Конспект НОД "Покорители вершины Знаний"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Фурсова (Постовалова) Елена Александровна

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и  подготовке к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_razv_rechi_2015.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»  г. Советский»

Конспект

итоговой непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи и  подготовке к обучению грамоте

Тема: «Покорители вершины Знаний»

в подготовительной к школе группе № 12 «Радуга»

Воспитатель: Постовалова Е.А.

г. Советский

апрель 2015год.

Интеграция ОО:  Речевое развитие, социально - коммуникативное

Цель: Закрепить знания, умения и навыки детей за год. Продолжать формировать представления детей о видах спорта. Расширять представления о весенних изменениях в природе.

Образовательные задачи:

-   совершенствовать умения детей в деление слов на слоги;

 - характеристика звука с использованием схем;

- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);

- закреплять умение отвечать на вопросы;

- расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать    умение составлять графическую запись предложения; упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

-  закреплять умение проводить звуковой анализ слова;

 - активизировать словарь по теме «Виды спорта»;

 - закрепить умение подбирать антонимы к словам;

 - Совершенствовать умения детей  подбирать родственные слова                     - составление рассказа по картине  с пользованием  схемы.

- учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, сообразительность,

развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать  навыки  оказания взаимопомощи в коллективе. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.

Виды детской деятельности и приёмы работы:

виды детской деятельности

Методические приёмы

игровая

игровые ситуации, дидактическая  Игра «Волшебная цепочка» ; игра         « Не зевай на вопросы отвечай»

,  д/и « Скажи наоборот», мотивация: «Приглашение в путешествие , покорять вершину знаний »

познавательно - речевая

решение проблемных ситуаций

продуктивная

Звуковой анализ слова «Привал», составление схем предложений

коммуникативная

ситуативная беседа, вопросы, чтение стих – я Л.Станчева «Это правда или нет?», составление рассказа по схеме, нелепицы.

Место проведения: группа

Количество детей: 12

Демонстрационный материал: макет горы из отдельных частей, флажки, мяч, cкалка, яйцо, стрела, яблоко, горошина, «красная шапочка», зеркальце.

Раздаточный материал: схемы для звукового анализа , цветные карандаши (красный, зеленый, синий), предметные картинки, схемы для составления предложений.

                                         Ход:

1.Организационный  момент.

1-2-3-4-5-становитесь в круг играть.

Мы спокойны, мы спокойны

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Повторяем обязательно,

Все, что учили на занятиях.

Дети, скажите ,а какие у нас бывают слова? (короткие и длинные).

Интересно, а наши имена какие? Давайте будем называть свое имя, и делить его на слоги   (дети выполняют задание, называют сколько слогов в имени)

У кого самое длинное имя?

У кого самое короткое?

-Ребята, а вы любите заниматься спортом?

-А какие виды спорта вы знаете? (летние и зимние)

- Назовите зимние виды спорта?

- Назовите летние виды спорта?

-Людей, которые играют в футбол, как называют?

-Футболисты.

-Волейбол – волейболисты.

-Хоккей – хоккеисты и т.д.

-А вы, ребята, слышали про такой вид спорта - альпинизм? Люди, которые этим спортом занимаются, называются – альпинистами. Они покоряют вершины гор.

Сегодня мы, как настоящие альпинисты будем покорять «Вершину знаний». (Обратить внимание на мольберт с изображением горы), нам нужно будет подняться на вершину этой горы Знаний.

Но подняться будет нелегко, вас будут ждать разные препятствия,

но мы с вами не боимся трудностей и вместе все преодолеем, выполним все задания,  которые нам встретятся на  пути.  Готовы?

-Да!

-Тогда вперед!

(Задания находятся на частях горы под номерами, дети находят задание под номером 1.)

  1. задание:

 стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?»  

Послушайте внимательно стихотворение «Это правда или нет?»
(дать установку: запомните что правда, а что нет в этом стихотворении)

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь,
Любит в речке посидеть.
И зимой среди ветвей, 
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?

(дети говорят, какие несуразицы, нелепицы они заметили)

– Молодцы! Первый уступ преодолели! (На «уступ горы» ставится часть, так делается после выполнения каждого задания).

- Отправляемся дальше.

2. задание: Игра «Волшебная цепочка»

(дети делятся на 2 команды - мальчики и девочки)

Вам нужно поделиться на 2 команды: мальчики и девочки; перед вами картинки с изображением разных предметов, каждому игрок берёт  одну картинку, каждая команда выстраивает цепочку, подбирая картинки так, чтобы последний звук в названии одной являлся первым в названии следующей.

(Первую картинку для каждой команды (цыпленок и телефон) выставляет вос - ль.)(картинок должно быть больше)

1) ЦЫПЛЕНОК КАРАНДАШ ШАРФ ФОТОАППАРАТ ТАРЕЛКА

2) ТЕЛЕФОН НОСОК КОШКА АНАНАС СОБАКА

– Молодцы! второй уступ преодолели! Ставим частичку горы.


3. Задание:   Игра « Не зевай на вопросы отвечай»

Назовите  весенние месяцы?  (март, апрель ,май)

Назовите  текущий месяц?( апрель)

Сколько слогов в слове «ласточка»?( три)

Кем был раньше цыпленок? (яйцом)

Кем раньше была лошадь? (жеребёнком)

Кто может плавать? (рыбы, утки, гуси…)

Чем раньше был лед? (водой)

-С этими трудными вопросами вы тоже справились, ставим часть на уступ горы.

4. А вот и следующее задание:

 Какие слова мы называем родственные? ( те которые дружат друг с другом, у них одна общая частичка )

Назови родственные слова к следующим словам:

Волк -…( волчонок, волчица, волчье логово, волчище)

Заяц-…( зайка, зайчонок, заинька, зайчиха)

Лиса-…( лисёнок, лисичка, лисья нора)

Медведь….(  медвежонок, медведица, медвежья лапа)

Скажите, какие это животные? Назовите их одним словом ( дикие)

- Вы устали  наверное? Ребята, альпинисты во время подъёма в горы  устают, а если устал нужно …. отдохнуть, кто знает, как называется отдых в горах? (привал), давайте и мы свами устроим привал, немного отдохнём.

Физкультминутка (под музыку)

- Движемся дальше.

5 Задание:  скажите из чего состоит наша речь? (из предложений)

- А предложения? (из слов)

- А слова? (из звуков)

-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Согласные какие бывают (твердые и мягкие)

Ребята, а чем отличаются звуки от букв?

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

 - Сейчас пройдите за столы, вы будете выполнять звуковой анализ слова «Привал»

 ( дети выполняют звуковой анализ слова за столами, один ребёнок у доски)

Сколько всего звуков в слове Привал? (6). Сколько в слове гласных? (два). Назовите гласные.  Сколько согласных? (4), сколько слогов в слове? (2) Поставьте знак ударения. Какой по счету в слове ударный слог? (второй)

- Молодцы, ещё с одним испытанием справились, мы поднимаемся всё выше и выше.

6 задание:  Встанем в круг,  поиграем с мячом в слова наоборот. 
Большой –
Мягкий –
Жара –
Тяжелый –
Светлый –
Ложиться –
Грязный –
Говорить –
Добро –

- Молодцы, вы неплохо справились с этим заданием. Идём дальше.

7.задание:

Ребята, а вы сказки любите? (Да)

 - Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все предметы перепутал

Сказки все мои он спутал

Посмотрите у меня лежат предметы на столе.

(Дети должны выбрать предмет и назвать из какой он сказки.)

- Посмотрите на столе лежат предметы, вы должны угадать из какой они сказок.

(Скалка («Лисичка со скалочкой»), яйцо («Курочка Ряба»), стрела («Царевна – лягушка»), яблоко («Белоснежка и семь гномов»), горошина («Принцесса на горошине»), красная шапочка («Красная шапочка»), зеркальце («Сказка о мёртвой царевне»), скорлупа ореха ( «Дюймовочка»)

- Молодцы, всё правильно угадали, ставим часть от горы.

8  задание:  Вам нужно снова пройти за столы: (работа со схемами предложений)

- Вспомните и скажите, как обозначается графически каждое слово в предложении? (каждое слово в предложении обозначается чертой  ____  )

-Как обозначается первое слово в предложении? (в начале черты ставится вертикальная палочка  ____ )

-Как обозначается последнее слово в предложении?(            . ) –

С какой буквы пишется первое слово в предложение? ( с заглавной)

- Что ставится в конце предложения? ( точка)

 Придумайте предложения с любым предметом из   этих  сказок, и запишите схему этого предложения.

Инд/работа:

Даша, какое ты придумала предложение?

Дима, сколько слов у тебя в предложении?

Егор, какое первое слово в твоём предложении? Какое последнее?

Артём, если я спрячу первое слово в предложении, назови, что останется…..

-Молодцы и с этим испытанием справились, ставим часть горы.

Гимнастика глаз

- Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, поморгайте, закройте глазки и сосчитайте до 5, открывайте.

- Молодцы, пора двигаться дальше. ( ставят часть горы)

9  задание:  Составление рассказа по картине с использованием  схемы.

-  Ребята, обратите внимание, на гору, мы подошли почти к самой вершине, скажите, какое сейчас время года? (весна), посмотрите на картину, давайте составим рассказ о весне, её признаках, приметах, а поможет нам в этом схема.( 1-2 ребёнка составляют рассказ). Ведь альпинисты именно весной готовятся к покорению горных  вершин.

Ставят последнюю часть и  флажок на вершину горы!

Рефлексия: Молодцы! Мы достигли вершины знаний! Вам понравилось покорять вершину? Что больше всего понравилось? Какое задание было самым сложным? А какое лёгким?
погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие. Если были затруднения – не беда, в школе вы всему научитесь и будете покорять следующую вершину знаний – школьную.

 А за то, что вы справились со всеми препятствиями и поднялись на вершину горы, вручаю вам  медали  « Покоритель вершины Знаний» и сладкий сюрприз. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга "Марафон знаний. Мы дружим с книгой."

Цель досуга: закрепление знаний детей по произведениям Н.Носова, русским народным сказкам; учиться с помощью взрослых отгадывать кроссворд, развивать мышление; работать в команде, обосновывать св...

Итоговый конспект занятия по знаниям и умениям детей в подготовительной группе на тему : «Путешествие на остров сокровищ».

Закреплять умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, а так же знания счета, навыки чтения. Развивать логическое мышление, речь, любознательность, самостоятельность,  умение работать в ко...

«К вершине Знаний» - конспект викторины-квеста в подготовительной к школе группе.

laquo;К вершине Знаний» – викторина для детей старшего дошкольного возраста, подготовительной к школе группе. Ребятам предлагается увлекательное восхождение к «вершине Знаний»...

Конспект ООД "Лестница к вершинам знаний"

Конспект ООД по развитию речи.Задачи: развивать слуховое вниманиеупражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом. закрепить знания о протяжённости слов упражнять в...

итоговое НОД в подготовительной группе "Вершина знаний"

конспект интегрированного итогового занятия...

НОД в подготовительной к школе группе "Вершина знаний"

Тема: Вершина знанийЗадачи: активизировать словарь по теме «Виды спорта»; закреплять знания об особенностях гласных и согласных звуков; совершенствовать умения проводить звуковой и слогово...