«Зима и зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Смакова Файруза Акрамовна

Конспект

организованной образовательной деятельности по Развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_rr_zimuyushchie_ptitsy.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан


Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Развитие речи»

Тема: «Зима и зимующие птицы»

Возрастная группа: младшая

Выполнил:

воспитатель

Смакова Ф.А.

Имеющаяся категория:

Первая

Стаж работы: 13 лет

Туймазы –2020.

Цель: расширение представлений о времени года зима и зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

 1.На основе обогащения представлений о ближайшем окружении (признаки зимы; зимующие птицы) продолжать расширять и активизировать словарный запас; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательные суффиксов.

2.Вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин (зимующие птицы).

3. Формировать умение использовать в речи глаголы;

 Развивающие:

 1.Способствовать развитию диалогической речи детей, памяти, мышления, слухового и зрительного восприятия и мелкой моторики.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание и умение оказывать им посильную помощь. Формировать потребность делиться своими впечатлениями.

2.Продолжать учить доброжелательно общаться друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа: чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, заучивание пальчиковых игр, наблюдение за птицами на прогулке.

Средства реализации: тарелочки с кормом, кормушка, аудиозапись, презентация, дерево с прикрепленным к нему птицами, мяч.

Методы и приемы:

Наглядный: презентация, дерево с птицами, тарелочки с кормом, аудиозапись голоса птиц

Словесный: беседа, обсуждение

Игровой: Дидактическое упражнение “Для чего?”, Упражнение “Назови ласково” 

Активизация словаря: зимующие птицы, снегирь, синица, воробей, сорока.

Ход ООД:

Основная часть:

1.Организационный момент.

Утром встали малыши, (потянулись)

В детский садик все пришли. (шагаем на месте)

Вам мы рады как всегда. (хлопаем в ладоши)

Гости здесь у нас с утра, (разводим руками)

Поздоровайтесь друзья!

(дети здороваются и садятся на стулья)        

Беседа с детьми:

Воспитатель: солнышко светит мало, дни стали короче, на улице мороз, ветер. Все вы сегодня были на улице? Что у нас в воздухе такое белое кружится и тихонько падает на землю.

Дети: кружиться снег.

Воспитатель: правильно, это снег. Какой он снег?

Дети: он белый, холодный, пушистый.

Воспитатель: какое сейчас время года?

Дети: зима.

Воспитатель: зима она какая?

Дети: морозная, снежная, холодная, ветренная, студеная…

Воспитатель: а какой у нас сейчас месяц?

Дети: месяц декабрь.

(аудиозапись стрекотание сороки)

Воспитатель: дети слышите. Кто же это?

Дети: птица…

Воспитатель: дети посмотрите к нам прилетела сорока и что-то хочет нам сказать.

Аудиозапись птицы сороки: здравствуйте дети, брр холодно, с приходом зимы многие птицы улетели в теплые края. А мы, зимующие птицы, остались здесь зимовать, нам трудно найти себе еду и мои друзья в лесу тоже голодные. Помогите нам пожалуйста.

Воспитатель: дети поможем птицам?

Дети: да.

Воспитатель: дети, птицы, которые остаются зимовать как называются?

Дети: зимующие.

Воспитатель: а почему птицам трудно найти еду зимой, как вы думаете?

Дети: трудно, потому что снег, насекомые спят…

Воспитатель: верно ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Как мы можем помощь птицам?

Дети: можем подкармливать их, сделать им кормушки…

Воспитатель: а каких зимующих птиц вы знаете?

( ответы детей)

(Рассматривание изображений птиц)

Воспитатель: давайте рассмотрим птиц, какие они.

Картинка № 1 «Снегирь».

Воспитатель: что это за птица?

Дети: воробей….

Воспитатель: эту красивую птицу зовут снегирь. Повторите.

Дети: снегирь.

Воспитатель: какая грудка у снегиря?

Дети: красная.

Воспитатель: значит она какая?

Дети: красногрудая.

Картинка № 2 «Синица».

Воспитатель: дети что это за птица?

Дети: воробей….

Воспитатель: эту красивую птицу зовут синица. Повторите.

Дети: синица.

Воспитатель: расскажите про синицу. Какая она?

Дети: желтогрудая, маленькая …

Картинка № 3 «Воробей».

Воспитатель: а кто это маленький, серенький?

Дети: воробей.

Воспитатель: как чирикает воробей?

Дети: «чик-чирик».

Картинка № 4 «Сорока»

Воспитатель: а эту птицу вы уже знаете. Что это за птица?

Дети: сорока

Воспитатель: сорока какая?

Дети: длиннохвостая, белобокая.

Воспитатель: мы вспомнили зимующих птиц, а теперь давайте отправимся в лес и покормим их. Дети, у нас вот есть кормушка. Что мы туда можем положить?

Дети: корм.

(Приглашаю детей к столу, на котором расставлены тарелочки с кормом для птиц: семечки, зерно, бумага, бусинки, ягоды, крупа; кормушка.)

Воспитатель: как вы думаете, что едят птицы, всё ли из того, что здесь есть  они едят? 

(дети выбирают корм для птиц, обосновывая свой выбор.)

Дети насыпают выбранный корм в кормушку.

Воспитатель: давайте возьмем кормушку и пойдем в лес.

Физминутка «Мы к лесной лужайке вышли»
Мы к лесной лужайке вышли,
(ходьба на месте)
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, (прыжки на месте)
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал – (хлопки в ладоши)
Не споткнулся, не упал.

Воспитатель: дети, посмотрите какая красота в лесу. Мы долго шли и думаю пришли.

Воспитатель: как же тихо зимой в лесу, ничего не слышно, птицы не поют,  их  даже не видно. Давайте их позовём.

 «Прилетайте птицы»

Прилетайте, птицы

Сало дам синичке

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко

Эти крошки- воробьям

Эти крошки – голубям

Галки, да вороны.

Ешьте макароны!

(Поворачиваю дерево на нем птицы.)

(Аудиозапись пения птиц)

Воспитатель: давайте угостим птиц.

(Ставим кормушку)

Воспитатель: дети, а что умеют птицы (глаголы):

Дети: умеют ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, насиживать (яйца), петь, сидеть, кормить (птенцов), махать (крыльями), строить (гнёзда), взлетать …

Воспитатель: что общего в строении у всех птиц?

Дети: 2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух…

Воспитатель: чем они отличаются друг от друга?

Дети: размеры, окраска, оперенье …

Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Воспитатель: для чего птице клюв?

Дети: клевать и питаться

Воспитатель: для чего птице крылья?

Дети: летать.

Воспитатель: для чего птице лапки?

Дети: прыгать, ходить…

Воспитатель: для чего птице перышки?

Дети: чтобы им было тепло…

Воспитатель: правильно, дети нам пора возвращаться в сад, попрощайтесь с птицами и пойдемте обратно.

Упражнение “Назови ласково” (с мячом).

Воспитатель: давайте поиграем в игру “Назови ласково”:

- Птица – птичка,

- снегирь - снегирёк,

- синица - синичка,

- зерно – зернышко,

- клюв- клювик,

- воробей- воробушек,

- гнездо – гнёздышко,
- хвост – хвостик…

( возвращаемся)

Заключительная часть:

Воспитатель: дети, куда мы ходили?

Дети: в лес.

Воспитатель: вам в лесу понравилось?

Дети: очень понравилось.

Воспитатель: а что именно вам понравилось?

(ответы детей)

Воспитатель: кого мы встретили в лесу?

Дети: птиц.

Воспитатель: каких птиц вы увидели?

Дети: снегиря, воробья, синицу, сороку…

Воспитатель: о каких птицах мы говорили, как сказать, одним словом?

Дети: зимующие.

Воспитатель: как нужно помогать птицам в зимнее время?

Дети: нужно кормить птиц.

Воспитатель: я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и помогать им и дальше. Вы сегодня все молодцы, вот вам от птичек подарки (воспитатель раздаёт детям раскраски).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по сенсорному воспитанию, птицы зимой »Какие бывают птицы».

Занятие по сенсорному воспитанию, птицы зимой "Какиеие бывают птицы»....

Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Зимушка-зима». Подтема «Зимующие птицы». ФГОС

Тематическое планирование  работы с детьми 10 группы. Тема проекта:  «Зимушка-зима»Подтема «Зимующие птицы»Сроки: С  09.01 по 31.01Цель проекта: Уточнять и ...

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"

Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....

Календарно - тематическое планирование. Декабрь. Темы: "Зимующие птицы", "Зимняя одежда", "Зима. Признаки зимы", "Новый год".

ДекабрьТема месяца: Новый год.Цели: привлечение детей к активному разнообразному   участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участ...

Интеграция познавательно-речевого и физического развития «Зима и зимующие птицы» (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи)

Создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знания о зиме и зимующих птиц  нашей Белгородской области....

Планирование по теме "Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы" в подготовительной группе.

Планирование по теме "Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы"...