Проект "Раз - словечко, два - словечко..." для детей старшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Миргалимова Альфия Нургалиевна

обогащение словарного запаса детей за счет незнакомых или трудных для детей слов через ознакомление с окружающей действительностью, речевые игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raz-slovechko_dva-slovechko.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г. Нижневартовска ДС № 37 «Дружная семейка»

Проект «Раз – словечко, два – словечко…»

Воспитатель:

Миргалимова А.Н

г.Нижневартовск 2019 г.

Паспорт проекта:

Вид проекта: долгосрочный, комплексный, творческий.

Продолжительность проекта: 01.11.19- 30.04.20.

Форма: поисково-познавательная деятельность.

Участники: дети группы 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Взаимодействие педагогов: воспитатели групп, учитель – логопед.

Виды детской деятельности: познавательная, продуктивная, творческая, исследовательская деятельность в рамках темы проекта.

Обеспечение проекта:

Материально-техническое, учебно-методическое: материал для художественной и творческой деятельности, технические средства обучения (интерактивное оборудование); наглядно-методические пособия; методическая и художественная литература.

Информационный ресурс: использование ИКТ; изучение методической литературы; участие в конкурсах, выставках и викторинах различного уровня.

Актуальность темы:

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.

Полноценное владение речью предполагает,  прежде всего богатый словарный запас. В дошкольном возрасте формируется основа словаря. Как вызвать интерес к слову? Как дать детям понятие «слово»? как сделать этот процесс увлекательным и интересным занятием?

Проект «Раз - словечко, два - словечко» - совершенствует устную речь будущих школьников. Дает возможность думать, творить, фантазировать, познавать, развивать коммуникативные возможности, обогащать словарь, формировать грамматические структуры речи. Он организует наблюдения детей за языковой действительностью. Делает этот процесс увлекательным и интересным занятием.

Логопедический проект носит коррекционную направленность. На занятиях дети находятся не только в роли наблюдателей, но  являются и активными деятелями в процессе изучения слова. Дети, участвуя в нем, упражняют свои речевые возможности, тренируют свои языковые умения и навыки. Так же проект направлен на формирование у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, самоконтроля. Работать над проектом могут дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы.

Цель: обогащение словарного запаса детей за счет незнакомых или трудных для детей слов через ознакомление с окружающей действительностью, речевые игры и упражнения.

Задачи:

  • Формирование представлений о слове, как семантической единице;
  • На уровне наблюдений формирование у детей начальных представлений о многообразии слов родного языка;
  • Обучение словам лингвистического анализа;
  • Уточнение и обогащение словаря детей;
  • Развитие языкового чутья, словесно-логического мышления, внимания к родному языку;
  • Воспитание любви и интереса к речи и слову.

Продукты проектной деятельности:

1.Альбомы детских иллюстрации по лексическим темам;

2.Фотоотчет по темам проекта;

3.Выставка детских рисунков и поделок;

4.Книжки-самоделки;

5.Аудиотека, фонотека;

6.памятки для родителей;

7.буклеты для воспитателей;

8.Дидактические игры;

9.Конспекты НОД;

10.Сценарии викторин.

Этапы проекта: 

1 этап: подготовительный (разработка проекта).

01.11.19-30.11.19

-определение проблемы;

-постановка цели, задач;

-сбор информации, литературы, дополнительного материала;

-создание фонотеки с картинным материалом;

-составление перспективного плана работы.

2 этап: исследовательский.

30.11.19-23.04.20

-работа по плану с детьми, родителями, педагогами;

-выполнение проекта.

3 этап: заключительный

23.04.20-30.04.20

-презентация проекта;

-участие детей в конкурсах;

-подведение итогов;

-обобщение результатов работы.

План реализации проекта:

месяц

тематические мероприятия

цели

ноябрь

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий «Слова-предметы», «Слова-признаки», «Маленькие слова-предлоги»

-Дать представление о понятии «слово, предложение, живое, неживое». О последовательности слов в предложении, познакомить со схемой предложения.

-Дать понятие о словах- признаках, упражнять в согласовании прилагательных с существительными, тренировать детей в составлении простого распространенного предложения;

-Познакомить с понятием «предлог»; формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога.

декабрь

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий «Слова-действия»

«Что такое приставка?»

Индивидуальные консультации «Что такое трудные слова?» (нарушение слоговой структуры слова у детей).

-дать понятие «Слово-действие». Уточнять и расширять глагольный словарь;

-познакомить с понятием «Приставка»; упражнять в образовании глаголов с приставками, уточнить значение полученных слов;

-Дать родителям понятие «Нарушение слоговой структуры слова» у детей (причины, структура). Приемы речевых игр для коррекции нарушения слоговой структуры слова дома.

Январь

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий «Слова-малышки», «Ласковые слова», «Слова-великаны».

Применение речевых игр в режимных моментах.

-Познакомить детей с уменьшительно-ласкательными формами слов-существительных и прилагательных; со словами –великанами;

-Развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования;

-Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.

Февраль

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий «Слова-наоборот» (антонимы), «Слва-приятели» (синонимы).

Применение речевых игр в режимных моментах.

-Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы». Учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу.

-Продолжать учить детей составлять предложения с заданным словом;

-Активизировать и обогащать словарный запас детей словами с разнообразными смысловыми оттенками.

Март

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий «Многозначные слова».

Консультации для родителей «Развитие и совершенствование грамматического строя речи у детей с НР 7-го года жизни».

-Познакомить детей с понятием «многозначные слова» (разные предметы, явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковые названия).

-Развивать умение давать описательную характеристику предмета (учить находить «главные» и «второстепенные» признаки).

-Продолжать учить составлять предложения с заданными словами;

-Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.

Апрель

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий «Родственные слова».

Применение речевых игр в режимных моментах.

-Дать детям понятие об «однокоренных словах» (родственные слова);

-Развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования.

- Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.

Май

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий «Слова-рифмушки».

Итоговая викторина «Раз-словечко, два-словечко…»

Просмотр мультимедийного словаря «В мире слов»

-Дать представление о понятии «рифма».

-Упражнять в подборе слов-рифм, развивать чувство рифмы (придумывание рифмованных строчек, стишков, нахождение «ошибок и «нелепиц» в заданных стихотворных текстах на слух).

-Закрепление пройденного материала в игровой форме.

Ожидаемый результат проекта:

 Дети.

В результате данного проекта у детей сформируется интерес к родному языку, правильное и осознанное употребление слов различных категорий в речи. Точное использование по смыслу. Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, «упрямых» слов, сложных слов, родственных слов, слов с уменьшительным и увеличительным значением.

Родители.

Родители в результате деятельности в заданном проекте расширяют свои знания о приемах обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «Доскажи словечко»

Цель: учить подбирать рифму, автоматизировать звук в словах, учить дифференцировать звуки, расширять словарный запас, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление....

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Дидактическая игра «Вылечи словечко» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Когда ребёнок только учится звуковому и слоговому анализу слов, а так же чтению, процесс слияния букв в слоги, а слогов в слова проходит нелегко.Поэтому у ребёнка, как правило, возникают трудности при...

Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Ты словечко, я - словечко!»

Формировать навыки общения  у детей друг с другом, представление о доброте и дружбе, умение оценивать поступки окружающих...