Конспект НООД "Мордовские народные сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

конспект занятия для детей средней группы "Мордовские народные сказки" к проекту "Моя малая родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_detmi_mordovskie_skazki.docx107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №3»

Конспект

занятия для детей средней группы «Мордовские народные сказки» к проекту «Моя малая родина»

https://iknigi.net/books_files/online_html/144928/i_030.jpg

                                                                                    Подготовила:

 воспитатель

Тишкина Анастасия Александровна

г. о. Саранск

Цель: Продолжать учить детей эмоционально и активно слушать и эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову.

Задачи:

Образовательные задачи:

  •  Учить точно отвечать на вопросы по содержанию произведения;
  • Называть понравившиеся отрывки;
  • Учить формулировать простейшие выводы;
  • Давать характеристику героям сказки;
  • Помочь детям освоить сказку с помощью драматизации с игрушками – персонажами.

Развивающие задачи:

  •  Развивать речевую активность;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Упражнять в звукопроизношении.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать желание запоминать, воспроизводить рассказанное на память;
  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Предварительная работа: Рассматривание кукол в национальных костюмах, беседа на тему «Кто твой друг», объяснение значение слов «дружить», «друг», «дружба», за два дня до занятия провести экскурсию в «мордовской  избе», изготовление поделок по теме «Герои любимых сказок».

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие:  развитие познавательного интереса к национальной культуре нашего народа, а именно, к устному народному творчеству, а так же на формирование умения выражать свои впечатления от прочитанного, интонационной выразительности речи детей.

Речевое развитие: обогащать и расширять словарный запас у детей, способность развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражателям. Артикуляционная гимнастика.

Художественно-эстетическое развитие: воспитывать интерес к художественной литературе.

Социально- коммуникативное развитие: совершенствовать умение детей правильно строить свой ответ и свободно общаться со взрослыми.

Физическое развитие:  формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения предложенное воспитателем. Развивать любовь к физическим упражнениям. Разучивание физкультминутки «Уточки».

Методические приемы:

Словесный: беседа, вопросы и ответы, анализ занятия.

Наглядный:  использование наглядного материала.

Практический: самостоятельное выполнение детьми работы, физкультминутка.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Словарная работа: Друг.

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, дифференцированный подход к детям.

Материал и оборудование: музыкальный центр, телевизор, магнитная доска, кукла Мордовочка, игрушки.

Ход НООД

Воспитатель: Здравствуйте девочки и мальчики! Сегодня к нам в гости пришла кукла Мордовочка. Ребята, давайте поздороваемся  с ней.

Дети: Здравствуй Мордовочка.

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим ее повнимательней, какой у нее красивый наряд. Это мордовский национальный костюм. Посмотрите на ее необычное платье, на головной убор, который покрывает ее голову, украшения на шеи. Скажите вам нравится этот необычный костюм? 

Дети: Да.

Воспитатель:  Ребята, Мордовочка нам принесла книгу она вам хорошо знакома. Скажите как называется?

Дети: Мордовские народные сказки.

Воспитатель: Правильно. По-эрзянски - сказка? (евкс). Сегодня Мордовочка хочет рассказать вам одну интересную мордовскую народную сказку.

Мордовочка: Ребята, в переводе на мордовский язык сказка означает «ёвкс». А вот про кого моя сказка, вы, ребята, должны узнать, отгадав мою загадку. И, так слушаем загадку:
Спит под крылечком,
Хвостик колечком
Громко лает
Хозяина встречает.

Дети: Собака.

Мордовочка: Да, ребята, это собака. А теперь устраивайтесь по удобнее, и так слушаем:
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
– Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
– Давай, – согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.– Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест! «Неважный это друг, – подумала собака, – волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится». Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
– Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
– Что ж, – отвечает волк, – вдвоём веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
– Ах, ты, такая- раз-э-э-да-кая! Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.
«И волк боится, – подумала собака. – Уж лучше мне подружиться с медведем». Пошла она к медведю:
– Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
– Ладно, – говорит медведь. – Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла.
Медведь перепугался и ну бранить собаку:
– Перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! – думает собака. – И этот оказался трусливым».
Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
– Человек, давай дружить, вместе жить! Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.

Воспитатель: Почему, ребята, собаке было скучно?
Дети: Потому что, собака жила в лесу одна.
Воспитатель: Какое желание было у собаки?
Дети: Желание – найти друга.
Воспитатель: Кому предлагала собака дружбу?
Дети: И зайцу, и волку, и медведю.
Воспитатель: Почему собака не могла найти друга среди зайца, волка, медведя?
Дети: Они все боялись кого-то…
Воспитатель: Стал человек для собаки другом?
Воспитатель: Как человек стал заботиться о собаке?
Воспитатель: Кормит собаку человек, тёплую конуру для неё сделал, спасибо говорит за то, что лает - дом охраняет.

Воспитатель А, давайте, дети, поиграем в весёлую игру. У меня в руках весёлый колокольчик. Каждый раз, как только он зазвонит, вы в кого-нибудь будете превращаться.

Подвижная игра « Уточки»


Вышли уточки на луг (дети шагают)
«Кря-кря-кря!»
Пролетел весёлый жук:
«Ж-ж-ж!» (машут руками как «крыльями»)
Гуси шеи выгибают:
«Га-га-га» (круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют (повороты туловища влево -вправо)
Ветер ветки раскачал, (качают поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал:
«Р-р-р!» ( наклоны вперёд, руки на поясе)
Зашептал в воде камыш:
«Ш-ш-ш!» (поднять руки вверх, встать на носочки)
И опять настала тишь:
«Ш-ш-ш…» (приседают)


Мордовочка: Ребята, нужно выполнить следующее задание. Кто внимательно слушал мою сказку, тот справиться быстро. Ответы должны быть полными.

Задание «Закончи предложения»

1.Собаке было скучно, потому что…
2.Собаке не понравился такой друг, как заяц, потому что…
3.Собаке не понравился такой друг, как волк, потому что…
4.Собаке не понравился такой друг, как медведь, потому что…
5.Человек не ругает собаку, когда она лает, потому что…

Воспитатель: Посмотрите, у меня в корзинке спрятались игрушки. Ребята, как вы думаете, чего хотят игрушки?
Дети: Чтобы мы с ними поиграли.
Творческая игра с игрушками-персонажами
Дети разыгрывают диалоги из сказки «Как собака друга искала» с помощью игрушек. При затруднении педагог помогает.


Воспитатель: Ребята нашей гостье пора возвращаться домой. Давайте мы с ней попрощаемся.

Дети: До свидания Мордовочка!

Мордовочка: До свидания ребята!

Воспитатель: Кто из вас ответит, чем же мы сегодня занимались? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Русская народная сказка "Пузырь, Соломинка и Лапоть""

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: « Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»"...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....