с изображением насекомых, чтение произведений с героями насекомыми, наблюдение на прогулке, создание мини-музея насекомых в группе.

Материал:

демонстрационный: картинки с изображением насекомых, большая картина с цветком и фигурки насекомых;

раздаточный: картинка с изображением цветка, фигурки насекомых: муравья, божьей коровки, пчелы, гусеницы, бабочки, жука, стрекозы.

Методические приёмы: оргмомент, проблемная ситуация, игры ,«Угадай, кто», «Назови ласково», «Один – много», «Подбери признаки», «Сосчитай», физминутка,  игры «Скажи одним словом», «Назови части тела насекомых», «Кто где находится», «Кого не стало», итог.

Словарная работа: стрекоза, бабочка, муха, муравей, кузнечик, жук, божья коровка, гусеница, комар, пчела; разноцветная, порхающая, стремительная, трудолюбивый, полезный, надоедливая, вредная, работящий, шустрый, быстрый, медлительная, прожорливая, звонкий, пестрокрылая, большеглазая, длинноусый, голова комариная, ножки пчелиные, крыло стрекозиное, усик пчелиный, брюшко муравьиное; около, по, под, на, над, под.

Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема, картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых (Демонстрационный материал «Ромашка» , составлять притяжательные прилагательные от названий насекомых, использовать в речи предлоги около, по, под, на, над.

Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин с изображением насекомых.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас на занятии гости, давайте их поприветствуем!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, бабочка из нашего музея насекомых просит  нас о помощи. Злой паук со своими братьями-пауками замотал их всех в своей паутине. Что же делать?

Дети: Надо их освободить.

Воспитатель: Верно.

Все берутся за руки и проговаривают:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

И в беде мы не бросаем!

Воспитатель: А для того, чтобы выручить наших насекомых нужно выполнить несколько заданий. Вы согласны?

Дети: Да!

Первое задание:

Воспитатель:  Угадайте, кто это:

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Воспитатель(показывает игрушку «Пчёлка»): Она принесла нам цветочки.

Воспитатель: Ребята, а цветочки то непростые, на них что-то написано, давайте прочитаем. (Воспитатель читает первое задание).

Воспитатель: Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на нашу полянку, и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел(-ла)…».

(Дети по очереди  называют спрятавшихся  насекомых. Воспитатель вывешивает  на доску соответствующую картинку).

Воспитатель: Вот они – друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые. Назовите полезных насекомых.

Дети: Бабочка, пчела, муравей.

Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?

Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Воспитатель: Назовите вредных насекомых.

Дети: Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.

Воспитатель: Слушайте внимательно следующее  задание (берёт второй цветок и читает задание). Ребята, пчелка предлагает вам рассказать о её друзьях насекомых по этому плану-схеме.

Воспитатель(открывает следующий лепесток): Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

Порхает (кто) – бабочка

Жужжит – жук

Звенит – комар

Собирает мед – пчела

Жалит – оса

Прыгает – кузнечик

Трудится – муравей

Летает – стрекоза.

Игра «Сосчитай»

(согласование существительных с числительными)

Посчитай, сколько бабочек? – Одна бабочка, две бабочки, пять бабочек.

Посчитай, сколько гусениц? – Одна гусеница, две гусеницы, пять гусениц.

Посчитай, сколько комаров? – Один комар, два комара, пять комаров.

Посчитай, сколько шмелей? – Один шмель, два шмеля, пять шмелей.

Динамическая пауза

Воспитатель: Мы сейчас с вами будем превращаться в бабочек:

Этот странный дом без окон

Стоят прямо, руки вдоль тела

У людей зовётся «кокон»

Свив на ветке этот дом

Поворачиваются направо

Дремлет гусеница в нём

Ладони под щёчку

Спит без просыпу всю зиму

Поворачиваются налево

Но зима промчалась мимо

Потягиваются

Март, апрель, капель, весна…

Загибают пальцы на обеих руках

Просыпайся, соня-солнышко

Трут глаза кулачками

Под весенним ярким солнышком гусенице не до сна

Потягиваются

  1. Стала бабочкой она!

Машут руками – «крыльями»

Покружилась, полетала

От усталости упала

Сели на места.

Игра «Скажи одним словом»

- У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).

- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).

- У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).

Следующее задание.

 Игра «Назови части тела насекомых».

(составление притяжательных прилагательных от названий насекомых)

Голова чья? - комариная

Ножки чьи? - пчелиные

Крыло чьё? - жучиное

Усик чей? – стрекозиный

Брюшко чьё? - муравьиное

Следующее задание (образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Муравей – муравейчик

Гусеница - гусеничка

Комар - комарик

Пчела – пчёлка, пчёлочка

Жук – жучок

Стрекоза – стрекозочка

Муха - мушка

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились!

Звуковой анализ слова.

Воспитатель: У каждого из вас на столе листок с заданиями. Сначала определите, какое насекомое изображено на картинке, затем в пустых квадратиках выложите звуковую схему слова. Речевой материал: жук, оса, бабочка, пчела, муха.

А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.

- Какие насекомые уселись на ромашку?

- Давайте расскажем, кто где находится?

И поиграем в игру «Закончи предложение».

• Муравей сидит около…(цветка)

• Божья коровка ползёт по… (листу)

• Шмель спрятался под…(листом)

• Гусеница сидит на… (цветке)

• Бабочка порхает над…(цветком)

• Жук сидит под…(цветком)

• Стрекоза летает около…(цветка)

- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть с нами  в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?

Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)

Воспитатель: Молодцы мы с вами, ребята, со всеми заданиями справились, насекомых своих освободили, посмотрите, вот они. А самое главное –мы помогли бабочке спасти ее друзей.

– Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).

Какие задания мы выполняли, чтобы их спасти?

Дети: Называли насекомых ласково, считали их и т.д.

– Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).

Дети: Называли насекомых ласково, считали их и т.д.

Воспитатель: Да, дети и все это мы делали с вами играючи:

Игры не простые,

Умные такие.

Те, кто в них играют,

Насекомых не обижают.

А нам же друзья, на прощанье,

Осталось сказать: « До свиданья!»

 

 

 

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа младшая № 2

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа м...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» Возрастная группа: второй ранний возраст

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Развитие речи»Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка»Во...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Весна шагает по планете» Возрастная группа: подготовительная

Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Весна шагает по планете»Возрастная группа:...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам приехали друзья» возрастная группа: вторая группа раннего возраста

Программное содержание: повышение познавательной и речевой активности детей в процессе игровойдеятельности.Задачи:Образовательные: - формировать грамматический строй речи, побуждать детей согласо...