Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи

Билида Анна Владимировна

Цель проекта:

Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака

Задачи проекта:

·         Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;

·         Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

·        Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…

·         Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.

·         Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.

·         Приобщить родителей к семейному чтению литературы и совместной  творческой деятельности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_marshaku.docx204.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

Актуальность проекта

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта:

Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
  • Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

- «Багаж»

- «Сказка о глупом мышонке»

- «Сказка об умном мышонке»

- «Где обедал воробей?»

- «Вот какой рассеянный»

- «Радуга-дуга»

- «Ванька-встанька»

- «Почта»

- «Круглый год»

- «Детки в клетке»

- «Мяч»

- «Веселый счет»

- загадки

- «Ванька-встанька»

  • Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
  • Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
  • Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературы и совместной  творческой деятельности с детьми.

 

Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Длительность краткосрочный (в течение месяца)

 

Ожидаемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

  • Библиотека произведений С. Я. Маршака.
  • Подбор фонотеки, видеотеки произведений
  • Оформление  альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
  • Создание развивающих игр
  • Театрализованные игры

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как

источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.

8. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

Участники проекта:

- дети старшей группы

- родители воспитанников

- воспитатели: Денисевич Т.П. Билида А.В.

Тип проекта: Творческий

По методу: Метод развития творческого познавательного мышления

По количеству участников: Групповой

По продолжительности: Краткосрочный (3месяца)

Виды детской деятельности:

  • Познавательно-речевое развитие

Формирование элементарных математических представлений

- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»

Формирование целостной картины мира

- Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака

- Формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»

Формирование интереса и потребности в чтении

- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

- Вечер загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака

Развитие всех компонентов устной речи

- Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»

- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке»

Развитие конструктивной деятельности

- Конструирование из бумаги по произведению «Почта»

Художественно-эстетическое развитие

- Рисование по произведению «Детки в клетке», «Мяч»

- Аппликация «Поезд»

- Лепка – коллективная работа «Пластилиновая сказка»

- Слушание музыки

  • Физическое развитие

- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом

- Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»

  • Социально-личностное развитие

Игровая деятельность

- Д/и «Где обедал воробей?»

- Театрализованная игра  «Где обедал воробей?»

- Инсценировка стихотворения «Сказка о глупом мышонке»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»

- Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»

- Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте

- Развитие умения распределять роли в театрализованной игре «Зоопарк»

Трудовая деятельность

- Организованная деятельность в книжном уголке

- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»

- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога

  • Сотрудничество с родителями

- изготовление поделок к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми

- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака

- изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Сказка о глупом мышонке»

Ресурсное обеспечение проекта:

- сотрудничество с семьями воспитанников

- содействие с библиотекой города /детское отделение/ Детская библиотека пос. Суворово.

Презентация проекта

-  презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Подведение итогов

- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака

- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями .

Мероприятия проекта

1 подготовительный этап:

- работа с родителями:

    консультация «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме» - методическая работа с педагогами:

   представление на педагогическом совете  проекта

   консультация «Методика организации детского чтения»

  - работа с детьми:

   подбор детских книг для  уголка  С Я Маршака

1 Формирующий этап:        

- чтение произведений писателя
- рассматривание иллюстраций
- проведение литературной викторины
- заучивание стихов
- рисунки детей
- посещение  библиотеки
- составление альбома с рисунками по произведениям
- инсценировка по произведению;
- вечер, посвященный творчеству писателя;

-работа с родителями:

 - практическая деятельность совестно с детьми;
- посещение библиотеки

3 Итоговый этап:

       - методическая работа с педагогами

        - выступление на педсовете «Дети и С Я Маршак

-работа с детьми:

       - праздник "Хороший день" по произведениям С.Я. Маршака

      - работа с родителями:

участие родителей в проведении мероприятий;

Мероприятия проекта

Содержание работы

Сроки

Результаты

1 Представление проекта педагогам на педсовете

2 Посещение библиотеки, подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке.

3 Занятие по ознакомлению с творчеством писателя;

4 Чтение произведения «Багаж».

5  Просмотр мультфильма «Багаж»

6 Конструирование из строительного материала, блоков Дьенеша (вокзал, поезд)

7 Знакомство «Сказка о глупом мышонке»

8 Чтение «Сказка об умном мышонке»

9 Коллективная работа «Пластилиновая сказка» по сказку «Сказка об умном мышонке».

10 Знакомство «Веселый счет»

11 Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке»

12  Чтение «Вот какой рассеянный»

13 Знакомство  «Почта»

14 Конструирование из бумаги по произведению

С Я Маршака «Почта»

15 Просмотр мультфильмов по произведениям поэта.

16 Аппликация по произведениям С Я Маршака

17 Театрализованная игра  «Где обедал воробей?»

18 Беседы: о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год», о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»

19 Вечер загадок и викторина по произведениям        С. Я. Маршака

20 Д/и (словесные, математические) с использованием отрывков из произведений С.Я.Маршака

21 Знакомство с подвижными играми по произведениям  С Я Маршака

22  Продолжать знакомить детей с произведениями С Я Маршака «Ванька-встанька»

23 Праздник "Хороший день" по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

24 Выступление на педсовете «Дети и

С. Я. Маршак»

Работа с родителями: 
– консультация «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме

- творческие роботы совместно с детьми

-творческие роботы на тему «Загадки из сказки»

- участие родителей в проведении мероприятий.
Практическая деятельность совестно с детьми;

10 февраля

11 февраля

     

      17

Февраля

      19 февраля

      20 февраля

Обсуждение данного проекта, его значимости для детей данного возраста
Беседа « биография и творчество С.Я. Маршака».

Презентация биографии и творчества С.Я. Маршака.

Обыгрывание произведения

Информационный стенд (список литературы по возрасту).

Выставка работ

Беседа о профессии

Выставка работ

Выставка работ

 

картотека игр;

Картотека подвижных игр

конспект праздника

презентация по теме выступления

Оформление выставки творческих работ  «Мой любимый герой»

Вывод:

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».

Очень весело прошел у нас физкультурный досуг с подвижными играми“Рассказ о неизвестном герое”; “Пожар”; “Кошкин дом”; “Жил на свете слоненок”.На досуг мы пригласили детей параллельной старшей группы. Было очень интересно. Почти со всеми играми дети справились, единственное затруднение вызвала подвижная народная игра «Уголки»: дети не были знакомы с этой игрой и не вполне поняли правила, но немного изменив и упростив правила по ходу игры, игра получилась интересной и задорной.

В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».

А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».

Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети выучили стихи, пробовали показать животных (инсценировка произведений), тренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.

Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась книга.

Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.

Кульминацией проекта стала инсценировка стихотворения «Сказка о глупом мышонке». Дети с удовольствием участвовали в театрализованной постановке. Все выучили свои слова и слова общего проговаривания, декорации и костюмы для инсценировки готовили совместно с родителями. Это шуточное стихотворение дети выбрали сами, стихи выучили быстро и часто дети самостоятельно разыгрывали отдельные сцены стихотворения.

Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Перспективы дальнейшей работы

Цель:

- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы

Задачи:

- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями

- укрепление детско-родительских отношений

- продолжение деятельности «Чтение с мамой»

- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

 

Список литературы:

1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.

2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…»: [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007 . - № 9. - С. 4 - 8.

3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…»: [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.

4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые: [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.

5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.

6. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.

7. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.

8. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.

9. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.

10. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.

11. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.

                                       

                                        Картотека подвижных игр

«УГОЛКИ»

Задачи: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Описание игры: Дети становятся возле деревьев или в кружках, начерченных на земле. Один из играющих оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говорит: «Мышка, мышка продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится на середину.

Варианты:  Если водящему долго не удаётся занять место, воспитатель говорит: «Кошка!» все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.

«Светофор»

Правила игры "Светофор" совсем легкие. Считалкой выбирают водящего, затем рисуют на земле (асфальте) две линии - это дорога. Можно нарисовать дорогу мелом, если у вас асфальтовая площадка - краской, если детвора играет в эту игру часто. На траве можно просто положить две яркие ленточки.

Вы можете экспериментально выбрать нужную ширину дороги в зависимости от количества игроков и их возраста. Водящий ребенок стоит на дороге спиной к остальным детям, а играющие стоят цепочкой за проведенной линией. Водящий ребенок называет какой-либо цвет, игроки ищут этот цвет в своей одежде. Если названный цвет есть, то игрок спокойно переходит через дорогу и становится за отчерченную линию. Если же нужного цвета у ребенка нет, то он должен перебежать дорогу так, чтобы водящий не поймал его. Пойманный малыш становится водящим.

                                       

                                                                         

«Кот и мыши»

 Описание игр

Хочется чего-то более интересного, чем обычные догонялки… А как вы относитесь к замираниям? Многие дети сейчас такие активные, что стоять на месте для них и не двигать ни руками, ни ногами, ни головой, - это просто невозможно. А научится этому всё-таки необходимо – в жизни всё пригодится! Ну, а какая же учёба без игры! Представляем вам игру «Кот и мыши» - весёлая ролевая игра для детей всех возрастов и их родителей. 

А теперь всё по порядку. Выбираем площадку для игры, где вас никто не будет отвлекать, и места хватит для всех. В одном из углов этой площадки чертим круг мелом, если же нет мела, можно взять камушек и прочертить им на земле, а если игра планируется на асфальте или песке, то лучше выложить границы домика для кота камушками или другим подручным материалом. 

Затем распределяем роли. Один из вас будет котом, все остальные – мышками. Если есть желающие, то можно среди них выбрать кота, если же нет, то тогда вам поможет считалочка! 

Например: 

Вышли мыши как-то раз, 
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон.

И вот у нас есть один кот и много мышек. Количество мышек ничем не ограничено, но чем больше игроков-мышат, тем веселее игра. Начнём!

Кот прячется в свой домик и выжидает время, когда же можно будет выйти из своего домика и напасть на мышек. Мышки, в свою очередь, резвятся по площадке, бегают, прыгают, веселятся, дурачатся и дразнят кота до тех пор, пока кот-охотник не захочет выйти из своего убежища. И вот тут и начинается самое интересное! Мышонок, который первым обнаружил вылазку кота, кричит во всё горло: «Кот!!!» И все дружно замирают, кроме кота, конечно. 

Теперь наступило время кота! Он ходит, смотрит на мышек, которые не шевелятся и почти не дышат. Потому что игрока, который пошевелится, кот хватает своими когтистыми лапками и забирает в свой домик. Мышки могут замереть в любой позе:  стоя, сидя, лежа, им можно двигать только глазами и ушами, все остальные части тела должны находиться без движения. Кот ходит среди мышек и никуда не торопится, он ждёт, когда игроки устанут находиться без движения. Как только кот увидел шевеление мышки тут или там, он её забирает и уходит с ней в свой нарисованный домик. Игра продолжается снова, а остальные игроки, переведя дыхания, продолжают бегать, прыгать и веселиться, поглядывая изредка на кота.

Коту можно притворяться спящим в то время, когда он сидит в домике, чтобы мышата расслабились и забыли о его существовании. Кто кого перехитрит: мышки или кот? 
Если игрок в роли кота поймает всех мышек, игра приостанавливается, и можно выбрать нового кота или прекратить игру. Или же кот может поменяться ролями с первым попавшимся в лапы мышонком, и стать мышкой. А почему бы нет?!
Подвижная игра Кот и мышиПодвижная игра Кот и мыши

«Жмурки»

Описание игры:

Играть в догонялки становится намного интересней, если ты не видишь, куда и за кем бежишь. Можно сказать, что эта игра актуальна, как для детей, так и для взрослых. 

Итак, вы всё-таки решили играть в «жмурки» и это здорово! С чего же начать? Выберите ловца. Тут есть несколько способов: часто среди игроков кто-то сам проявляет инициативу и выбирает эту роль сам. Если же все стесняются или желающих много, тогда поможет другой метод – считалочка! Для примера: 

«Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!»



Ну, а теперь завязываем водящему глаза и раскручиваем его по кругу несколько раз, так чтобы у него слегка закружилась голова. И вот игра началась! Убегать другим игрокам далеко не стоит, всё равно ловец с закрытыми глазами на большие расстояния бегать не сможет. Лучше привлекать его внимание криками или же взять в руку колокольчик и бегать с ним, передавая его из рук в руки. 


Чтобы у вас не получилось так же, как в «сказке об умном мышонке» С.Маршака: 
«Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки, 
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку – хвать!»,
Нужно обязательно проверить, насколько ловец честен перед игроками и не подглядывает ли он. Иначе весь смысл игры потеряется. Когда же у водящего получится кого-нибудь поймать, то для начала пусть отгадает, кто же ему попался в руки, а затем эти игроки меняются ролями. И игра начинается заново. Игра развивает координацию движений и слух. 


Ещё один вид этой игры называется «Слепой кот». Среди детей выбирается кот. Здесь подойдёт такая считалочка: 

«Шел котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!»

Остальные игроки становятся мышками. Коту также завязывают глазки, раскручивают его и разбегаются с писком: «Пи-пи-пи». Кот, поймавший мышку, может поменяться с ней местами или же просто забрать её в свой домик и ловить других мышей. Всё по вашему желанию. 

Можно игру в «жмурки» сделать ещё более разнообразной. Например, если водящий выступит в роли охотника, а другие игроки выберут себе каких-нибудь животных и будут бегать около охотника, издавая звуки, подражающие голосам своих животных. Медведь рычит, волк воет, лягушка квакает. Вот тут-то можно и побегать, и посмеяться, и проявить всю свою фантазию. Или же в роли ловца пусть будет птицелов! А все остальные игроки птицами. Кукушка кукует «ку-ку», филин и сова ухают «у-ух», ворона каркает «Кар-кар», может кому-то удастся изобразить и дятла. 
Подвижная игра ЖмуркиПодвижная игра ЖмуркиПодвижная игра Жмурки

Викторина, посвящённая 40-летию выхода в свет трилогии Н. Но…

Праздник "Хороший день" по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Подготовка праздника: поход в детскую библиотеку (выставка книг, рассказ библиотекаря о Маршаке, выбор книг для чтения в группе); чтение стихов и рассматривание иллюстраций разных художников к стихам С.Маршака – В.Лебедева, В.Конашевича и др.; оформление выставки в книжном уголке, портрет Маршака; заучивание стихов, загадок; рисование на темы произведений Маршака, оформление книги рисунков “Разноцветная книга”, выставка детского рисунка; подготовка детьми спектакля “Сказка о глупом мышонке”; разучивание координационно-подвижной игры “Дом, который построил Джек”; театр на фланели “Кто колечко найдет?”.

Оборудование: игрушки (котенок, неваляшка, светофор, колечко, домик, матрешка, мышка); картинки на фланели “Кто колечко найдет?”; опорные картинки “Дом, который построил Джек”; перчаточные куклы волка и лисы; разрезные картинки “Где обедал воробей?”; 3 матрешки; в коробке – часы, очки, утюг, календарь, спички, мяч; мячи по количеству детей; элементы костюмов для переодеваний.

Вед. Самуил Яковлевич Маршак – известный детский поэт. Мы очень любим его стихи и много их читали.

У Маршака есть книга стихов, которая называется “Хороший день”. И у нас сегодня хороший день, потому что мы будем вспоминать и читать замечательные - добрые и веселые - стихи, сказки и песенки Самуила Яковлевича Маршака.

Вед. Посмотрите, какой у меня красивый мешок. Это – “мешок загадок”, в нем игрушки из стихов Маршака.

Игра “Узнай по игрушке произведение Маршака”
(ведущий достает по одной игрушке из мешка, дети отгадывают и называют произведение Маршака)

Вед. Кто-то мягкий и пушистый (достает полосатого котенка)

Дети: “Усатый-полосатый”

“Закончите стихи”

Вед.

         Не хотел котенок мыться –
Дети

        Опрокинул он корытце.
        И в углу за сундуком
        Моет лапку языком.

Вед

          Вот какой глупый котенок!

Вед.

          А потом, а потом …

Дети: Стал он умным котом!

Вед.  Кто-то гладкий и круглый в мешке (достает неваляшку)

Дети: “Ванька-Встанька”

Вед.

        Лечил его доктор из детской больницы.
        Больному сказал он такие слова:
Дети:

       - Тебе, дорогой, потому не лежится…

         Что слишком легка у тебя голова!

Вед.

Какая еще игрушка прячется в мешке?! (достает светофор)

Из каких стихов Маршака эта игрушка?

Дети: “Веселый счет. Число 3”

Вед.

        Три цвета есть у светофора, 
       Они понятны для шофера…

Дети:

         Красный свет –
        Проезда нет!
        Желтый –
        Будь готов к пути!
        А зеленый свет – кати!

Вед. А вы не нарушаете правил дорожного движения? На какой сигнал пешеходного светофора вы переходите улицу?..

Вед. А теперь в “мешке загадок” что-то маленькое, серенькое (достает мышонка)

Дети: « Сказка о глупом мышонке»

Инсценировка детьми сказки «Сказка о глупом мышонке»

Вед.

Посмотрим, что еще есть в “мешке загадок”? (достает домик)
В каких стихах Маршака есть дом…

Дети: “Дом, который построил Джек”

Вед. Правильно, это английская детская песенка, которую перевел с английского языка на русский Самуил Яковлевич Маршак. Хотите поиграть?

Координационно – подвижная игра
“Дом, который построил Джек”
(см. ж. “Музыкальный руководитель”, 2004г., №1, с.12-13)

(дети встают в круг парами; на магнитной доске прикреплены опорные схематичные картинки; дети хором читают стихи и выполняют движения по тексту; с окончанием игры аплодируют себе)

Вед.

Молодцы!.. (достает из мешка перчаточные куклы волка и лисы)
А эти герои откуда?

Дети: “Волк и лиса”

Вед. Хотите вспомнить эти стихи? Тогда смотрите.

Кукольный театр “Волк и лиса”
(показывают взрослые за ширмой)

Вед.

Волк хотел пообедать на рынке, и это плохо для него кончилось.
А вы знаете, где обедал воробей?

Дети: В зоопарке у зверей.

Вед. Хотите в зоопарк? (голоса диких животных в записи)

По схеме проследить путь воробья “Где обедал воробей?”

Дети получают схемы и рисуют путь воробья

Вед. Многие художники иллюстрировали книги Маршака. А каких художников вы можете назвать?

Дети: Владимир Лебедев, Владимир Конашевич

Вед. Очень приятная на ощупь игрушка, деревянная, лаковая (достает матрешку) Из каких она стихов?

Дети: “Веселый счет. Число 8”

(8 девочек-матрешек в платочках встают по росту в одну линию, по очереди читают стихи Маршака; все дети считают матрешек по порядку; затем матрешки перестраиваются в колонну по росту от низкой до высокой для танца)

Танец матрешек

Вед. Какие яркие, нарядные, веселые игрушкиХотите поиграть с матрешками?

Игра “Кто быстрее соберет матрешку?”

(3 ребенка за столами разбирают матрешки и ставят их по росту, затем 3 ребенка собирают матрешки)

Вед. Вы знаете загадки, которые придумал Маршак?

Загадки (читают дети)
Игра “Найди отгадку на ощупь”

(один ребенок читает загадку, другой – ищет отгадку на ощупь в большой коробке, накрытой красивым платком)

Ребенок

Мы ходим ночью,
Ходим днем, 
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас. 
(часы)

Ребенок

Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу. 
(очки)

Ребенок

В Полотняной стране
По реке Простыне
Идет пароход
То взад, то вперед.
И за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. 
(утюг)

Ребенок

Под Новый год пришел он в дом 
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес,
И, наконец, совсем исчез. 
(календарь)

Вед.

У Маршака есть стихи “Круглый год”. Помните?

Открываем календарь…

Дети: Начинается январь.

Вед. (показывает круговую диаграмму времен и месяцев года)

Назовите месяцы года по - порядку

Дети: Январь, февраль, март…

Ребенок

Из темницы сто сестер 
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут.
Чиркнут ловко раз и два –
Загорится голова. 
(спички)

(ведущий показывает карточку с цифрами 01)

Вед. Что это за цифры, ребята? (телефон службы спасения)

Продолжите стихи Маршака:

Запомни каждый гражданин…

Дети Пожарный номер 01

Вед. Из каких стихов Маршака эти строки?

Дети “Пожар”

Вед. Вы помните, что спички – это опасный предмет? Как надо обращаться со спичками?.. Огонь наш друг, но не всегда, бывает от него беда. Будем осторожны.

Ребенок

Бьют его рукой и палкой –
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. 
(мяч)

Вед. Хотите поиграть с мячом?.. Вставайте в круг.

Игра “Мой веселый звонкий мяч”

(дети встают в круг, ведущий ставит в центр круга корзину с мячами; дети вместе с ведущим начинают читать стихотворение С. Маршака “Мяч”, ведущий одновременно бросает мячи детям; затем, читая стихи, дети отбивают мячи от пола, подбрасывают вверх, бросают в корзину)

Вед. Посмотрим, что еще осталось в “мешке загадок”?.. Больше ничего нет. Все “загадки из мешка” вы отгадали. Молодцы!

(раздается стук в дверь)

Вед. Давайте посмотрим…. Да это же герои произведений Маршака пришли к нам на праздник!.. Вы узнали их?.. Из каких они стихов?..

Театр переодеваний в героев Маршака
(дети или взрослые)

Дама (в шляпе, с сумочкой и собачкой):

Разбойники, воры, уроды!..
Собака – не той породы!

Дети “Багаж”

Рассеянный (со сковородой и перчатками на ногах):

Вместо шапки на ходу 
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки

Дети “Вот какой Рассеянный”

Доктор (в белом халате, в очках, с фонендоскопом на шее и медицинской сумкой в руках):

Инфлюэнца-симуленца,
Притворенца, лодырит!

Дети “Чем болен мальчик?”

Вед. Вот как много стихов Маршака вы знаете. А какие вам больше всего нравятся?

(каждый ребенок высказывается, подняв руку)

Вед. А сейчас я прочитаю новое для вас стихотворение Маршака. Хотите?..

Чтение ведущим стихотворения
“Ежели вы вежливы”

Вед. Сегодня у нас хороший день?!..

(дети показывают гостям книгу рисунков по стихам Маршака “Разноцветная книга”)

Список произведений, упомянутых на празднике

  1. “Усатый – полосатый”
  2. “Ванька – Встанька”
  3. “Веселый счет”
  4. “Дом, который построил Джек”
  5. “Волк и лиса”
  6. “Где обедал воробей?”
  7. “Сказка о глупом мышонке”
  8. “Загадки”
  9. “Мяч”
  10. “Багаж”
  11. “Человек Рассеянный”
  12. “Чем болен мальчик?”
  13. “Круглый год”
  14. “Пожар”
  15. “Ежели вы вежливы”
  16. “Разноцветная книга”

Конспект литературной викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возр.

Цель:

Развитие интереса к художественной литературе и чтению.

Задачи:

Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака. Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание стихов и сказок С. Я. Маршака.

Материал:

Кроссворд, картинки с животными, портрет С.Я. Маршака, конверты с телеграммой, бандероль, колечко, квитанции, диван, чемодан, картина, корзина, картонка, собачка, медали «Знатоки сказок», книги С.Я. Маршака.

Действующие лица:

Ведущая, почтальон.

Ход:

Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчики.

Ведущий:

- В нашей стране вряд ли найдется человек, которому было бы неизвестно имя этого писателя, ведь его стихи и загадки знают многие взрослые и дети. Сейчас, мы с вами отгадаем кто же это! Я буду вам читать загадки, а вы постарайтесь на них ответить. Затем отгадки мы с вами вставим в кроссворд.

Отгадывание кроссворда:

1. Под праздник новогодний 
Издали мы приказ: 
- Пускай цветут сегодня 
Подснежники у нас! 
В лесу цветет подснежник, 
А не метель метет, 
И тот из вас мятежник, 
Кто скажет: не метет!

1 вопрос:

Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз королевы и приказание жадной мачехи? (Ответ: Месяцы).

2. Сел он утром на кровать 
Стал рубашку надевать, 
В рукава просунул руки
- Оказалось, это брюки…. 
Вместо шляпы на ходу 
Он надел сковороду.

2 вопрос:

Кто это такой? (Ответ: рассеянный).

3. Сунул голову в окошко,
Поглядел …
- Да это кошка!
Пропадешь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!

3 вопрос:

Назовите имя пожарного спасшего девочку Лену и кошку из огня. (Ответ: Кузьма).

4. Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку …
- Отдайте мою собачонку!

4 вопрос:

Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город? (Ответ: багаж).

5. Нынче праздник веселый у нас.
На дворе под гармонику пляс.
Мы прогнали медведя в леса,
Без хвоста убежала лиса.
Вот такие чудеса!

5 вопрос:

Кто напевал эту песенку? (Ответ: звери).

6. -Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

6 вопрос:

Кому не нравился голосок матери? (Ответ: мышонок).

7. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?

7 вопрос:

Кто это? Назовите профессию героя стихотворения. (Ответ: почтальон).

8. Люди спрашивают:
- Кто это у вас? 
А девочка говорит:
- Это моя дочка. 
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щечки? 
А девочка говорит:
- Она давно не мылась.

8 вопрос:

Кто был завернут в платок у девочки? (Ответ: котёнок).

Дети отвечают.

Ведущий:

- Вы отгадали 8 слов - вставьте их в кроссворд. (Месяцы, рассеянный, Кузьма, багаж, звери, мышонок, почтальон, котенок).

1

м

е

с

я

ц

ы

 

 

2

р

а

с

с

е

я

н

н

ы

й

 

 

3

к

у

з

ь

м

а

 

4

б

а

г

а

ж

 

5

з

в

е

р

и

 

6

м

ы

ш

о

н

о

к

 

7

п

о

ч

т

а

л

ь

о

н

 

8

к

о

т

ё

н

о

к

Ведущий:

- Молодцы, ребята, справились с заданием. Посмотрите, у нас в кроссворде появилась фамилия и инициалы писателя. Это Самуил Яковлевич Маршак. Он родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отец его работал мастером на заводе. Он самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелегких переездах сохранилась в стихах Самуила Яковлевича Маршака о его детстве.

Ведущий:

- Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С Цифрой»5» на медной бляшке,
В синей фирменной фуражке?
Это он, это он ...

Дети (хором):

Ленинградский почтальон!

Раздается стук в дверь. Открывается дверь, входит Почтальон под музыку.

Почтальон:

- Здравствуйте, дети! А откуда вы меня знаете?

Ведущий: 

- Вы пришли к нам из книги замечательного писателя С.Я.Маршака.

Почтальон:

- А ребята знают, как называется эта книга?

Ответы детей («Почта»).

Почтальон:

- Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы и посылки. Но сегодня у меня удивительный день. Все письма и посылки адресованы в одно и тоже место - в наш детский сад.

Ведущий:

- Дорогой почтальон, вы попали как раз по этому адресу и мы с удовольствием примем все письма и посылки, которые вы принесли.

Почтальон:

- Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашего детского сада знают произведения Самуила Яковлевича Маршака. (Достает первый конверт.) Вот и первое задание.

Почтальон:

- Ребята посмотрите, у меня в сумке целая пачка телеграмм. Но есть одна проблема – аппарат, который на почте принимает телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, вы мне можете прочитать телеграмму полностью.

Бегемот разинул рот:
Булки просит …
(бегемот)

Гриб растет среди дорожки –
Голова на тонкой …
(ножке)

Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему …
(поможет)

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от …
(страха)

Роет землю серый крот –
Разоряет… (огород).
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему …
(бока)

  1. . Разрезные картинки

Почтальон - Послушайте второе задание (достает из посылки конверт)

- Ребята нужно собрать разрезанную на части картинку и отгадать, из какого она произведения.

А для остальных , заказное письмо:

 «Доскажи словечко»

Дама сдавала в багаж

 Диван, Чемодан, Саквояж,

Картину, Корзину, Картонку

И маленькую (собачонку).

 Из какого произведения строки? («багаж»)

2 Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул (руки) -

Оказалось, это (брюки). («Рассеянный с улицы Бассеянной»)

3 Стала петь мышонку (утка) :

- Га-га-га, усни, (малютка)

После дождика в саду

Червяка тебе (найду.) («Сказка о глупом мышонке»)

 4 Вот тебе под спинку

Мягкую (перинку) .

Сверху на перинку

Чистую (простынку) .

Вот тебе под ушки

Белые (подушки) .

Одеяльце на пуху

И платочек (наверху). («Усатый полосатый») 

5 Мой Веселый, Звонкий Мяч,

Ты куда Помчался Вскачь?

 Желтый, Красный, Голубой,

Не угнаться (за тобой).

Из произведения «Мяч»

6  Мяу-мяу, где ты, крошка? – А мышонок ей в ответ:

  ( Там, где был, меня уж нет!)

Из произведения «сказка об умном мышонке»

Почтальон: а теперь, посмотрим  как справились дети у доски.

- Молодцы, ребята. А теперь посмотрим, какие картинки получились у наших команд? Из каких они произведений?

Носорог, Лиса, Слон, верблюд

Ребята, из какого произведения С Я Маршака эти герои?

Ответы детей –«Зоосад»

Ведущий:

- Молодцы, ребята! Справились с заданиями.

Почтальон хвалит детей и предлагает распаковать следующую посылку, в ней находится мячик.

Почтальон:

- Ребята, давайте мы с вами встанем в круг и поиграем в игру «Мой веселый звонкий мяч».

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Дети (хором):

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Раз, два, три – беги!

Дети передают мяч из рук в руки по кругу, пока звучит музыка, когда заканчивается музыка и тот, у кого остался мяч, разворачивается и держит мяч в руках и выходит в круг. Тому ребёнку загадывается задание «Назови героя».

  1. Усатый …(полосатый)
    2. Ванька …(встанька)
    3. Умный … (мышонок)
    4. Рассеянный с улицы … (Бассейнной)
    5. Детки в … (клетке)

  1. Эстафета

 Вспомнить и назвать произведение.

  1. сколько животных посетил воробей (9)

 2.Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом":

 1)свинья

 2)петух

 3)курица

 4)козёл

 5)коза

 3.Что сдавала дама в багаж:

 1)диван

 2)чемодан

 3)саквояж

 4)картина

 5)корзина

 6)картонка

 7)маленькая собачонка

4.  Назовите братьев, которые помогали бедной девочке

Братья месяцы.

О ГЕРОЯХ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭТИ ЗАГАДКИ?

1. Простите! Извините!

 Туда ли я попал?

 Мы с вами незнакомы...

 Ой, ой, какой скандал!

 Я, кажется, надел не то...

 Заметили, друзья?

 А может это я - не тот?

 Скажите, кто же я?

 2. Она отправилась в Житомир,

 Взяла с собой огромнейший багаж.

 Но по пути собачку потеряла,

 И очень сильно горевала

3. Приказала их принцесса

 Принести зимой из леса.

 Принести зимой цветы!

 А какие? Помнишь ты?

 4. В гости он пришёл ко мне

 С толстой сумкой на ремне,

 С цифрой 5 на  медной бляшке,

 В синей форменной фуражке

Ведущий:

- Молодцы, ребятки! Справились и с этим заданием.

Почтальон достает следующий конверт с заданием. 

Почтальон:

- Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке», правда? Это очень поучительная история о маленьком мышонке. Он не очень любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось срочно искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку?

- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
(Утка)

- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
(Жаба)

- Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
(Лошадь)

- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
(Свинка)

- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло.
(Курица)

- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать!
(Кошка)

А чью песню не смог услышать мышонок?
(Щука)

Почтальон хвалит детей и предлагает следующий конверт с заданием.

Почтальон:

- А в этом конверте пригласительный билет в зоопарк. Нам с вами предстоит вспомнить обитателей зоосада, о которых написал свои стихи Маршак.

Почтальон показывает картинки с изображением животных, а дети по очереди рассказывают стихи о них: «Слон», «Жираф», «Верблюд», «Пингвин», «Кенгуру», «Тигрёнок».

Тигрёнок

Вы не стойте слишком близко -
Я тигрёнок, а не киска!

Слон

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре.

Кенгуру

Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.

Жираф

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Пингвин

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в белые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Верблюд

Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра

Почтальон хвалит детей.

  1. Сел он утром на кровать

Стал рубашку одевать

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки.

  1. Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

  1. Стала петь мышонку щука

Не услышал он ни звука…

  1. Укроют его одеялом на вате

Во сне одеяло отбросит он прочь,

И снова, как прежде, стоит на кровати

Стоит на кровати ребенок всю ночь.

  1. Не было в доме мышей

А было много карандашей.

(лежали они на столе у папы

И попали котенку в лапы)

  1. Покатилось, покатилось

Олино колечко,

Покатилось, покатилось

С нашего крылечка.

  1. Там попал под колесо

Лопнул, хлопнул, вот и всё.

  1. Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя же из трамвая

Вокзал остановить?

  1. Где это видано?

Где это слыхано?

Дедушка едет, а мальчик идет!

  1. Мать на ынок уходила,

Дочке Лене говорила:

- Печку, Леночка, не тронь,

Жжется, Леночка, огонь!

  1. «Сходила бы ты в лес да набрала бы там подснежников»
  2. Пообедал он сперва, за решёткою у льва.
  3. Вот гвоздь, вот подкова

Раз, два и готово!

  1. Шалтай-Болтай сидел на стене

Шалтай- Болтай свалился во сне.

  1. Съел теленка утром рано

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком.

  1. Два маленьких котенка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу.

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

  1. Ведёт кораблик утка,

Испытанный моряк.

Земля! – сказала утка, -

Причаливайте! Кряк!

  1. Вот дурные котятки

Я вам нынче не дам пирога.

- Мяу-мяу, не дам,

- Мяу-мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!

  1. В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Всё разнес по адресам.

  1. Не стригите меня пока,

Дам я шерсти три мешка.

  1. Завязала кошка глазки.

Но глядит из-под повязки.

Даст мышонку отбежать

И опять бедняжку – хвать!

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции:

  • заметное снижение интереса к чтению у младших дошкольников;
  • резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;
  • подмена подлинной детской художественной  литературы суррогатами  массовой культуры.

Актуальность этой проблемы стала причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения русской художественной литературы, классиков культурного наследия.
Одним из любимых авторов дошкольного детства является С.Я.Маршак. Понимая, что программа поддержки развития, желания к чтению предполагает долгосрочную перспективу, мы решили внести посильный вклад в приобщение детей к книге, формирование грамотного и вдумчивого читателя.

Цель: повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству С.Я.Маршака/

Задачи:

  • Способствовать воспитанию у детей интереса к художественной литературе
  • Пропагандировать ценность книг, формировать информационную культуру личности.
  • Воспитывать читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться  на прочитанное.
  • Посредством произведений С.Я.Маршака способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия героям, попавшим в беду.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.

Гипотеза – эффективность педагогической деятельности по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей.

Длительность – в течение года.

Ожидаемый результат:

  • Повышение интереса к художественной литературе;
  • Разработка системы работы по произведениям С.Я.Маршака;
  • Возрождение домашнего чтения;
  • Повышение культуры речи педагогов, родителей и детей.

Мероприятия проекта

№п/п

Содержание работы

Сроки

Результаты

I. Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2008)

1

Методическая работа с педагогами:

Консультации:

– «Методика организации детского чтения»
– «Жизнь и творчество С.Я.Маршака»;

– подбор детской  художественной литературы писателя.

 

сентябрь
октябрь

 

октябрь

 

Мастер-класс;
аннотация биографии и творчества С.Я.Маршака;

 

картотека произведений.

2

Работа с детьми:

– диагностика знаний о творчестве писателя;
– подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке.

 

сентябрь
октябрь

 

подбор пакета диагностического материала;
аннотация произведений.

3

Работа с родителями:

– анкетирование родителей;
– консультация «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»

сентябрь
октябрь

 

пакет анкет (тестов);
информационный стенд (список литературы по возрасту).

II. Формирующий этап (ноябрь 2008 –апрель 2009)

1

Работа с педагогами:

– открытые занятия по ознакомлению с творчеством писателя;
– д/и (словесные) с использованием отрывков из произведений С.Я.Маршака;
– разработка сценариев по его произведениям.

 

ноябрь, апрель
в течение года
февраль

 

конспекты занятий;
картотека игр;
список постановок к произведениям писателя;

2

Работа с детьми:

– чтение произведений писателя;
– рассматривание иллюстраций;
– проведение литературных викторин;
– заучивание стихов;
– рисунки детей;
– экскурсии в библиотеку;
– изготовление «Книжки-малышки» (творчество детей);
– инсценировка по произведениям;
– вечер, посвященный творчеству писателя;
– семинар «Ребенок и творчество писателя».

 


в течении года




март
декабрь–февраль
март
апрель

 







оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»; 
подарки малышам;
театрализованное представление для малышей;
конспект развлечения;

3

Работа с родителями:

– выпуск семейной газеты;
– участие родителей в проведении мероприятий;
– участие в конкурсах;
– практическая деятельность совестно с детьми;
– посещение магазина «Книги» и приобретение литературы.

 

январь–февраль

в течение года




создание  фото-  и видеотеки;

III. Итоговый этап (2009)

1

Работа с педагогами:

– выступление на педсовете по итогам работы;
– мастер-класс.

 

май
май

 

отчет (тезисы) о проделанной работе;
участие коллег МДОУ и города, конспект;

2

Работа с детьми:

– рисунки детей;
– проведение викторины по произведениям С.Я.Маршака.

 

май

 

выставка «Юные художники-иллюстраторы»;
конспект викторины;

3

Работа с родителями:

Летопись семьи «От А до Я» по произведениям писателя (опыт семейного воспитания на произведениях С.Я.Маршака).

 

май
май

 

выступление на родительском собрании.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Тема проекта:«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного  возраста»Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писат...

Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать вос...

проект «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века.Данный проект доказывает а...

Проект "Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста"

Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту р...

Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, так как считают их произведения устаревшими и неинтересными.Данным проектом хотелось бы доказать актуальност...