Консультация для педагогов «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
консультация по развитию речи

В помощь педагогом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tg_rechevye_stupenki.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Консультация для воспитателей

«Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда (далее РРС) – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды ДОУ выделяют следующие:

-    Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

-     Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Рассмотрим каждую составляющую РРС. Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового со-держания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры. Речь педагога должна отвечать следующим качествам:

1). ПРАВИЛЬНОСТЬ – соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2). ТОЧНОСТЬ – точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3). ЛОГИЧНОСТЬ – наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также авжно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4). ЧИСТОТА – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5). ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6). БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства - это использование говорящих предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т.д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7). УМЕСТНОСТЬ – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие:

- Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками , поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

- Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

- Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

- Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

- Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

           «Требования к организации речевых центров в группах ДОУ»

Цель: создание оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

1. Формировать фонематическое восприятие и слух.

2. Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику.

3. Закреплять навыки правильного произношения звуков, а так же навыки, полученные на занятиях.

5. Активизировать словарь, обобщающие понятия и лексико-грамматические категории.

6. Развивать связную речь.

В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне; стол; стул; игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого центра необходимо учитывать следующее:

 соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;

 размещение речевого центра рядом с книжным;

 доступность для ребенка;

 его комфортность и эстетичность.

Необходимо уделять большое внимание эстетике речевого центра. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию, содержащемуся вцентре.  Обязательным атрибутом речевого центра должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные  сюрпризы.

Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.

В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски;)

пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.);

пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв);

материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова);

игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова);

игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам);

игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.);

материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Содержание речевого центра определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных группах

Младшая группа

 Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского

фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);

 Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».

 Картинки с простыми сюжетами и действиями

 Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

 Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

 Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».

 Игровизоры, игрушки – телефоны.

 Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»

 Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

 Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.

 Трафареты, шаблоны.

 Игры для развития ручной умелости.

 Картотека речевых игр.

 Открытки о родном посёлке.

Средняя группа

 Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.

 Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).

 Открытки для рассматривания.

 Портреты писателей в соответствии с программой

 Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

 Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»

 Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».

 Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

 Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.

 Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

 Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму

 Игры на развитие ручной умелости.

 Картотека словесных речевых игр.

 Открытки о родном посёлке, крае.

 Предметы быта и старины.

Старшая группа

 Уголок книги: 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему

 Портреты писателей в соответствии с программой

Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.

 Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.

 Портреты художников – иллюстраторов.

 Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

 Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».

 Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».

 Азбука букв различной фактуры.

 Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

 Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму

 Игры на развитие ручной умелости.

 Картотека словесных речевых игр.

 Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).

 Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.

 Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.

 Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).

 Карта России, где отмечены флажками города.

Подготовительная группа

 Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.

 Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

 Альбомы загадок, скороговорок, стихов.

 Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.

 Картотека словесных речевых игр.

 Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

 Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).

 Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.

 Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.

 Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».

 Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».

 Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.

 Уголок «Читаем сами», журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

                                                               Творческая группа «Речевые ступеньки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Подготовили: Зуева Л.В. Рыжова Л.Ф. Печёнкина О.В. Ласькова Н.Б.

Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»   Подгот...

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

доклад на тему: «Речевая развивающая среда  ДОУ  в соответствии с ФГОС дошкольного образования» на региональном семинаре-практикуме «Традиционные и инновационные методы дошкол...

Консультация для воспитателей ДОУ «Некоторые подходы к построению развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолог...

Круглый стол "Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей и эффективной деятельности в данном н...

Доклад " Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда  − это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и...