Конспект ООД "Лестница к вершинам знаний"
план-конспект занятия по развитию речи

Кузнецова Елена Степановна

Конспект ООД по развитию речи.

Задачи:

  •  развивать слуховое внимание
  • упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом.
  •  закрепить знания о протяжённости слов
  •  упражнять в определении места звука в слове
  •  развивать графические навыки (штриховка шаров)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lestnitsa_k_vershinam_znaniy.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Образовательная область: речевое развитие                                                                                        

    Тема: «Лестница к  вершинам знаний»

Цель: закрепление пройденного материала

Задачи:

  •  развивать слуховое внимание
  • упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом.
  •  закрепить знания о протяжённости слов
  •  упражнять в определении места звука в слове
  •  развивать графические навыки (штриховка шаров)

Материал: картинки – герои разных сказок, конверты с заданиями, магнитная  доска, карточки – схемы, картинки предметов, цветные карандаши, силуэты воздушных шаров,  изображение «лестницы к вершинам знаний», фигурки детей (2 шт.).

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, мне позвонили, я выйду и отвечу на звонок.                                                                                                                                   (Воспитатель уходит, а Баба Яга появляется).                                                                         Б. Я.: Ой, вы мои маленькие, ой, вы мои хорошие! Чего вы тут делаете?  Дети: Воспитателя ждём, у нас сейчас занятие будет.                                                                Б.Я.: Ах, занятие! Значит вы очень умные что-ли? Всё-всё знаете и умеете? Сейчас я вас проверю! Но сначала послушайте стихотворение:

Есть сладкое слово – конфета,        Есть слово упрямое – цель,

Есть быстрое слово - ракета,              Есть слово колючее – ель,

Есть кислое слово -  лимон,              Есть книжное слово – страница,

Есть слово с окошком – вагон,          Есть слово лесное – синица,

Есть слово колючее  - Ежик,              Есть слово пушистое – снег,

Есть слово промокшее – дождик,    Есть слово веселое – смех.                                       Б. Я.: Скажите, какими бывают слова? (разными, похожими, длинными, короткими).  А из чего слова состоят? (из букв и звуков).  А зачем нам вообще нужны слова? (чтобы разговаривать, рассказать что-нибудь). Мне тут недавно позвонил Незнайка, знаете такого? И он, представляете, не знает, как звуки  располагаются в словах. Он позвонил мне и попросил вас помочь ему. Давайте, ребята, поможем  Незнайке!                                                                                  1 задание: «Каждому звуку своё место»                                                                          У меня есть карточки с картинками, надо назвать предметы, послушать какой  звук слышится в названиях и определить его место в слове. (САНКИ, ЛИСА, АВТОБУС) Давайте, определим какой звук повторяется в каждом слове.                                                                      Дети: Звук «С»                                                                                                                        - Правильно. В первом слове где он стоит?  (С-С-САНКИ – в начале).                                              - Во втором слове? (ЛИ-С- С-СА – в середине).                                                                         – В третьем слове? (АВТОБУС-С-С – в конце). Молодцы! Вы ответили правильно!  Тогда шагаем на первую ступеньку нашей лестницы! (Ставит фигурки детей на 1 ступеньку).

                                                                                                                                                 Б. Я.:  Сегодня утром, когда я шла по лесу, я встретила одну девчонку в красной шапке. Она сказала, что её зовут  Красная  Шапочка. Вот она-то  и привязалась ко мне со своей игрой «Доскажи словечко», а мне же некогда, у меня дела, вот она и  попросила  передать вам конверт с заданиями. Вот он -  (достаёт 1 задание):

2 задание: «Доскажи словечко»

- Красная Шапочка  хочет узнать, много ли вы слов знаете, и предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»:

    *  Подготовлен самолет,

    он отправиться в … (полет) 

  • Ты не бойся - это гусь,

Я сама его… (боюсь) 

  • Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я… (капуста) 

  • В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б на встречу ни проплыл,

Всех проглотит… (крокодил). 

  • Доски на гору везем,

Будем строить новый… (дом) 

  • Я сегодня утром рано

Умывался из-под… (крана)

- Молодцы! Все слова подобрали правильно, не ошиблись. И поэтому смело шагаем на вторую ступеньку! (Фигурки детей ставит на 2-ю ступеньку)

                                                                                                                                                                                                                                                                                           Б. Я.:  Вы знаете, ребята, у нас в лесу кто только не живёт! Я очень часто встречаю ещё одну девочку, но она гуляет не одна, а с Мишкой! И зовут её … (Маша). Вы что знакомы с ними?                                                                                   Дети: Да!

Б. Я.: Они такие смешные! Я никак  не могу понять - кто кого учит, то ли Мишка – Машу, то ли Маша – Мишку. Я как-то подслушала  один раз, как они делили  слова  на слоги. Ой, умора была! Они кричали друг на друга, спорили, спорили, а кто был прав, я так и не узнала.  Послушайте, вот из-за чего они спорили.                                                                                                                         3 задание: «Раздели правильно» (работа с карточками)                                         У вас на столах лежат листы, на которых нарисованы картинки. Определите количество слогов в названии каждой картинки и разделите прямоугольник  под картинкой на столько частей, сколько слогов в этом слове.

- Настя,  на сколько частей ты разделишь прямоугольник под картинкой МАШИНА? (на три). Объясни почему? (Потому, что в слове МА-ШИ-НА три слога). Все согласны с Настей? Давайте проверим и отстучим слово…                    

Дети выполняют задание. Значит, делим прямоугольник на три части.

                                                                                                                                                    -  Мирон, на сколько частей ты разделишь прямоугольник под картинкой ЛИСА? (на две). Почему? (Потому, что в слове ЛИ-СА два слога). Как проверить? (отстучать). Делим прямоугольник на две части.

- Света, на сколько частей ты разделишь прямоугольник под картинкой ДОМ? (не надо делить) Почему? (В слове один слог). Все согласны со Светой?                                                                                                                                

- Молодцы, все правильно выполнили задание и еще на одну ступеньку выше мы поднялись.  (Переставляет фигурки детей)                                                                                                                                

4 задание. «Длинное или короткое слово»

Б. Я.:  Вы уже говорили, что слова бывают разные и похожие, длинные и короткие. А как можно узнать, длинное это слово или короткое?                  Дети: Можно похлопать и сосчитать слоги.

Б. Я.:  А Маша и Медведь сегодня вам предлагают…                                                                                   Читает письмо, приглядывается, что написано, и удивлённо говорит:                - Как всегда они спорят, как надо это сделать. Маша говорит, что надо похлопать, а Мишка - отшагать слова.  Давайте мы одно слово похлопаем, а другое – отшагаем.  Выходите из-за столов и вставайте в линию. Я буду называть вам слова: одно слово – мы хлопаем, а другое вы сделаете столько шагов ко мне, сколько в слове слогов. (Дети выполняют задание)

 - Юля, сколько ты сделала шагов на слово лес? Почему один раз? (В слове лес 1 слог)                                                                                                                                       -  Артём, сколько раз надо хлопнуть в ладоши на слово МЯЧ? Почему один раз? (В слове МЯЧ 1 слог)                                                                                                        -  Вика, сколько надо сделать шагов на слово МИШ-КА? Почему? (В слове МИШКА 2 слога)                                                                                                                    -  Артемий, сколько надо хлопнуть в ладоши на слово КНИ-ГА                                                                                                                                            -  Алина, сколько надо хлопнуть в ладоши на слово БЕ-РЁ-ЗА? Почему? (В слове БЕРЁЗА 3 слога)                                                                                                                         - Руслан, сколько надо сделать шагов на слово БА-РА-БАН? Почему? (В слове БАРАБАН  3 слога)                                                                                                                                                                                                      

- Вот мы и дошагали до   ступеньки (ставит картинки детей на верхнюю  ступеньку)

                                                                                                                                 

- Молодцы, все правильно выполнили задание и еще на одну ступеньку выше вы поднялись.

5 задание. «Разноцветные шары»

 - Наши герои собрались на праздник, надули себе шары. Но тут налетел озорник-ветер и унес все шары высоко в небо. Загрустили друзья. Я прошу вас помочь нашим героям. Поможете?  Перед вами лежат силуэты разных шаров. Если внутри шара написана гласная буква, то шар надо раскрасить в красный цвет, а если согласная – в синий. Как определить гласный и согласный звук? Гласные звуки можно пропеть, а согласные – нет, потому что мешают преграды (губы, зубы, язык).                                                                                     Дети определяют  звук (гласный или согласный)  и рисуют синие и красные шары. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Итог ООД

 -  Вот  и настроение у наших героев  вновь стало радостным. И они рады за вас, что вы добрались до вершины лестницы и получили много знаний и умений.  А чему же мы научились? (находить похожие слова, делить слова на слоги, искать место звука в словах, определять гласные и согласные звуки…)

- Предлагаю устроить на вершине лестницы знаний фейерверк. Если вам понравилось    участвовать в викторине, то  вы запустите красные шары, а если было неинтересно – то синие шарики.

Дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные шары.

На этом наше занятие закончено. Вы все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Экологические знания об аквариумных рыбках"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Уточнить   и   закрепить   представление   об   особенностях   строения   иповедения золотых рыбок, их ...

Конспект НОД "Покорители вершины Знаний"

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и  подготовке к обучению грамоте...

«К вершине Знаний» - конспект викторины-квеста в подготовительной к школе группе.

laquo;К вершине Знаний» – викторина для детей старшего дошкольного возраста, подготовительной к школе группе. Ребятам предлагается увлекательное восхождение к «вершине Знаний»...

Конспект НОД посвященного Дню знаний «Путешествие к дереву знаний»

Цель: продолжить патриотическое воспитание дошкольников, создание доброжелательной атмосферы, радостного настроения, положительного отношения к школе и желание учится, приобретать новые знания....

Конспект прогулки "На вершине зимы"

Конспект прогулки в детском саду "На вершине зимы"...

итоговое НОД в подготовительной группе "Вершина знаний"

конспект интегрированного итогового занятия...

НОД в подготовительной к школе группе "Вершина знаний"

Тема: Вершина знанийЗадачи: активизировать словарь по теме «Виды спорта»; закреплять знания об особенностях гласных и согласных звуков; совершенствовать умения проводить звуковой и слогово...