Путешествие по Кырлыкскому перевалу
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Байрышева Аруна Григорьевна

дети знают обычаи и традиции алтайского народа на перевале, проявляет чуткость при чтении стихотворения о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_kyrlykskomu_perevalu_1nov.docx732.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по Кырлыкскому перевалу»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Цель: Дать представление детям  о понятии  «перевал»

Задачи:

«Познавательное развитие»

  • Формировать обобщенные представления о перевале.

«Речевое развитие»

  • Создавать условия для развития речевого творчества;
  • Развивать умения заканчивать рассказ начатый педагогом;

«Социально – коммуникативное развитие»

  • Приобщение элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.
  • Воспитывать у детей чувство гордости за свою малую родину.
  • Вызвать положительное отношение к обычаям и традициям алтайского народа.

«Физическое развитие»

  • Развитие физического  качества координации.
  • Закрепить в игровой форме навыки выполнения упражнений.

«Художественно – эстетическое развитие»

  • Закрепить умение рисовать тычками  поролоном, ватной палочкой.

«Художественно – эстетическое развитие»

  • Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
  • Вызвать радость от восприятия знакомого музыкального произведения.

Целевые ориентиры:  знают обычаи и традиции алтайского народа на перевале,  проявляет чуткость при чтении стихотворения о природе и положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании песни знаменитого земляка  Б. Байрышева «Кырлыгым»; интересуются играми, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Словарная работа: Перевал – дорога через горы (перевод: кыр ажыра jол)

                                   Кыйра – повязывание белой ленточки.    

Предварительная работа. Стихотворение  C. С. Суразакова «Туулардын ээзи», ознакомление с правилами  поведения на природе (в лесу)

Материалы к занятию. Муз. Б. Байрышева «Аттар»,  слайды, ватные палочки, куски поролона, мятая бумага, гуашь.

Содержание организационной деятельности детей.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Интеграции

(области)

I.

Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Дыхательная гимнастика

2.

Игра «Поделись добром»

3. Чтение стихотворения

4. Беседа о перевале. Приложение №3

а) Письмо от Хозяина леса

5. Дидактическая игра «Что можно, что нельзя»

(приложение №4)

6. Ритмическая гимнастика под музыку «Кырлы

гым» Б. Байрышева

7. Нетрадиционная форма рисования тычками.

8. Игра «Мое настроение»

III.

Рефлексия.

- Приветствие.

-Давайте поздороваемся.

- А как еще можно поздороваться.

- Ребята, а какое у вас сегодня  настроение?

- А у вас всегда бывает хорошее настроение?

- Как можно догадаться, какое у человека настроение?

- Правильно, о настроении можно узнать по-разному.

-  А у меня сегодня   даже  отличное настроение и мне бы хотелось поделиться с вами.  

-Ребята, хотите совершить путешествие на  перевал?

- А на чем мы поедем?

 - Мы живем среди гор, я думаю удобнее нам будет поехать на конях. Вы согласны ребята? Тогда встаньте парами и вперед в путь!

Звучит музыка Б. Байрышева «Аттар»

-Трр-трр. А дальше нам надо идти пешком, потому что, нам предстоит подняться высоко на вершину перевала, нужно идти осторожно  не наталкиваясь друг на друга.

-Представьте, что мы идем по узкой тропинке, петляющей между деревьями.

 -Перед нами густой кустарник.

- Ребята, мы с вами дошли до вершины перевала. Что нужно делать на вершине перевала? Давайте вспомним.

-Да, ребята, нужно снимать шапки, гладить по голове. А ещё нельзя громко разговаривать, шуметь.

- До чего ж красив наш  горный перевал! А какой воздух?  Свежий, прохладный  воздух накоплен ароматом  хвои. Как легко и приятно дышится.

-Давайте вдохнем свежего воздуха, чтобы очистить наши легкие и немножко отдохнем

-Ребята, нам хозяин леса подарил кедровую шишку. Посмотрите она не обычная. Кому попадет это шишка, тот ребёнок станет  хорошим, добрым, умным.

(воспитатель бросает шишку вверх)

- А кто знает название этого перевала?

-Да, ребята, это Кырлыкский перевал. Хотите узнать еще о нашем перевале?  Тогда  устраивайтесь  поудобнее, а Арунат нам прочтет стихотворение о перевале, а вы послушайте внимательно.

-О чем в  стихотворении?

-Да, о перевале, о высоком красивом перевале, где от него можно наслаждаться красотой нашего края.

Хотите еще  узнать о нем?, тогда садитесь поудобнее и слушайте.

-Перевал, дети, это священное место, где нельзя громко говорить, шуметь, ругаться. Из давних времен алтайский народ поклонился духу гор, поэтому они повязывали белые ленточки на перевалах. Кланялись духу гор, с этим выражали любовь к природе Алтая, и просили дорогу без препятствий                                            

Ашкан боочылары     (перевал, по которому проезжают)

   Быйанду болзын,       (пусть будет благодарным)

   Баратан jолы               (дорога их)

   Буудак    jок болзын.  (пусть будет без препятствий)

-А кто из вас был на перевале?

-Посмотрите дети, что это? 

(обращает внимание на  таблицу, где прикреплено  письмо, берет письмо и читает)

 Дорогие дети! Вы очень добрые, умные, любознательные дети, помогите пожалуйста! Появились в моих владеньях нехорошие люди, они стреляют, в моих маралов, разоряют гнезда птиц, ломают ветви деревьев, пугают зверей, разрушают муравейники, если вы правильно расставите значки, то очень поможете мне. Хозяин  леса

- Поможем! ребята?

-Предлагается планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых  нужно поставить значки.  Набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать цветы; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.)

-Молодцы, ребята, вы справились и очень помогли хозяину леса. А теперь нам надо возвращаться в детский сад.

-  Вот мы уже в детском саду. Устали? Ребята, давайте немножко разомнемся.

Тандакталып тан атты

         

Тамырланып кун чалыды.

Бийик каjудан суучактар шоркырап,

Торол jуртыма солундар jетирет.

-Ребята, посмотрите, что вы видите на картине?

-Да, дети это перевал, но ему очень скучно, а как вы думаете, почему?

-Я тоже так думаю. А давайте мы его развеселим. Тогда за дело!

-Мы разделимся на подгруппы и будем рисовать и дополнять картинку цветами, животными, птицами, радугой  и т. д

-Дети вы славно потрудились. Давайте нашу картинку отправим Хозяину леса пусть он порадуется.

 -А какое у вас настроение от нашей прогулки, от совершённых добрых дел?

- Что вы делали?

- Что вам понравилось больше всего?

-. Хотите еще поехать  на  перевал?

-Обязательно поедем. А теперь, ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

До свиданья, сосед!

Улыбнись –  ка  мне в ответ.

Никогда не грусти

Улыбку всем дари!

Дети заходят в группу, встают полукругом

Здравствуйте!

Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Хорошее

Ответы детей

По глазам, по мимике, по разговору

Воспитатель передает свое настроение рядом стоящему ребенку, тот передает следующему

Да-а!

На машине, на велосипеде, на автобусе,  на лошадях

Скачут на лошадях

Встают друг за другом, идут следом за воспитателем

раздвигают руками воображаемые ветки

Ответы детей

встают в круг, медленно поднимают, а затем опускают руки, глубоко вдыхают воздух через нос, выдыхают через рот

дети ловят

Ответы детей

читает отрывок из стихотворения С.С.Суразакова  

« Туулардын ээзи», «Хозяин гор»

Ответы детей

Садятся на пенечки

Ответы детей

Да!

По одному подходит к рисунку и выставляют таблички

Скачут на лошадях

Дети поднимают через голову обе руки и опускают    

      тыльной стороной ладони описывают лучики солнца

медленно приседают изображая течение реки

разводят обе руки в стороны и  ставят на пояс

Горы, перевал, дорога, дерево.

Там нету  цветов, деревьев, животных, птиц

Делятся на три подгруппы.  Первая подгруппа рисует тычками мятой бумагой, вторая подгруппа - поролоном, а третья -  ватными палочками.

предлагается улыбающиеся и печальные лица, они выбирают и поднимают вверх.

Ответы детей

Да!

Хором

Социально – коммуникативное развитие

«Художественно - эстетическоеразвитие»

«Физическое развитие»

«Физическое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

                             

Кырлыкский перевал

Ябоганский перевал


МБОУ «Кырлыкская средняя общеобразовательная школа»

cтруктурное подразделение «Кырлыкский детский сад»

 

/ННОД по познавательному развитию/

                                                              Автор: Байрышева А.Г.

                                                           Должность: воспитатель 1КК

                                                                                   

                                                       

                                                       

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

«Путешествие по Кырлыкскому перевалу»

Цель: Дать представление детям  о понятии  «перевал»...