Проект "Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста"
проект по развитию речи (старшая группа)

Баталова Эльвира

Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту родной природы, начинается чувство  Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №36

муниципального образования Темрюкский район

   

Проект

«Знакомство с творчеством

С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

http://images.myshared.ru/5/412731/slide_2.jpg

                                         

Подготовила воспитатель:

                                              Баталова Эльвира Зиноровна

                                                                                 «- О чем твои стихи?

- Не знаю, брат.

Ты их прочти, коли придет охота.

Стихи живые сами говорят,

И не о чем-то говорят, а что-то».

С.Я. Маршак

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.

Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.

Культура - это то, что «делает людей народами».

Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту родной природы, начинается чувство  Родины.

Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В этой связи успешность ознакомления детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность проекта: 

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Концептуальные основы проекта:

Мы начинаем знакомить детей с творчеством Самуила Яковлевича Маршака в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего

 дошкольного возраста»  

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие».

Руководители проекта: воспитатели  Баталова Эльвира Зиноровна, Шемякина Оксана Анатольевна

Возраст участников проекта: дети от 6 до 7 лет.

Состав проектной группы:  воспитатели,  воспитанники  группы,         родители воспитанников.

Тип проекта:

  • по количеству участников: групповой;
  • по содержанию: интегративный;
  • по продолжительности: краткосрочный (2 недели);
  • по доминирующему виду проектной деятельности: творческо-информационный.

Объект проекта: творческое наследие С.Я.Маршака.  

Проблема проекта: современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века.

Цель проекта: познакомить детей  с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;

2. Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

- «Багаж»

- «Сказка о глупом мышонке»

- «Сказка об умном мышонке»

- «Где обедал воробей?»

- «Вот какой рассеянный»

- «Радуга-дуга»

- «Ванька-встанька»

- «Круглый год»

- «Детки в клетке»

- «Мяч»

- «Веселый счет»

-  Загадки

3. Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.

4. Формировать  эмоционально-образное восприятие   произведений.

5. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.

6. Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.

7. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.

8. Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.

9. Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Предполагаемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе в соответствии с тематикой.

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.

8. Популяризация семейного чтения.

9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

Проектная идея: формирование интереса и потребности в чтении.

  1 ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога:

Подбор и изучение методической литературы.

Выявление уровня знания детей о творчестве С.Я.Маршака.

Создание предметно-развивающей среды по теме проекта.

Деятельность детей:

Дети выбирают  место, где будет оформляться будущая выставка книг С.Я.Маршака.

Взаимодействие с семьёй:

Беседа с родителями «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»

Подготовить родителей к тому, что дети будут задавать вопросы, связанные с реализацией проекта.

2  ЭТАП –  основной

Деятельность педагога:

Подбор  художественной литературы по теме проекта.  

Оформление выставки книг С.Я.Маршака.  Фото 1.

Чтение произведений С.Я.Маршака

Игровые ситуации по формированию представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год»

ООД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы  «Викторина по произведениям С.Я. Маршака»

Фотоотчёт  «Викторина по произведениям С.Я. Маршака».  Фото 2, 3, 4.

Деятельность детей:

Помощь в оформлении выставки книг С.Я.Маршака

Рассматривание книг С.Я.Маршака, представленных на выставке.

Просмотр мультфильмов по тематике проекта.

Рисование на тему «Наши иллюстрации к стихам С.Я.Маршака»

Проведение дидактических игр «Разрезные картинки», «Из какого произведения герой»,  и др.  Фото 5, 6.

Взаимодействие с семьёй:

Участие  в эстетическом оформлении  книжного  уголка.

Изготовление «книжек-малышек». Фото 7.

Рекомендации для родителей по организации  чтения в домашних условиях.

Помощь в создании и оформлении костюмов  для мюзикла стихотворения С.Я.Маршака «Кошкин дом».

3  ЭТАП –  заключительный 

Деятельность педагога, детей, семьи:

Мюзикл «Кошкин дом».  Фото  8.

Итог проекта:

Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской художественной литературы, а также сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями. Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи. Формировались и обогащались коммуникативные навыки общения детей, как друг с другом, так и с родителями.

Вывод:

 Организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствовала развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитию литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса. Проект помог пробудить у воспитанников интерес к выполнению оригинальных творческих работ, способствовал развитию у них познавательной активности, самостоятельности, инициативности в применении полученных знаний и умений в играх и художественной деятельности. 

           Педагоги расширили образовательное пространство (вовлекли родителей в образовательный процесс ДОО), представили его в новых формах, что способствовало эффективному развитию как речевой, так и творческой деятельности детей.

Список литературы:

1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомство дошкольников с литературой: конспекты занятий. – М: ТЦ Сфера, 2007.

2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго: пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни (с методическими рекомендациями). – М: Просвещение,2003.

3. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2009.

4. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – М: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

5. Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии/И.А.Ермакова. – СПб., 2006.

6. Гурович Д. М. Ребенок и книга / Под ред. В. И.Логиновой. – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.

7. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т.1.

8. Карпинская Н. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Тема проекта:«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного  возраста»Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писат...

Проект по развитию речи "Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей младшего дошкольного возраста"

Проект«Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей младшего дошкольного возраста»  Проект подготовили и реализовали: Григорьева О.Е.Оборочан О.А....

Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Цель проекта:Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. МаршакаЗадачи проекта:·         Познакомить детей с биографие...

Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать вос...

проект «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века.Данный проект доказывает а...

Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, так как считают их произведения устаревшими и неинтересными.Данным проектом хотелось бы доказать актуальност...