«Зима и зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Смакова Файруза Акрамовна

Конспект

организованной образовательной деятельности по Развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_rr_zimuyushchie_ptitsy.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан


Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Развитие речи»

Тема: «Зима и зимующие птицы»

Возрастная группа: младшая

Выполнил:

воспитатель

Смакова Ф.А.

Имеющаяся категория:

Первая

Стаж работы: 13 лет

Туймазы –2020.

Цель: расширение представлений о времени года зима и зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

 1.На основе обогащения представлений о ближайшем окружении (признаки зимы; зимующие птицы) продолжать расширять и активизировать словарный запас; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательные суффиксов.

2.Вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин (зимующие птицы).

3. Формировать умение использовать в речи глаголы;

 Развивающие:

 1.Способствовать развитию диалогической речи детей, памяти, мышления, слухового и зрительного восприятия и мелкой моторики.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание и умение оказывать им посильную помощь. Формировать потребность делиться своими впечатлениями.

2.Продолжать учить доброжелательно общаться друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа: чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, заучивание пальчиковых игр, наблюдение за птицами на прогулке.

Средства реализации: тарелочки с кормом, кормушка, аудиозапись, презентация, дерево с прикрепленным к нему птицами, мяч.

Методы и приемы:

Наглядный: презентация, дерево с птицами, тарелочки с кормом, аудиозапись голоса птиц

Словесный: беседа, обсуждение

Игровой: Дидактическое упражнение “Для чего?”, Упражнение “Назови ласково” 

Активизация словаря: зимующие птицы, снегирь, синица, воробей, сорока.

Ход ООД:

Основная часть:

1.Организационный момент.

Утром встали малыши, (потянулись)

В детский садик все пришли. (шагаем на месте)

Вам мы рады как всегда. (хлопаем в ладоши)

Гости здесь у нас с утра, (разводим руками)

Поздоровайтесь друзья!

(дети здороваются и садятся на стулья)        

Беседа с детьми:

Воспитатель: солнышко светит мало, дни стали короче, на улице мороз, ветер. Все вы сегодня были на улице? Что у нас в воздухе такое белое кружится и тихонько падает на землю.

Дети: кружиться снег.

Воспитатель: правильно, это снег. Какой он снег?

Дети: он белый, холодный, пушистый.

Воспитатель: какое сейчас время года?

Дети: зима.

Воспитатель: зима она какая?

Дети: морозная, снежная, холодная, ветренная, студеная…

Воспитатель: а какой у нас сейчас месяц?

Дети: месяц декабрь.

(аудиозапись стрекотание сороки)

Воспитатель: дети слышите. Кто же это?

Дети: птица…

Воспитатель: дети посмотрите к нам прилетела сорока и что-то хочет нам сказать.

Аудиозапись птицы сороки: здравствуйте дети, брр холодно, с приходом зимы многие птицы улетели в теплые края. А мы, зимующие птицы, остались здесь зимовать, нам трудно найти себе еду и мои друзья в лесу тоже голодные. Помогите нам пожалуйста.

Воспитатель: дети поможем птицам?

Дети: да.

Воспитатель: дети, птицы, которые остаются зимовать как называются?

Дети: зимующие.

Воспитатель: а почему птицам трудно найти еду зимой, как вы думаете?

Дети: трудно, потому что снег, насекомые спят…

Воспитатель: верно ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Как мы можем помощь птицам?

Дети: можем подкармливать их, сделать им кормушки…

Воспитатель: а каких зимующих птиц вы знаете?

( ответы детей)

(Рассматривание изображений птиц)

Воспитатель: давайте рассмотрим птиц, какие они.

Картинка № 1 «Снегирь».

Воспитатель: что это за птица?

Дети: воробей….

Воспитатель: эту красивую птицу зовут снегирь. Повторите.

Дети: снегирь.

Воспитатель: какая грудка у снегиря?

Дети: красная.

Воспитатель: значит она какая?

Дети: красногрудая.

Картинка № 2 «Синица».

Воспитатель: дети что это за птица?

Дети: воробей….

Воспитатель: эту красивую птицу зовут синица. Повторите.

Дети: синица.

Воспитатель: расскажите про синицу. Какая она?

Дети: желтогрудая, маленькая …

Картинка № 3 «Воробей».

Воспитатель: а кто это маленький, серенький?

Дети: воробей.

Воспитатель: как чирикает воробей?

Дети: «чик-чирик».

Картинка № 4 «Сорока»

Воспитатель: а эту птицу вы уже знаете. Что это за птица?

Дети: сорока

Воспитатель: сорока какая?

Дети: длиннохвостая, белобокая.

Воспитатель: мы вспомнили зимующих птиц, а теперь давайте отправимся в лес и покормим их. Дети, у нас вот есть кормушка. Что мы туда можем положить?

Дети: корм.

(Приглашаю детей к столу, на котором расставлены тарелочки с кормом для птиц: семечки, зерно, бумага, бусинки, ягоды, крупа; кормушка.)

Воспитатель: как вы думаете, что едят птицы, всё ли из того, что здесь есть  они едят? 

(дети выбирают корм для птиц, обосновывая свой выбор.)

Дети насыпают выбранный корм в кормушку.

Воспитатель: давайте возьмем кормушку и пойдем в лес.

Физминутка «Мы к лесной лужайке вышли»
Мы к лесной лужайке вышли,
(ходьба на месте)
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, (прыжки на месте)
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал – (хлопки в ладоши)
Не споткнулся, не упал.

Воспитатель: дети, посмотрите какая красота в лесу. Мы долго шли и думаю пришли.

Воспитатель: как же тихо зимой в лесу, ничего не слышно, птицы не поют,  их  даже не видно. Давайте их позовём.

 «Прилетайте птицы»

Прилетайте, птицы

Сало дам синичке

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко

Эти крошки- воробьям

Эти крошки – голубям

Галки, да вороны.

Ешьте макароны!

(Поворачиваю дерево на нем птицы.)

(Аудиозапись пения птиц)

Воспитатель: давайте угостим птиц.

(Ставим кормушку)

Воспитатель: дети, а что умеют птицы (глаголы):

Дети: умеют ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, насиживать (яйца), петь, сидеть, кормить (птенцов), махать (крыльями), строить (гнёзда), взлетать …

Воспитатель: что общего в строении у всех птиц?

Дети: 2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух…

Воспитатель: чем они отличаются друг от друга?

Дети: размеры, окраска, оперенье …

Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Воспитатель: для чего птице клюв?

Дети: клевать и питаться

Воспитатель: для чего птице крылья?

Дети: летать.

Воспитатель: для чего птице лапки?

Дети: прыгать, ходить…

Воспитатель: для чего птице перышки?

Дети: чтобы им было тепло…

Воспитатель: правильно, дети нам пора возвращаться в сад, попрощайтесь с птицами и пойдемте обратно.

Упражнение “Назови ласково” (с мячом).

Воспитатель: давайте поиграем в игру “Назови ласково”:

- Птица – птичка,

- снегирь - снегирёк,

- синица - синичка,

- зерно – зернышко,

- клюв- клювик,

- воробей- воробушек,

- гнездо – гнёздышко,
- хвост – хвостик…

( возвращаемся)

Заключительная часть:

Воспитатель: дети, куда мы ходили?

Дети: в лес.

Воспитатель: вам в лесу понравилось?

Дети: очень понравилось.

Воспитатель: а что именно вам понравилось?

(ответы детей)

Воспитатель: кого мы встретили в лесу?

Дети: птиц.

Воспитатель: каких птиц вы увидели?

Дети: снегиря, воробья, синицу, сороку…

Воспитатель: о каких птицах мы говорили, как сказать, одним словом?

Дети: зимующие.

Воспитатель: как нужно помогать птицам в зимнее время?

Дети: нужно кормить птиц.

Воспитатель: я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и помогать им и дальше. Вы сегодня все молодцы, вот вам от птичек подарки (воспитатель раздаёт детям раскраски).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Покормите птиц зимой! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное!"

Зима – тяжёлое время года для птиц. Зимой пернатым не до весёлого чириканья – весь короткий световой день уходит на поиски пропитания.  Маленькие птички должны часто есть, чтобы ...

Занятие по сенсорному воспитанию, птицы зимой »Какие бывают птицы».

Занятие по сенсорному воспитанию, птицы зимой "Какиеие бывают птицы»....

Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Зимушка-зима». Подтема «Зимующие птицы». ФГОС

Тематическое планирование  работы с детьми 10 группы. Тема проекта:  «Зимушка-зима»Подтема «Зимующие птицы»Сроки: С  09.01 по 31.01Цель проекта: Уточнять и ...

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"

Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....

Календарно - тематическое планирование. Декабрь. Темы: "Зимующие птицы", "Зимняя одежда", "Зима. Признаки зимы", "Новый год".

ДекабрьТема месяца: Новый год.Цели: привлечение детей к активному разнообразному   участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участ...

Интеграция познавательно-речевого и физического развития «Зима и зимующие птицы» (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи)

Создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знания о зиме и зимующих птиц  нашей Белгородской области....

Планирование по теме "Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы" в подготовительной группе.

Планирование по теме "Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы"...