"В гости к бабушке Матрёне".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зенина Елена Владимировна

Конспект НОД в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matryona.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №40»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 в старшей группе по теме:

«В ГОСТИ К БАБУШКЕ МАТРЁНЕ».

Воспитатель - Зенина Елена Владимировна

Воронеж

2019год

 Цели:

 - приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами;

- знакомить с элементами русского народного быта;

- обогащать словарный запас детей (познакомить со словами изба, горница, горшок, ухват).

- побуждать детей к обыгрыванию сюжетов, включать в импровизацию.

Материалы к занятию: декорации русской горницы, горшок, ухват, игрушечный кот, театр в картинках (два цыпленка, петушок, курочка, селезень, утка, корова), карточки – пазлы для игры – ассоциации.

Предварительная работа: подготовить декорации – горницу (комнату, украшенную в русском народном стиле), костюм бабушки Матрены.

Ход занятия.

Воспитатель.

 Ребята, кто из вас бывал в деревенском доме? Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке Матрене в ее деревенскую избу (показ картинки с изображением избы). Заглянем к ней в горницу – так называется горница в русской избе.

Поиграем вместе с ней.

Готовы? Тогда в путь!

Динамическая пауза.

Еду, еду

К бабе, деду                              Дети имитируют скачку на лошади.

На лошадке

В красной шапке

По ровной дорожке.

На одной ножке,

В старом лапоточке,

По рытвинам,                                  Подпрыгивают, будто едут по кочкам.

По кочкам,                    

Все прямо и прямо,

А потом вдруг…в яму                                 Все приседают.

Бух!

Воспитатель встречает детей в роли хозяйки Матрены и проводит их в горницу – комнату, украшенную в русском народном стиле.

Матрена.

 Проходите, ребятушки малые, в мою горницу. Буду с вами в игры играть, сказки рассказывать, покажу свои игрушки, накормлю оладушками, напою чаем.

Есть у меня печка – матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и обогреет. Если голоден, щами угостит или кашей с маслом. (Показывает горшок с кашей. Берет ухватом горшок и ставит в печь).

В печке моей очень вкусные оладушки пекутся.

Дети встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши.

Ладушки – ладушки,

Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два,

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Матрена.

Печка моя еще и согреть умеет, прислонись к ней – будто жарко. Любит на печке мой любимый кот Тимофей погреться. (Показывает игрушечного кота). Давайте его разбудим и поиграем.

Игра «Кот на печку пошел».

Дети идут в хороводе, в центре кот (ребенок).

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

Горшок каши горяч,

Не дается хоть плачь.

(Дети останавливаются.)

(«Кот варит» - выполняет круговые движения рукой).

Уж я кашу люблю,

С медом, маслом варю,

Каша сладкая, пшеничная.

И на вкус она отличная.

(Дети идут в центр круга и обратно, притопывая).

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

(Кот перекладывает из руки в руку « горячие

пряники»).        

Уж я пряники люблю,

Уж я пряники стужу,

Остужу – угощу,

Вас отведать приглашу.

(Присаживается на корточки – «спит».)

(Дети крадутся, «берут прянички – хлопают в ладоши,

будят кота – убегают, кот их ловит).

Мыши раз про то узнали,

Мигом пряники забрали.

Кот проснулся - в самом деле! –

Мыши пряники все съели!

Матрена.

Во всем мне помогают помощники. (Показывет руки). Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в доме чистоту наведут. А ваши руки вам помогают? Вот у меня – пальчики – помощники.

Матрена проводит с детьми пальчиковую гимнастику по мотивам русской народной потешки.

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики – помощники»

(Матрена, обращаясь к своему пальчику).

Пальчик – мальчик, где ты был? (Поочередно «кланяется» другими пальцами).

- С этим братцем – в лес ходил,

С этим братцем – щи варил,

С этим братцем – кашу ел,

С этим братцем – песни пел!

Дети (сжимают и разжимают пальцы).

Пальчик – мальчик, где бывал?

(Подражают называемым движениям.)

- У пенечка поскакал,

Топал по пригорку,

Покатился с горки.

Меня дождик испугал,

Под крышу убежал.

Матрена приносит свою дочку Аленку и сообщает, что к ней пришли гости. Читает русскую народную потешку «У Аленки в гостях».

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Воспитатель читает потешку и поочередно показывает гостей Аленки – героев театра картинок.

Матрена: А теперь, гости дорогие, приглашаю вас к столу.

У Матрены стол накрыт,

Медный самовар стоит,

Чай по чашкам разолью,

Всех гостей я напою

Чаем ароматным,

Сладким, вкусным, мятным.

С медом и калиной,

С ягодой малиной.

Пейте, не спешите,

Чаще в гости приходите!

Дети пьют чай в гостях у Матрены.

В заключении проводится игра на развитие ассоциативного мышления: дети подбирают карточки – пазлы, которые подходят по ассоциации к карточке с изображением русской печи (каравай, дрова, горшок, ухват).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Коммуникация"В гости к бабушке Матрёны (конспект)

НОД для детей второй  младшей  группы. Знакомить с элементами русского народного быта....

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "В гости к бабушке Матрёне".

Конспект, составленный в соответствии с требованиями ФГТ, для проведения непосредственно образовательной деятельности в средней группе в рамках тематической недели "Домашние животные". Учтены требован...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабушке Матрёне» с использованием игрового макета.

Программное содержание: - Расширить и обобщить знания детей о домашних животных в деревне.-Закрепить названия домашних животных и их детёнышей.- Формировать знания о пользе домашних животных для ...

Развлечение "В гости к бабушке Матрёне"

Развлечение для детей 2-3 лет...

В гостях у бабушки Матрёны.

Методическая  разработка по познавательному развитию( домашние животные), приобщение к народному творчеству,фольклору....

Праздник ПАСХИ в детском саду «В гостях у бабушки Матрёны»

Пасха – праздник самый светлый,Самый лучший и большой!Долгожданный и желанный,Самый добрый и родной!...

конспект занятия в гости к бабушке Матрёне

Программное содержаниеУчить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой.Формировать умение двигаться в направлении, указанном стрелкой.Учить детей использовать заданные заместители предметов и р...