Самообразование
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Федюкова Татьяна Александровна

Самообразование:"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_3.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

    Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Форма отчётности:

1. Консультация для родителей.

2. Составить картотеку пальчиковых игр.

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук.

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.

Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости.

Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки»«Сорока-белобока»«Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников.

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Герои пальчиковых игр очень нравятся детям. Ползет ли улитка, шевелится краб, чирикает воробушек или кукла Катя варит кашу и подметает пол – все обеспечивает не только веселое общение, помогает снять напряжение или успокоить малыша, отвлечь, но и развивает мелкую моторику и, как следствие, мышление и речь ребенка.

Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Пальчики обеих рук «здороваются» начиная с больших.)

(Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

В то же время чтение стихов, в частности, потешек с их четким ритмом, помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

Лебёдушка

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает,

На цветы свяжу водичку стряхивает.

Произносим потешки для пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполняем синхронно с текстом или в паузах.

Для некоторых игр надеваем на пальчики бумажные колпачки нарисованные на подушечках пальцев глазки и ротик.

Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить,

Мишке-среднему - печку топить,

Гришке-сиротке - кашу варить.

А крошке Тимошке - песенки петь.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальчиков приводит к тому, что ребенок лучше запоминает информацию, активизируется его мыслительная деятельность.

«Теремок»

Домик, домик, теремок - две ладони «крышей» над головой

Мы закроем на замок - крепко сжать пальчики в «замок» перед собой

Ни один зубастый зверь - рычим, напрягаем ручки, показываем «когти»

Не откроет эту дверь! - ладошки прижаты друг к другу ребрами и развернуты в сторону лица; играющий «прячется» за ними, затем выглядывает«Ку-ку!»

«Кисонька»

Как у нашей киски - ладошками делаем над головой «ушки»

Молочко есть в миске - руки «ковшиком» перед собой

Киска молочко попьет - имитируем «лакание»

Лапкой мордочку потрет - правой и левой рукой поочередно трем «мордочку»

Хвостиком помашет - рукой делаем волнообразные движения

Весело попляшет - двумя пальчиками «пляшем» на любой плоскости

«Гномик»

Жил-был гномик - руки сложены «колпачком» над головой

Старичок - рука, сжатая в кулачок, подпирает щеку

Спать ложился - две ладони вместе под другой щекой – «спим»

На бочок - перекладываем две ладошки под другую щеку

Он проснулся - широко разводим руки в стороны

Потянулся - потягиваемся

Вправо-влево повернулся - руки на поясе, повороты туловища в стороны

Мух вокруг всех разогнал - машем двумя руками перед собой

Их ужасно напугал - машем руками - «крылышками» около плеч, говорим «ф-ф-фу!»

«Ежик»

Ежик наш колючий очень - сгибаем и разгибаем пальцы на обеих руках

Ежик спать - две ладони вместе под щекой – «спим»

Никак не хочет - отрицательно качаем головой

Весь в клубок свернулся ежик - руки в плотном «замке»

Нет ни головы, - дотрагиваемся до головы

Ни ножек - дотрагиваемся до ног

Развернуться он не хочет - держа руки в «замке», сгибаем и разгибаем пальцы

Вот какой упрямый ежик! - плечи подняты, недоуменно разводим руками.

Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития.

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «Использование пальчиковых игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста».

Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

Литература:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд».

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М. М «Развитие моторики».

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры».

11. Строгонова И. А. «Дошкольное образованиеразвитие мелкой моторики руки ребёнка».

Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы

1. «ОВОЩИ»

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох-

Урожай у нас не плох.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого.Со слов«Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.)

2. «КАПУСТА»

Я — зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову — «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,

И останусь только я! (Разводим руки в стороны.)

3.«МАСЛЕНИЦА»

Положи блинок в ладошку,

Угости мурлыку-кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

(Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

На следующие пять строчек загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.)

4.«МЕДВЕДЬ»

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«– Здравствуй, рыжая лисичка,

– Здравствуй, белочка-сестричка!

– Здравствуй, серенький волчонок!

– Здравствуй, беленький зайчонок!»

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.)

5.«СЛОН»

Хобот носит только он — (Рукой плавно двигаем перед собой — изображаем хобот.) Лопоухий серый слон. (Приставляем руки к ушам.)

6. «КОЛЬЦО»

Выйди, Оля, на крылечко

Подарю тебе колечко.

(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.)

Складываем пальчики -

Получились зайчики

Ещё раз сложили -

Колечко получили.

7.«МУХОМОР»

Красный-красный мухомор (Соединяем кончики пальцев — изображаем шляпку гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука — «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя — отодвигающий жест.)

8.«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Заяц и ёжик навстречу друг другу

Шли по дорожке по полю, по лугу. (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

Встретились — и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали — поди догони!

(Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

9.«КОШКА»

Вот, убрав царапки,

Кошка моет лапки. («Моем руки».)

Мордочку (Круговые движения ладонью по лицу.)

И ушки на своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами — показываем, как кошка моет ушки.) 10.«КУРОЧКА»

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

10.«ДЯТЕЛ»

Дятел дерево долбит: тук-тук-тук. (Одна ладонь прямая — это «дерево», другая — «дятел» — кулачком стучите неё.)

Целый день в лесу стоит

Стук-стук-стук. (Смена рук.)

11.«ЧАСТИ ТЕЛА»

(Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там — спина,

Ножки — чтобы поскакать,

Ручки — чтобы поиграть.

12. «БАРАБАНЩИКИ»

Твои пальчики-барабанщики

Там-там-там,

Тук-тук-тук.

Раздаётся звонкий звук.

(Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.)

13.«ТРАНСПОРТ»

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе«Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен — «сигналим».)

14.«МЕБЕЛЬ»

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.) Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками — «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

15.«ПОСУДА»

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.) Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец — «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад- вперёд.)

16.«МЫШКА»

Мышка в норку пробралась, (делаем двумя руками крадущиеся движения)

На замочек заперлась. (слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками).

17.«ЗИМА»

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо, (палец к губам) к нам идёт зима, («Идём» указательным и среним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим. (Рука за ухдом.)

18.«НОВЫЙ ГОД»

— Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок — «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.) Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

19.«ДОМ И ВОРОТА»

На поляне дом стоит (изображаем "дом")

Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем. (изображаем "дом")

20.«КОТ НА ПЕЧКУ ПОШЁЛ»

Кот на печку пошёл, (пальчики «шагают».)

Горшок каши нашёл. («Горшок из ладошек»)

На печи калачи, (ладошки «лепят калачи»)

Как огонь горячи. (подуть на ладошки).

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются. (погрозить пальчиком.)

21. «ЁЖИК»

Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки).

На клубочек он похож, (перед собой).

У ежа иголка иголки очень - очень колки. (Дети сжимают и разжимают кулачки).

Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину).

Покажи иголки, очень - очень колки (сжимают и разжимают кулачки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...