Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Птицы за окошком"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шерер Надежда Викторовна

Конспект по развитию речи в старшей группе "Птицы за окошком".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rr_v_st.gr_._ptitsy_za_okoshkom.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно - эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 « Искорка», г. Бердск

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию  в старшей группе

«Птицы за окошком»

Подготовила и провела:

Воспитатель I кв.категории

Шерер Надежда Викторовна

г. Бердск

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Цель: развитие связной речи.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду;

- закреплять представления о птицах, их образе жизни в зимний период;

- формировать обобщающее понятие «Зимующие птицы».

Развивающие задачи:

- способствовать развитию зрительного восприятия, целостного восприятия  и слухового внимания;

- способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать и обобщать;

- уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;

- продолжать учить образовывать сложные слова;

- обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.

- развивать умение детей отвечать на вопросы педагога полным ответом;

Воспитательные задачи:

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой; 

- воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; рассматривание иллюстраций из альбома «Зимующие птицы»; разгадывание загадок о птицах; работа с лэпбуком «Зимующие птицы»; составление описательного рассказа о птице по мнемотаблице.

Оборудование: картинки с изображением птиц, запись со звуками зимы,

 «окна» с морозными узорами, медальки,  картинно-графический план. Круги трех цветов (зеленый, желтый, красный).

Ход образовательной деятельности:

1ч. Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, встанем в круг. Предлагаю создать хорошее настроение на работу. Нам поможет это сделать следующее упражнение:

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

Воспитатель: - Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей). Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

Зимой на улице морозно. Нам это не нравится - нахмурим брови. Но иногда солнышко выглядывает из-за туч - улыбнемся солнышку. Вот оно посветило нам в правый глаз - зажмурим его, теперь в левый глаз - зажмурим его. А сейчас выполним все движения поочередно: нахмурим брови, улыбнёмся, зажмурим сначала правый глаз, затем - левый».

2ч. Основная часть.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, я нашла перышко. Как вы думаете, кто его потерял? (Ответы детей). Правильно, это перышко потеряла птичка. Сегодня мы поговорим о птицах. Чтобы узнать, о каких птицах пойдет речь, я предлагаю вам сыграть в игру «Птицы за окошком».

Воспитатель: - У каждого из вас есть «окно», его мороз «разрисовал» зимним узором. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы морозный узор исчез? (Можно подуть или протереть влажной салфеткой). Протрите окошко. Теперь посмотрите внимательно за окошко, и назовите, птицу, которая прилетела к вам. У меня за окошком - снегирь. А у меня - голубь и т.д.

Воспитатель: - Молодцы, правильно назвали птиц. А вот и они.

Воспитатель: - Назовите птиц, которые прилетели к нам. (Выставляются картинки птиц). Скажите, какие это птицы? (Зимующие птицы).

Воспитатель: - Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? (Потому что они могут найти себе корм).

Воспитатель: - А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками).

Воспитатель: - А хватает ли птицами пищи зимой? (Нет, не хватает).

Воспитатель: - Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега).

Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Игра «Накорми птиц».  Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири - ягоды рябины. Синицы - семечки. Голубь - хлебные крошки. Воробей - зерна. Дятел - семена шишек.

Дети:
- Я дам снегирям ягоды рябины.

- Я угощу синиц семечками.

- Я накормлю голубя хлебными крошками.

- Я дам воробью зерен.

- Я накормлю дятла семенами шишек.

Воспитатель: Куда же можно положить корм для птиц? (В кормушку). Правильно.

Воспитатель: - Посмотрите на доску, назовите птиц и выберете среди них одну лишнюю и объясните свой выбор.  

Игра «Четвертый лишний»

Снегирь, ворона, аист, сова.

Соловей, кукушка, сорока, журавль.

Дятел, ворона, воробей, скворец.

Воспитатель: Молодцы! А Синичка предлагает вам поиграть в игру «Скачет шустрая синичка».

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах).

Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге).

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге).

Завертелась как волчок, (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели).

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте).

Тири-тири, (прыжки на правой ноге).

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).

Воспитатель: - Ребята, сейчас, я буду говорить предложение, а вы попробуйте его закончить.

Упражнение «Составь новое слово».

- У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.

- У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.

- У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.

- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.

- У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.

- У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно на план составления рассказа и послушайте рассказ о снегире.

Снегирь - это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

3ч. Итог занятия.

Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше занятие. О   ком беседовали сегодня? (О птицах). Как можно назвать этих птиц, одним словом? (Зимующие). Назовите зимующих птиц. (Дети называют). Не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать птиц зимой.  Я хочу сегодня подарить вам медали. В свободное время вы нарисуете в центре медальки понравившуюся птичку.

Рефлексия:

Воспитатель: - Ребята все кому понравилось наше занятие возьмите зеленый круг, кому не очень - желтый, а кому занятие не понравилось, возьмите – красный круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Конспект занятия по развитию речи "Осень к нам в окошко постучала"

Закрепление представления детей о времени года-осени....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....