Книжная иллюстрация, как особое средство в развитии словаря дошкольников.
статья по развитию речи

Зайцева Вера Александровна

Работа с книжной иллюстрацией имеет важное значение в развитии всех сторон речи ребенка - дошкольника. Но особое место она занимает в работе по развитию словаря детей. При работе над предметной иллюстрацией создается и улучшается лексический строй речи ребенка, грамматический строй речи, развивается связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_kategriyu.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Книжная иллюстрация, как особое средство в развитии словаря дошкольников.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении обучение родному языку - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Главной целью ступени дошкольного воспитания считается: снабжение одинаковых стартовых возможностей детям для последующего обучения в начальной школе за счет введения разных моделей дошкольного образования.

Современная система дошкольного образования характеризуется явным переходом от внедрения единой образовательной программы для работы с детьми к интегрированному подходу реализации образовательных программ и вариативных технологий, методик в контексте развивающего обучения.

В связи с этим одной из значимых проблем современного общества остаётся вопрос речевого развития ребёнка, как показателя его культурного роста. Несмотря на то, что речь у детей развивается стремительными темпами, в реальном общении они испытывают трудности в подборе слов (антонимов, синонимов), в их употреблении, обозначении действий и признаков предметов, словарный запас остаётся бедным и не позволяет свободно общаться со сверстниками.

Не зря проблема развития словаря детей дошкольного возраста считается приоритетной, поскольку из года в год жизнь предъявляет все более высокие требования к культуре речи не только нашей - взрослых людей, но и детей.

Вместе с тем неуклонный рост объема знаний, который необходимо усвоить детьми требуют не автоматического освоения, а осознанного. А это возможно только при организации систематической словарной работы с детьми.

В отечественной теории и методики развития речи детей, научные основы формирования словаря дошкольников, заложены в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др.

Концептуальные основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и др.

Проблемы содержания и методов развития словаря детей в условиях детского сада плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, разработаны системы обучающих занятий, рассмотрены специальные условия развития словаря детей.

К одним из средств развития словаря у дошкольников учёные относят иллюстрацию. Поскольку иллюстрация – это не просто прибавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация, как особое средство для работы с детьми дошкольного возраста служит многим целям. Она воплощает фантазии, возрождает воспоминания, помогает принять участие в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.

Главная сила эмоционального воздействия иллюстрации на детей содержится в образном реалистическом выявлении идей художественной литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Она базируется на образность детского мышления. Иллюстрация проникает в жизнь ребенка тогда, когда он еще не умеет разговаривать и помогает ему погрузится в содержание книги.

Иллюстрации играют значительную роль в накоплении читательского опыта и формировании читательских интересов. В возрасте 5 - 6 лет дети готовы долго разглядывать книжку, рассказывать сообразно картинкам о ее содержании. Любимую книжку, по иллюстрациям, они легко находят среди остальных, запоминают название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям сказок, с наслаждением играют в ролевые игры, базирующиеся на сюжетах сказок, рассказов, а еще часто выдумывают личные сюжетные повороты. Собственные предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочтенных произведений.

Поэтому задача любого взрослого – притянуть интерес детей к иллюстрации, ее художественным образам. Тут немаловажную роль играют вопросы взрослого, которые побуждают малыша внимательнее всматриваться в образ, устанавливать взаимосвязи, делать несложные выводы, обобщения. Педагог направляет интерес детей на главное, увеличивает эмоциональное отношение к изображаемому, вызывает у них ассоциации с собственным опытом, эмоциями.

В профильной научной литературе проблема применения иллюстраций в работе с детьми дошкольного возраста рассматривается с различных позиций: педагогической Л.И. Беленькая, Г.Г. Григорьева, А.Г. Дериновская, Н.Н. Житомирова, Т.С. Комарова, А.В. Славин, И.И. Тихомирова, Е.А. Флерина и др.); психологической (Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, Е.А. Громова, Л.А. Матвеева и др.).

По мнению ученых (Е.А. Флерина, В.А. Езикеева, Н.А. Курочкина, А.Ф. Яковличева и др.), дошкольники довольствуются яркому, красочному изображению; однако они с трудом выделяют основное в изображении, чаще перечисляют детали; схематичные рисунки дошкольников не интересуют и не завлекают; им доступно понимание характера образа; картинки считаются для дошкольников средством припоминания текста; жест, поза, мимика персонажей чаще всего остаются незамеченными.

Все вышеупомянутое выделяет необходимость кропотливого отбора книг и иллюстраций для работы с детьми дошкольного возраста. Этому фактору особое внимание уделяли Т.А. Репина, А.Ф. Яковличева которые предложили следующие требования и принципы отбора иллюстраций для работы с детьми дошкольного возраста:

  • иллюстрация должна быть высокохудожественной, реалистичной;
  •  она должна быть связана с содержанием читаемого;
  • по содержанию она должна быть доступна;
  •  изображения должны быть отчетливо выполнены, обладать четким контуром, правдивы;
  • по колориту иллюстрации должны быть разнообразными, элементы (части) иллюстрации соединены друг с другом;
  •  картинки в пределах каждой главы и во всей книге должны быть логически и преемственно связаны меж собой;
  • рисунок должен быть органично связан с текстом.

Работа с книжной иллюстрацией имеет важное значение в развитии всех сторон речи ребенка-дошкольника. Но особое место она занимает в работе по развитию словаря детей. При работе над предметной иллюстрацией создается и улучшается лексический строй речи ребенка (происходит знакомство с новыми словами, объясняется их смысл посредством иллюстрации; устанавливаются значения уже узнаваемых детям слов, активируется словарный резерв: слова, означающие предметы и явления окружающей среды, их признаки и действия (в особенности внешние состояния, особенности, свойства, поза, мимика, жесты); улучшается грамматический строй речи (морфологическая и синтаксическая стороны речи – умение строить предложения, состоящие из различного количества слов, разные по структуре и др.); развивается связная речь (в основном это построение текста - описания). Сюжетные иллюстрации предоставляют благодатный материал для становления связной речи ребенка (построение повествовательных текстов): формируются умения понимать тему текста, главную мысль, умение соблюдать последовательность при передаче событий, описанных в произведении, и поправлять неточности в создаваемом тексте с опорой на иллюстрации; умение отделять структурные части и объединять высказывание в единое целое и др.

Исходя из выше сказанного, выделяется актуальность проблемы подбора и выявления возможностей использования потенциала книжных иллюстраций в развитии словаря детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря дошкольников в процессе использования художественной литературы

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.Научившись сопереживать с героями художественных прои...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

Консультация для родителей "Развитие словаря дошкольника"

Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, о...

Игры по развитию словаря дошкольников

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, в дальнейшем успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно ...

Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи»

Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи»Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из о...