«Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием элементов мнемотехники в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Иванова Ирина Владимировна
Данный материал был разработан мною с целью обеспечения успешного освоения детьми эффективным запоминанием
структуры сказки (рассказов), сохранения и воспроизведения информации, и конечно, развития речи.

Методческая разработка включает в себя 3 конспекта занятий с комплексом дидактических игр, также, 
Медиа-презентацию (ссылка  указана в файле) , мнемотаблицы, и печатный материал для организации образовательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспекты занятий37.4 КБ
Файл tablitsy.docx350.36 КБ
Файл personazhi.docx455.82 КБ
Файл ssylka_na_prezentatsiyu.docx10.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди» с
использованием элементов мнемотехники в средней группе

Выполнила:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Иванова Ирина Владимировна

Санкт-Петербург

2021 г.

«Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди» с
использованием элементов мнемотехники.

 

Образовательная область: речевое развитие.

Тип занятия: связная речь.

Форма занятия: фронтальное.     

Возрастная категория: подготовительная группа.

Продолжительность: 30минут.

Цель: развитие связной монологической речи через пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

1) Коррекционно-образовательные – активизировать словарь синонимов, антонимов; учить работать с проблемным текстом: вслушиваться в неправильно построенные фразы и исправлять их на логически верные; продолжать развивать связную речь, через пересказ сказки по цепочке; учить правильно применять элементы психогимнастики; закреплять понятия «начало», «середина», «конец» сказки или рассказа; тренировать в построении фраз с применением предлогов В, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД.

2) Коррекционно-развивающие – развивать навык планирования связного высказывания; учить соотносить содержание фразы со схематичным изображением и строить план-схему; учить понимать и объяснять значения образных выражений; упражнять в отгадывании загадок; развивать внимание, память, мыслительную деятельность; закреплять пространственную ориентировку и последовательность на листе бумаги; развивать общую и мелкую моторику, координацию движений; упражнять в изменении интонации, силы и громкости голоса; .

3) Коррекционно-воспитательные – прививать любовь к русским народным сказкам, учить понимать их мудрость и доброту.

Оборудование: загадки и предметные картинки с героями сказки «Гуси-лебеди»; схемы-символы для построения мнемотаблицы; клей; кубик волшебных слов; магнитная доска, проектор, диафильм «Гуси-лебеди», чистые карточки схемы на каждого ребенка (по 4 квадрата), мелки, тактильные дощечки, Медиа-презентация «Гуси-лебеди», игрушка бибабо Бабы-Яги.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, ответы на вопросы по сюжетам художественных произведений; отгадывание загадок, объяснение образных выражений и пословиц; определение на слух и исправление логически нарушенных фраз; работа с мнемотаблицами по сказке; отработка и закрепление тем: «Простые предлоги», «Сложные предлоги», «Слова-антонимы», «Слова-синонимы» на разном лексическом материале; подготовка листов формата Адля мнемотаблицы.

Конспект 1

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Дети входят в группу, садятся за столы.

В.: Я знаю, вы любите игры,

     Песни, загадки и пляски.

     Но нет ничего интересней,

     Чем наши волшебные …

В.: Сказки!

В.: Ребята, а вы любите сказки? Хорошо их знаете?

Д.: Да!!!

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

  1. Понятие «план-схема». Инструкция.

В.: Давайте вспомним, как надо сидеть за столом? Спинки ровненькие, ножки стоят прямо! Хорошо, молодцы!

В.: Ребята, чтобы пересказать сказку или рассказ обязательно нужен план. Сегодня мы сделаем его своими руками и назовём – ПЛАН-СХЕМА. Для этого нам с вами пригодятся листочки, которые вы недавно складывали, схематичные картиночки, которые лежат у всех на столах и ещё – клей.

Логопед параллельно демонстрирует каждый предмет

В.: Разложите, пожалуйста, картинки НАД листом бумаги. Постарайтесь не перепутать свои картинки с картинками вашего товарища!

      Поставьте пальчик в первый квадратик. Где он расположен? Да, верхний ряд, первый квадратик слева – это НАЧАЛО сказки. Далее также движемся по прямой линии СЛЕВА-НАПРАВО.

В.: Обратите внимание! Работу с клеем проводим быстро. Наносим клей только на середину квадратика (полностью клеем смазывать его не надо) на большом листе, а подходящую схематичную картинку прикладываем сверху. Нам нужно её просто зафиксировать, чтобы она от нас никуда не улетела.

Воспитатель может продублировать показом

 

  1. Работа с первой частью сказки. Составление мнемотаблицы.

В.: Я уже говорила, что в сказках всё непросто! Вам, дети, предстоит преодолеть несколько препятствий. Сейчас буду вас запутывать. А вы должны слушать внимательно отрывочки из нашей сказки и исправлять, если что-то будет неправильно.

В.: Итак, готовы? Сказка начинается …

1) «Жили-были Баба-Яга – костяная нога, гуси-лебеди, и был у них Петушок-золотой гребешок».

 

Д.: Нет! Жили-были муж с женою. Была у них дочка и сыночек маленький.

В: Ну что ж, начало правильное! Посмотрите внимательно на схематичные картинки, найдите ту, которая подходит к началу сказки и вклейте её.  

В.: Хорошо. Слушаем дальше…

2) «Собрались родители в гости, а девочке наказывают: «Сходи-ка и ты, доченька, погуляй, а братец и сам поиграет».

 

Д.: Нет! Собрались родители на базар, а девочке наказывают быть умницей, беречь братца, со двора не уходить.

В.: А что же девочка?

Д.: Девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась с подружками.

В.: Найдите, пожалуйста картинку-схему, которая нам подходит, и приклейте. Следующая фраза:

3) «В это время неподалёку прогуливались гуси-лебеди. Решили они с девочкой в прятки поиграть».

 

Д.: Нет! В это время откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили они мальчика и унесли.

В.: Ищем нужную схему и вклеиваем. Слушаем:

4) «Прибежала девочка, а братца нет. Только гуси-лебеди мелькнули вдали. – Наверное, гуси унесли братца, – подумала девочка и побежала их догонять».

 

Д.: Да! Правильно!

В.: Вклеиваем картинку-схему.

5) «Бежала, бежала девочка и видит: стоит печка в поле вся чёрная от сажи и горько плачет».

 

Д.: Нет! Бежала, бежала девочка, видит: стоит печка. – Печка, куда гуси-лебеди полетели? А печка в ответ: – Съешь моего ржаного пирожка, скажу. Девочка подумала и говорит: – У моего батюшки и пшеничные не едятся. Печка ничего не сказала.

В.: Ищем нужную картинку-схему.

6) «Дальше девочка встретила зайчика под яблонькой и спросила у него, куда гуси-лебеди полетели. А зайчик предложил ей скушать сочную грушу».

 

Д.: Нет! Девочка побежала дальше и увидела яблоньку. – Яблонька, куда гуси-лебеди полетели? Яблонька в ответ: – Съешь моего лесного яблочка, скажу. Девочка подумала и говорит: – У моего батюшки и садовые не едятся. Ничего не ответила яблонька.

В.: Находим картинку.

7) «Побежала девочка дальше и видит: течёт молочная река, кисельные берега. – Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели? А речка ей в ответ: – Попей моего простого киселька с молочком, скажу! Девочка говорит: – У моего батюшки и сливочки не едятся. Промолчала речка».

 

Д.: Да! Правильно!

В.: Вклеиваем ещё одну картинку. Слушаем!

8) «Долго ходила девочка, устала. Увидела она чью-то избушку, зашла в неё, а там только мышка хозяйничает. Прилегла девочка на кровать, да и уснула».

 

Д.: Нет! Долго девочка бегала по лесу и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидит Баба-Яга – костяная нога, а братец на лавочке с золотыми яблочками играет. Девочка схватила братца и побежала.

В.: Ну что ж, вклеиваем ещё одну, последнюю картинку. Вот, ребята, и получилась у нас с вами план-схема к сказке «Гуси-лебеди». Да план не простой: по нему мы сможем рассказать, как девочка с братцем добрались до своего дома.

В.: Давайте теперь проверим, так ли всё вы сделали, правильно получилось?

Логопед выставляет демонстрационный образец

для сравнения на листе А3

Упражнение «Скажи наоборот».

Воспитатель подводит детей к доске, где находится изображение избушки.

Воспитатель: Ребята посмотрите что это? (ответы детей)

Д.: Избушка

Воспитатель: А кто в ней живет? (воспитатель прикрепляет изображение злой бабы-яги)

Воспитатель: Ребята, Баба- Яга в сказке добрая? (ответы детей)

Воспитатель: Она молодая? (ответы детей)

Воспитатель: Она красивая? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а если мы Бабу- Ягу назовем ласково, она обязательно станет доброй. Как можно назвать Бабу- Ягу ласково? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, она стала доброй и ласковой после ваших слов. (Воспитатель меняет на доске изображение бабы-яги на добрую)

Воспитатель: А теперь я покажу вам таблицу, и мы вспомним нашу сказку, а вы нарисуете ее в своих табличках, и мы отправим ее Аленушке (таблица, карандаш, бумага; задание: дети смотрят две-три минуты на таблицу, запоминают ее и воспроизводят самостоятельно, рассказывают по таблице сказку).

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы отлично справились с заданиями и помогли Аленушке.

Конспект №2

ЦЕЛИ: Совершенствовать умение детей мыслить логически,

 Развивать связную речь детей, умения последовательно передавать

содержание сказки с опорой на мнемотаблицу.

 Развивать слуховое и зрительное внимание, тактильную память, вкусовое

восприятие, мышление, творческое воображение.

 Воспитывать у детей любовь к сказкам , доброжелательное отношение,

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: мнемотаблица, поднос с фруктами для вкусовых ощущений, мелкие предметы для игры-упражнения «Чего не стало», иллюстрация избушки Бабы- Яги, карандаши, бумага.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Беседа о любимых сказках.
  2. Изготовление книжки-малютки «Моя любимая сказка».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В.: Я знаю, вы любите игры,

     Песни, загадки и пляски.

     Но нет ничего интересней,

     Чем наши волшебные …

Д.: Сказки!

В.: Ребята, а вы любите сказки? Хорошо их знаете?

Д.: Да!!!

Логопед предлагает собраться вокруг мольберта

В.: Про сказки я спросила не просто так, из любопытства! Дело в том, что сегодня к нам пришли не только гости, но и сказка. Очень хочется ей увидеть и услышать, что вы про неё знаете.  И сейчас вам предстоит отгадать её персонажей. Будьте внимательны! Загадку дослушать надо до конца! Готовы?

Дети отгадывают загадки и

вывешивают картинки с героями сказки «Гуси-лебеди»

 

  1. Бабушка седа-бела,

   Зимой каждому мила.

   Из трубы летят колечки.

   Это дым из нашей …   (печки).

 

  1. Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.   (Речка)

 

  1. Живёт в дремучем лесу, в избушке, очень вредная старушка.   (Баба-Яга)

 

  1. Стоит королева, плоды румяные надела.

   Угощает весь народ, кто заходит в огород.   (Яблоня)

 

  1. Длинные шеи, красные лапки,

   Щиплют за пятки – беги без оглядки!   (Гуси)

Упражнение «Чего не стало»

В.: В прошлый раз вы уже сами составляли план-схему (таблицу), подбирая картинки в квадраты. Помните? Я сейчас вам напомню, какая таблица у нас с Вами получилась.

 Вы внимательно посмотрите на нее, вспомните что за чем следует.

В.: А теперь хочу с вами поиграть. (воспитатель показывает мнемотаблицу без картинки – яблоня)

В.:  Какого героя не хватает из сказки?

В: А теперь? (убирает другую картинку)

(Воспитатель убирает 3-4 картинки из мнемотаблицы по очереди)

Упражнение «Что за чем следует?»

(Воспитатель перемешивает на доске изображения мнемотаблицы, используя бибабо Бабы-Яги))

В.: Какие же вы внимательные! А вот Баба-Яга перепутала все картинки. Не хочет, похоже, она, чтобы сказка так сказывалась. Ребята, я уверена, у вас получится снова расположить картинки в правильном порядке, как было в сказке.    

(Воспитатель приглашает к доске по очереди детей и предлагает пересказать ту часть сказки, изображение которой выкладывает на доске)

Чистоговорки

                                                                                  

РА – РА – РА - младшая сестра                                                                           

АТ – АТ – АТ - мой любимый брат                                                                                                                                         

ВУ – ВУ – ВУ - сестренку позову                                                                        

РОЙ – РОЙ – РОЙ – поиграю я с сестрой                                                       

ЗЬЯ – ЗЬЯ – ЗЬЯ – мы с братишкою друзья

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью                                                         

МЬЯ – МЬЯ – МЬЯ – моя дружная семья

Конспект № 3

Презентация.

Слайд 1.

Жили-были мужик, да баба. Была у них дочка, да сыночек маленький.

-Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, а ты береги братца.

Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу. Заигралась, загулялась, и позабыла про братца.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях. Побежала девочка искать братца.

Слайд 2.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях. Побежала девочка искать братца

Воспитатель:

-Сколько было гусей?

 -На каком по счёту гусе сидит мальчик?

-Сколько гусей впереди братца?

-Сколько гусей позади мальчика?

Слайд 3.

Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. И встретила на своём пути…печку

-Печка-печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

 Отвечает печка: «Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу. И не просто съешь, а поделись с братцем».

Воспитатель: на сколько частей нужно разделить пирожок?

Слайд 4.

Побежала девочка дальше и увидела Яблоню

И решила спросить девочка у яблоньки, куда гуси-лебеди полетели и унесли её братца. А яблонька ей отвечает: - я скажу, если дети помогут сосчитать яблоки на моей яблоньке. Воспитатель: Сколько яблок весит на яблоньке?

сколько красных яблок?

сколько жёлтых?

 каких яблок больше?

Какой формы яблоки?

Сколько яблок на земле, сколько на дереве?

Слайд 5.

Физкультминутка

По ровненькой дорожке шагают наши ножки

По камушкам, по кочкам, по мостику идем.

Быстро, быстро мы шагали, не споткнулись, не упали.

Прямо к речке мы попали.

Девочка увидела речку. Здравствуй речка. Скажи, куда гуси – лебеди полетели?

Речка попросила помочь убрать волшебные камни, которые мешают её течению.

 Воспитатель: ребята, а на что похожи эти камни?

Назовите каждую фигуру и какого она цвета?

Какая фигура находится по середине?

Слайд 6.

Побежала девочка дальше и видит стоит избушка на курьих - ножках. Вышла Баба-Яга.

- Б. Я -Зачем сюда пришла?

Девочка: я за братцем пришла, твои гуси - лебеди унесли его.

Б. Я - Ишь, чего захотела. Братца твоего не отдам.

Воспитатель: Ребята, Баба Яга отпустит мальчика, если мы поиграем с ней в игру «Бывает – не бывает». Отвечать на её вопросы будем дружно.

Игра с бабой Ягой «Бывает не бывает»

— Бывает круг с углами?

— Бывает у слона три уха?

— Бывает трава зелёного цвета?

— Бывает суп сладкий?

— Баба Яга, мы и с твоим заданием справились.

Б. Я – Ах спасибо, никто никогда со мной не играл. Видно братца  отдать тебе придется.

Слайд 7.

Прибежали они домой, а тем временем родители возвращались домой, и подарили девочке платочек.

Знакомство с тактильными дощечками.

5 дощечек (гладкий, колючий, ребристый, шершавый, мягкий).

Дети сидят полукругом. Перед ними стол, на котором расположены дощечки в хронологии «гладкий, колючий, ребристый, шершавый, мягкий».  Каждому ребенку предлагается прикоснуться, потрогать дощечки. Затем воспитатель дает задание охарактеризовать  свойства каждой дощечки (мягкая, пушистая, жесткая, шершавая, холодная, ворсистая и т. д.).  Воспитатель помогает детям в определении свойств. 

И/У «Дощечки» (упражнение с тактильными дощечками)

В: ребята! Что из дощечек можно построить?

Д.: дом, стол, стул..

В.: А если они располагаются друг за другом как наши дощечки – что это  напоминает? (мостик).

Появляется баба-яга (би-ба-бо) и размешивает (раскидывает) дощечки.

В: Айяайяй! Опять баба-яга не в настроении и перепутала наши дощечки.

Ребята, давайте собирать наш мостик заново. Кто запомнил – какая дощечка была первой?

В.: какая она? (ответы детей)

В.: Кто найдет следующую дощечку?

И т.д.

Пересказ сказки с конца  по плану-схеме.

  1. Итог.

Л.: Ну что ж, ребята! Вы отлично справились с непростыми заданиями. Что помогло нам быстро, правильно и интересно пересказать сказку «Гуси-лебеди»?

Д.: План-схема.

Л.: Ребята, занятие наше подходит к концу, давайте закончим его там, где и начинали – у мольберта. Ой, а где же наши картинки?  

Дети смотрят по сторонам…

Л.: А что это за волшебное сверкающее покрывало? Заглянем под него, что там? Дети, посмотрите наши картинки превратились в шапочки для театра. Как же здорово! И теперь вы можете в эту сказку поиграть по ролям!

Логопед заканчивает занятие чтением стихотворения

В мире много сказок                     Пусть герои сказок

Грустных и смешных.                   Дарят нам тепло,

И прожить на свете                       Пусть добро навеки

Нам нельзя без них!                      Побеждает зло!



Предварительный просмотр:

C:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpgC:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpgC:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpgC:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpg

C:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpg

C:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpg

C:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpg

C:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpg

C:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpg

C:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpg

C:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpg

C:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpg

C:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\img1.jpg

C:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\таблицы\гуси-лебеди таблица.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\яга улыбается.jpgC:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\избушка.jpgC:\Users\vsmar\Desktop\детский сад\МНЕМОТЕХНИКА\гуси-лебеди\яга.png



Предварительный просмотр:

https://ppt-online.org/195416

http://www.myshared.ru/slide/1204958/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди»» Средняя группа.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  Калининского района...

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов настольного театра в средней группе "Путешествие по сказке "Гуси - лебеди"

: Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости....

Игровая ситуация с элементами коррекционных упражнений для детей средней группы, имеющих нарушения опорно - двигательного аппарата "Путешествие по сказке Гуси - лебеди".

Познакомить родителей с комплексом коррекционных упражнений, используемых на занятиях по физической культуре для закрепления и повторения их с детьми в домашних условиях....