Конспекты занятий по лексической теме «Деревья».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юматова Анна Валентиновна

Конспект занятия  по теме «Деревья».

Цель: продолжать учить детей составлять короткий описательный рассказ по теме.

Задачи:

1.Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные.

2.Формировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3.Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия №1  по теме «Деревья».

Цель: продолжать учить детей составлять короткий описательный рассказ по теме.

Задачи:

1.Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные.

2.Формировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3.Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: демонстрационный материал: предметные и сюжетные картинки по теме.

раздаточный материал: раздаточный материал «4 лишний».

Ход занятия

I.Орг.момент.

1.Работа с предметными карточками «Назови дерево».

II.Работа по теме занятия.

1.Введение в тему занятия.

Педагог сообщает детям, что в гости к ним пришел Волшебник-Признак Гном и он хочет задать им несколько вопросов.

Вопросы:

-Вспомните и назовите деревья, которые были у вас нарисованы на карточках (выставляются соответствующие картинки).

-Береза, яблоня, дуб, сосна, ель, клен-это всё…(деревья).

-Какие части есть у дерева? (Картинка.)

-Если на ветках дерева растут листья, это какое дерево? Если на ветках дерева растут иголки, это какое дерево? (Картинки.)

-Где могут расти деревья? (Картинки.)

-Какую пользу приносят деревья?

!Запомните все то, о чем мы сейчас говорили, это нам приходится, когда мы будем рассказать о различных деревьях.

2.Р/и «У гнома».

-У Волшебника-Признака Гнома есть друг гномик-маленький сказочный человек. Около его дома растет не дерево, а…деревце. А еще растет не ёлка, а…ёлочка, не кут, а…кустик. Возле кустика от старого деревца остался не пень, а…пенечек.

-Гномик все около своего домика называет ласково, и вы назовите ласково:

-Корень-…, ствол-…, ветка-…, лист-…, иголка-…, шишка-… .

3.Р/упр. «Подумай и ответь».

-У какого дерева самые большие листья? Какие это листья? (Самые большие листья у клена. Это кленовые листья.)

-У какого дерева самые длинные иглы? Это какие иглы?

-У какого дерева самые короткие иголки? Это какие иголки?

-На каком дереве растут сережки? Это какие сережки?

-На каком дереве растут желуди? Это какие желуди?

-На каком дереве растут длинные шишки? Это какие шишки?

-На каком дереве растут короткие шишки? Это какие шишки?

-У какого дерева самый толстый ствол? Какой это ствол?

-У какого дерева белая кора? Эта какая кора?

-У какого дерева красные ягоды? Это какие ягоды?

III.Физкультминутка.

Один-два-три-четыре-пять!

Дети загибают пальцы по одному.

Будем листья собирать:

Сжимают и разжимают пальцы в кулачки.

Березовый, дубовый,

Рябиновый, кленовый, липовый.

Загибают пальцы по одному на другой руке.

Мы листья соберем,

Сжимают и разжимают пальцы в кулачки.

Своей маме отнесем!

На ладошках «подносят» маме букет.

IV.Продолжение работы по теме занятия.

1.Составление описательного рассказа по теме.

-Как вы думаете, что мы будем сегодня описывать? Да, но наших карточек не достаточно, чтобы полностью рассказать о деревьях, поэтому Волшебник-Признак Гном принес нам еще несколько карточек, как вы думаете, о чем мы будем говорить, увидев эту карточку? А эту?

Педагог демонстрирует детям карточки-опоры с изображением листьев и хвои, а также плодов деревьев.

Рассказ педагога о дереве: «Это береза. Береза-это лиственное дерево. У нее есть корень, ствол, ветки, почки и листочки. На березе растут сережки. Береза растет в лесу. Из нее можно сделать мебель, заготовить дрова на зиму, построить дом».

2.Составление описательного рассказа детьми.

3.Работа с раздаточным материалом «4 лишний».

V.Итог.

Конспект занятия №2  по теме «Деревья».

Цель: учить детей составлять линейный рассказ.

Задачи:

1.Продолжать учить детей согласовывать числительные с существительными.

2.Развивать умение детей образовывать существительные ед. и мн. числа.

3.Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: демонстрационный материал: предметные и сюжетные картинки по теме.

раздаточный материал: прописи, карточки с изображением листьев различных деревьев.

Ход занятия

I.Орг.момент.

1.Д/и «С какого дерева упал листочек?»

-С какого дерева упал твой листочек? Значит, он какой?

II.Работа по теме занятия.

1.Введение в тему занятия.

-Скажите, как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на занятии? Верно! (Демонстрация картинки).

2.Р/и «Смотри внимательно. Отвечай старательно.»

На наборном полотне карточки с изображением цифер 1, 2, 3 ,4, 5, которые расположены в ряд, под ними предметная картинка дерева (ветки, пня и т.д.).

-Смотрите внимательно,-указкой показать на цифру, а затем на предметную картинку.

-Отвечай старательно,-указкой показать на того ребенка, который должен ответить (или назвать его имя). Повторно показать цифру и предмет. Ребенок отвечает, например: 3 дерева. Затем другой ребенок и т.д. (2 дерева, 5 деревьев и т.д.)

Затем поменять предметную картинку.

3.Работа над содержанием линейного текста.

1)Уточнение и активизация знаний детей по теме.

-Скажите, что такое дрова? (Обработанные куски дерева).

-Из чего получают дрова?

-Для чего они нужны? (Предназначены для сжигания в печикаминетопке или костре для получения тепла и света.)

-Где можно увидеть заготовленные дрова: в городе или в деревне?

-В какое время года нужны дрова? Почему?

-Кто может заготовить дрова?

-Что для этого нужно?

III.Физкультминутка.

IV.Продолжение работы по теме занятия.

1.Работа с картиной.

-Давайте узнаем, как заготавливали дрова папа и Ваня. Вам нужно будет составить предложения по опорным картинкам. Рассмотрите первые три картинки и ответьте на мои вопросы.

-Какое время года изображено на первой картинке? Почему вы так решили?

-Кто изображен на второй картинке?

-Рассмотрите третью картинку и скажите, куда решили отправиться папа и Ваня?

-Составьте предложение по этим трем картинкам (лето, папа, Ваня, лес). Не забудьте, что стрелочка обозначает слово-действие. Начать предложение можно со словами: «Однажды летом…»

Аналогичная работа проводится с остальными картинками.

2.Составление линейного рассказа «Как папа и Ваня заготавливали дрова».

-Однажды летом папа и Ваня поехали за дровами в лес. В лесу они увидели сломанную березу. Папа и Ваня взяли пилу и распилили березу на дрова. Дрова погрузили в кузов машины и отвезли домой. Теперь папа и Ваня не замерзнут зимой.

3.Работа с прописями.

V.Итог.

21.09.-25.09. Лексическая тема «Деревья».

22.09.

1.Р/и «У гнома».

-У Волшебника-Признака Гнома есть друг гномик-маленький сказочный человек. Около его дома растет не дерево, а…деревце. А еще растет не ёлка, а…ёлочка, не кут, а…кустик. Возле кустика от старого деревца остался не пень, а…пенечек.

-Гномик все около своего домика называет ласково, и вы назовите ласково:

-Корень-…, ствол-…, ветка-…, лист-…, иголка-…, шишка-… .

2.Составление описательного рассказа по теме.

-Как вы думаете, что мы будем сегодня описывать? Да, но наших карточек не достаточно, чтобы полностью рассказать о деревьях, поэтому Волшебник-Признак Гном принес нам еще несколько карточек, как вы думаете, о чем мы будем говорить, увидев эту карточку? А эту?

Педагог демонстрирует детям карточки-опоры с изображением листьев и хвои, а также плодов деревьев.

Рассказ педагога о дереве: «Это береза. Береза-это лиственное дерево. У нее есть корень, ствол, ветки, почки и листочки. На березе растут сережки. Береза растет в лесу. Из нее можно сделать мебель, заготовить дрова на зиму, построить дом».

3.Составление описательного рассказа детьми.

24.09.

1.Р/и «Смотри внимательно. Отвечай старательно.»

На наборном полотне карточки с изображением цифер 1, 2, 3 ,4, 5, которые расположены в ряд, под ними предметная картинка дерева (ветки, пня и т.д.).

-Смотрите внимательно,-указкой показать на цифру, а затем на предметную картинку.

-Отвечай старательно,-указкой показать на того ребенка, который должен ответить (или назвать его имя). Повторно показать цифру и предмет. Ребенок отвечает, например: 3 дерева. Затем другой ребенок и т.д. (2 дерева, 5 деревьев и т.д.)

Затем поменять предметную картинку.

2.Составление линейного рассказа «Как папа и Ваня заготавливали дрова».

-Однажды летом папа и Ваня поехали за дровами в лес. В лесу они увидели сломанную березу. Папа и Ваня взяли пилу и распилили березу на дрова. Дрова погрузили в кузов машины и отвезли домой. Теперь папа и Ваня не замерзнут зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ Лексическая тема «Деревья».

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯЛексическая тема «Деревья»....

Конспект занятия. Лексическая тема: "Золотая осень. Деревья".

Конспект логопедического занятия по развитию речи  для детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема: "Золотая осень. Деревья"....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Л. Лексическая тема "Деревья"

Паспорт урокаУчитель-логопед Санькова Елена Николаевна№Разделы паспортаСодержание разделов 1Номинация конкурса Урок с детьми с ОВЗ в однородной по составу группе. 2Возраст детей (класс)...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языкав старшей группе по лексической теме «Деревья»....

Конспект фронтального логопедического занятия во второй младшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Деревья (елка и береза)»

Конспект фронтального логопедического занятия во второй младшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Деревья (елка и береза)»...