Практикум «Развитие четкой, грамотной речи у педагогов при общении с детьми»
учебно-методический материал по развитию речи

Терлецкая Галина Владиславовна

Практикум можно провести на педагогическом совете. Задачи практикума состоит в том, чтобы познакомить педагогов с методами развития четкой и грамотной  речи.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум

«Развитие четкой, грамотной речи у педагогов при общении с детьми»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов

Задачи:

- познакомить педагогов с методами развития четкой и грамотной речи;

- развивать коммуникативные способности педагогов;

- повысить качество работы педагогов;

- сплотить педагогический коллектив.

Оборудование, материал: карточки с пословицами, карточки со словами, игрушка медведя, рукавичка, мяч, телевизор для просмотра видеоролика.

Ход:

Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Человека, обладающего приятной грамотной речью и хорошим словарным запасом, всегда хочется слушать. Напротив, человека с недостаточной речевой грамотностью и небольшим словарным запасом всерьез никто не воспринимает, к его точке зрения не прислушиваются. Малограмотная речь вызывает у людей негативную реакцию, отторжение. Люди предпочитают иметь дело с благозвучными интеллигентными собеседниками.

Прежде, чем мы начнём наше занятие, предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение «Нас с вами что-то объединяет».

Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста, внешних признаков: цвета волос, глаз и т.д. Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч.

Для многих мастерское владение словом – это не прихоть, а насущная необходимость, одно из ценнейших качеств. Это касается, в первую очередь, дикторов, артистов, педагогов, лекторов и руководящих работников — всех тех, кто использует речевое воздействие в профессиональной деятельности.

Хорошая дикция – залог четкой, красивой и грамотной речи. А она, в свою очередь, – залог успеха во многих сферах жизни. Довольно редко уникальные речевые данные даются от природы, чаще – это результат упорных тренировок, частью которых являются специальные упражнения для дикции. Чтобы избавиться от говора, выработать красивый тембр и стать выдающимся оратором, надо упорно трудиться.

Улучшить дикцию помогут скороговорки. Лучше использовать не те, которые вы знаете ещё с детства, а новые и более сложные. Для начала несколько раз медленно прочитайте фразу, после чего так же медленно попробуйте её проговорить. Если получилось - ускоряйте темп. Старайтесь произносить всю фразу, не сбиваясь и не допуская ошибок в словах.

Задание 1. Скороговорки.

- Формирование правильного звукопроизношения и дикции.

Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

Для первой группы: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

Для второй группы: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

Знать все секреты как чётко говорить не достаточно. Очень важно уметь грамотно и правильно строить свою речь. Если вы уверены в том, что у вас с этим всё в порядке, включите диктофон и запишите свой рассказ, к примеру, о пройденном дне. Вы и сами удивитесь насколько много ошибок и повторов вы сделаете.

Задание 2 «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от группы.

Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как - то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание для группы №1.

«Рукавичка» от лица рукавички

Задание для группы №2.

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

Умение грамотно говорить, необходимо много читать. В процессе чтения человек непроизвольно учится грамотно строить фразы, пополняет свой словарный запас и улучшает правописание. Очень важно, чтобы чтение было не в тягость, а приносило истинное удовольствие. Лучше отказаться от романов Донцовой в пользу классики или научно-популярной литературы, или устному народному фольклору.

Задание 3. Развитие связной устной речи. Работа с пословицами.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.

Карточка № 1.

1. Продолжить пословицы:

- С волками жить-...(по-волчьи выть)

- С миру по нитке-...(голому рубаха)

- Всяк сверчок-...(знай свой шесток)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

- Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает.

- Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.

- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

- Вчера Макар грядки копал, а ныне Макар в воеводы попал.

- Вышел из грязи в князи.

4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.

- Друг дороже денег.

- Человек без друзей, что дерево без корней.

- Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.

- Друзья познаются в беде.

- Старый друг лучше новых двух.

Карточка № 2.

1. Продолжить пословицы:

- Двое пашут - ...(а семеро руками машут)

- Кончил дело - ...(гуляй смело)

- Гром не грянет - ...(мужик не перекрестится)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

- Молчаливый рот - золотой рот. (Германия) Слово - серебро, а молчание - золото.

- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.

- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

- Всяк купец свой товар хвалит.

- Всяк кулик своё болото хвалит.

4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.

- Человек славен трудом.

- Терпение и труд всё перетрут.

- Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

- Труд человека кормит, лень портит.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Каков работник, такова ему и плата.

Очень просто и интересно повысить грамотность можно с помощью несложных игр, таких как шарады, кроссворды, ребусы, интеллектуальные и развивающие игры.

Задание 4.

Словесная карусель

Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к

которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к

которым надо подобрать антонимы.

Синонимы:

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Дискуссия – спор, диспут, прения.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.

Антонимы:

Маленький – большой.

Сладкий – горький.

Легкий – тяжелый.

Узкий – широкий.

Высокий – низкий.

Темный – светлый.

Твердый – мягкий.

Теплый – холодный.

Быстрый – медленный.

Громкий – тихий.

Выполняя даже эти несложные задания, вы достаточно быстро сможете повысить свой уровень грамотности и добиться хороших результатов. Вы и сами не успеете заметить, как разговаривать чётко и грамотно станет для вас вполне привычным занятием.

Очень полезная привычка – постоянное пользование словарем. Словарь помогает разобраться с ударениями, найти для слова синонимы, выяснить его значение. Вводя в личный словарь новое затейливое слово, узнайте его точное значение, поинтересуйтесь, откуда оно пришло в русский язык и когда. Новыми словами также не стоит злоупотреблять. Всё хорошо в меру.

Занятие мне бы хотелось закончить народной мудростью. Я начну фразу, а вы её продолжите:

Красно поле пшеном, а беседа…(умом).

Каков разум, таковы и …(речи).

Коротка речь и ясна – оттого и ….(прекрасна).

Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака…(по речам).

Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо…(думать).

Краткость – сестра…(таланта).

Кто ясно мыслит, тот ясно…(излагает).

Спасибо за работу, понимание. До новых встреч!




Предварительный просмотр:

Практикум

«Развитие четкой, грамотной речи у педагогов при общении с детьми»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов

Задачи:

- познакомить педагогов с методами развития четкой и грамотной речи;

- развивать коммуникативные способности педагогов;

- повысить качество работы педагогов;

- сплотить педагогический коллектив.

Оборудование, материал: карточки с пословицами, карточки со словами, игрушка медведя, рукавичка, мяч, телевизор для просмотра видеоролика.

Ход:

Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Человека, обладающего приятной грамотной речью и хорошим словарным запасом, всегда хочется слушать. Напротив, человека с недостаточной речевой грамотностью и небольшим словарным запасом всерьез никто не воспринимает, к его точке зрения не прислушиваются. Малограмотная речь вызывает у людей негативную реакцию, отторжение. Люди предпочитают иметь дело с благозвучными интеллигентными собеседниками.

Прежде, чем мы начнём наше занятие, предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение «Нас с вами что-то объединяет».

Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста, внешних признаков: цвета волос, глаз и т.д. Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч.

Для многих мастерское владение словом – это не прихоть, а насущная необходимость, одно из ценнейших качеств. Это касается, в первую очередь, дикторов, артистов, педагогов, лекторов и руководящих работников — всех тех, кто использует речевое воздействие в профессиональной деятельности.

Хорошая дикция – залог четкой, красивой и грамотной речи. А она, в свою очередь, – залог успеха во многих сферах жизни. Довольно редко уникальные речевые данные даются от природы, чаще – это результат упорных тренировок, частью которых являются специальные упражнения для дикции. Чтобы избавиться от говора, выработать красивый тембр и стать выдающимся оратором, надо упорно трудиться.

Улучшить дикцию помогут скороговорки. Лучше использовать не те, которые вы знаете ещё с детства, а новые и более сложные. Для начала несколько раз медленно прочитайте фразу, после чего так же медленно попробуйте её проговорить. Если получилось - ускоряйте темп. Старайтесь произносить всю фразу, не сбиваясь и не допуская ошибок в словах.

Задание 1. Скороговорки.

- Формирование правильного звукопроизношения и дикции.

Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

Для первой группы: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

Для второй группы: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

Знать все секреты как чётко говорить не достаточно. Очень важно уметь грамотно и правильно строить свою речь. Если вы уверены в том, что у вас с этим всё в порядке, включите диктофон и запишите свой рассказ, к примеру, о пройденном дне. Вы и сами удивитесь насколько много ошибок и повторов вы сделаете.

Задание 2 «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от группы.

Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как - то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание для группы №1.

«Рукавичка» от лица рукавички

Задание для группы №2.

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

Умение грамотно говорить, необходимо много читать. В процессе чтения человек непроизвольно учится грамотно строить фразы, пополняет свой словарный запас и улучшает правописание. Очень важно, чтобы чтение было не в тягость, а приносило истинное удовольствие. Лучше отказаться от романов Донцовой в пользу классики или научно-популярной литературы, или устному народному фольклору.

Задание 3. Развитие связной устной речи. Работа с пословицами.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.

Карточка № 1.

1. Продолжить пословицы:

- С волками жить-...(по-волчьи выть)

- С миру по нитке-...(голому рубаха)

- Всяк сверчок-...(знай свой шесток)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

- Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает.

- Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.

- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

- Вчера Макар грядки копал, а ныне Макар в воеводы попал.

- Вышел из грязи в князи.

4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.

- Друг дороже денег.

- Человек без друзей, что дерево без корней.

- Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.

- Друзья познаются в беде.

- Старый друг лучше новых двух.

Карточка № 2.

1. Продолжить пословицы:

- Двое пашут - ...(а семеро руками машут)

- Кончил дело - ...(гуляй смело)

- Гром не грянет - ...(мужик не перекрестится)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

- Молчаливый рот - золотой рот. (Германия) Слово - серебро, а молчание - золото.

- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.

- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

- Всяк купец свой товар хвалит.

- Всяк кулик своё болото хвалит.

4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.

- Человек славен трудом.

- Терпение и труд всё перетрут.

- Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

- Труд человека кормит, лень портит.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Каков работник, такова ему и плата.

Очень просто и интересно повысить грамотность можно с помощью несложных игр, таких как шарады, кроссворды, ребусы, интеллектуальные и развивающие игры.

Задание 4.

Словесная карусель

Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к

которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к

которым надо подобрать антонимы.

Синонимы:

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Дискуссия – спор, диспут, прения.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.

Антонимы:

Маленький – большой.

Сладкий – горький.

Легкий – тяжелый.

Узкий – широкий.

Высокий – низкий.

Темный – светлый.

Твердый – мягкий.

Теплый – холодный.

Быстрый – медленный.

Громкий – тихий.

Выполняя даже эти несложные задания, вы достаточно быстро сможете повысить свой уровень грамотности и добиться хороших результатов. Вы и сами не успеете заметить, как разговаривать чётко и грамотно станет для вас вполне привычным занятием.

Очень полезная привычка – постоянное пользование словарем. Словарь помогает разобраться с ударениями, найти для слова синонимы, выяснить его значение. Вводя в личный словарь новое затейливое слово, узнайте его точное значение, поинтересуйтесь, откуда оно пришло в русский язык и когда. Новыми словами также не стоит злоупотреблять. Всё хорошо в меру.

Занятие мне бы хотелось закончить народной мудростью. Я начну фразу, а вы её продолжите:

Красно поле пшеном, а беседа…(умом).

Каков разум, таковы и …(речи).

Коротка речь и ясна – оттого и ….(прекрасна).

Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака…(по речам).

Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо…(думать).

Краткость – сестра…(таланта).

Кто ясно мыслит, тот ясно…(излагает).

Спасибо за работу, понимание. До новых встреч!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум "Профессиональная компетентность педагога в общении с детьми"

Цель: развить навыки, а так же способствовать пониманию и принятию педагогами партнерского стиля общения с детьми. В практикуме затрагиваются заповеди для воспитателей. Проводится ролевая игра. Говор...

«Профессиональные умения педагога в общении с детьми и их родителями».

18 марта в нашем саду прошёл семинар-практикум «Профессиональные умения педагога в общении с детьми и их родителями». Наш старший педагог Артемьева Ю.А. погрузила всех участников в тему субъект ...

Семинар-практикум для родителей на тему: " Способы и правила общения с детьми".

              Очень эффективной формой повышения педагогической грамотности родителей являются семинары-практикумы. Такая форма взаимодействия с родителями да...

Рекомендации педагогам по общению с детьми в период адаптации.

Данный материал поможет начинающим педагогам работающим на группах раннего развития в адоптации детей....

Практический семинар для педагогов "Секреты общения с детьми"

Вниманию педагогов представлена мини-лекция "Первые шаги к человеческому общению.Правила общения", а также техника "Ты-высказываний и Я- высказываний", которая может помочь в понимании чувств ре...

Консультация для педагогов по теме: "Развитие правильной грамотной речи у детей дошкольного возраста".

Консультация для педагогов по теме-"Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста-подготовительная группа"....