Лексическая тема "Зима" по развитию речи.
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Дидактические игры и упражнения. Расширение словарного запаса детей. Грамматический строй речи. Лексический строй речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_leksika.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Зима».

Задачи: расширять словарный запас детей. Формировать грамматический и лексический строй речи.

 «ОДИН –МНОГО» (образование существительных множественного числа в родительном падеже)

Снег — снегов, много снега, лед — льдов, много льда, звезда — звезд, день — дней, узор — узоров, ночь — ночей, снежинка — снежинок, снеговик — снеговиков, санки — санок, буря — бурь, вьюга — вьюг, стужа - стуж, холод- холодов, забава — забав.

ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА:

Снег – снежок, снежинка, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегирь, подснежник, снежный….

Зима- зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, зимующие…

Мороз—морозец; морозить, морозилка, морозный, мороженое;

Лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Упражнение «До — между — после».

Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?

Подбери прилагательных к существительному.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…

Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.

Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый. Погода (какая?) …

Подбери глаголы к существительным.

Снежинки зимой (что делают?) … Лед на солнце (что делает?) … Мороз (что делает?) … Метель (что делает?) …

«Четвертый лишний» на развитие логического мышления.

Коньки, скакалка, лыжи, санки.

Ворона, голубь, воробей, ласточка.

Лиса, волк, медведь, жираф.

«А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени)

Сегодня снег блестит, а вчера...(блестел)

Сегодня снег падает, а вчера ...

Сегодня снег сверкает, а вчера ... Сегодня снег тает, а вчера ...

Сегодня снег хрустит, а вчера ...

Сегодня снег идет, а вчера ...

Сегодня снег ложится, а вчера ...

Сегодня снег кружится, а вчера ...

Связная речь. Составление рассказа - описания о зиме по плану:

Погода: небо, солнце, осадки.

Растения зимой.

Животные зимой.

Люди зимой: одежда, развлечения.

Упражнение "Узнай словечко" на активизацию словаря.

Белый, пушистый, искрящийся ... (снег)

Колючая, мохнатая, зеленая ... (ёлка)

Сладкое, холодное, сливочное ... (мороженое)

Ледяная, тающая, остроконечная ... (сосулька)

Уходящий, старый, новый ... (год)

Знакомство с ПОСЛОВИЦАМИ.

Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

Без мороза вода не замёрзнет

Береги нос в сильный мороз

Много снега - много хлеба

Синица к избе - зима на двор

Снег холодный, а от мороза укрывает

Январь год начинает, а декабрь кончает

Дым из трубы столбом — к холодам

Зима - не лето, в шубу одета

Зима морозная - лето жаркое

Пересказ. Составление рассказа.

После осени наступила зима. Дни стали короче, а ночи длиннее. Часто идёт снег. Дует ветер. На деревьях и на земле лежит снег. Реки и озёра покрыты льдом. Люди одевают шубы, тёплые куртки, шапки, варежки, обувают зимние сапоги и валенки.

Зимующим птицам нечем питаться, поэтому люди делают кормушки и подкармливают птиц. Многие животные прячутся в норки. Медведь ложится в спячку. Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков. Дети рады зиме!

Зимой солнце светит, но не греет. Бывают и сильные морозы. Часто идет белый пушистый снег. Листья на деревьях облетели. Деревья стоят укрытые снегом. Сосны и ели стоят зеленые. Перелетные птицы улетели в теплые края. Остались с нами зимовать зимующие: воробьи, сороки и другие. Животные морозов не боятся: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной коркой ей ещё теплее. Люди надели теплую одежду. Дети катаются зимой на лыжах, коньках да на санках, в снежки играют, лепят снеговиков, строят снежные горки. Зимой в домах наряжают елки и отмечают праздник – Новый год.

Пересказать рассказ (учимся связной речи). Ёлка.

Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили ёлку. Повесили игрушки, конфеты, шары. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Зимой реки и озера покрываются гладким, блестящим…

Земля покрылась белым, пушистым…

Дети слепили большую снежную…

Зимой дети любят кататься на…

Считалка

Ослик саночки тащил,

Не жалел последних сил:

В гору - с горки - подустал,

Навзничь ослик в снег упал.

Санки некому тащить,

Выходи - тебе водить!

Подвижная игра «Мороз – красный нос»

Я - Мороз Красный Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

Какой общий признак имеют следующие предметы?

Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.)

Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег - кусты и озимые.)

Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.) Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)

Игра «Бывает - не бывает».

Зимой зеленеют листья. В воздухе кружатся снежинки. На яблоне созрели яблоки. Дети сыплют зерно в кормушку. На ветках сидят снегири. По болоту ходит цапля.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.     Ответьте на вопросы.

О чем разговаривают между собой Снежинки?

О каких приключениях поведали вам Снежинки?

О чем предупреждают Сосульки, свисающие с крыши?

О чем шепчутся Деревья в зимний день?

О чем разговаривают между собой Ель и Осина?

«Как заяц зимой живет».  Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает -там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке -тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу -попробуй-ка разгляди! Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться. Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь -травку найдет. А как наметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет - вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сен дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.

«Как белочка зимует». Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода

- белка скорей к своему гнезду спешит.

Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано - то ловко -будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.

Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила.

Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева. Там у нее и жёлуди и орехи есть - на всю зиму запасов хватит

«Как зимуют рыбы» Автор: Л. Карпова

«Чем дятел зимой кормится»

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Лексическая тема: «Продукты питания»

Программные задачи:1. Вспомнить  названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи,  и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.2. Учить проговаривать сло...

Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи. Тема: Грамматический строй речи «В гостях у куклы Сауле» (лексическая тема: Мебель) и конспект занятия по аппликации "Шкаф"

Занятие по развитию речи ,со следующей целевой направленностью:  развивать речевую активность детей, учить детей уметь отвечать полными ответамиЗадачи: -формировать грамматическую  и морфоло...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Наглядно дидактическое - пособие для занятий по развитию речи с детьми по формированию лексической стороны речи «Четыре времени года»

        Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по развитию речи      (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми среднего и старшего...