"В гостях у сказки" развитие речи (Конспект организованная образовательная деятельность, старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Суховатая Ирина Николаевна

Данный материал могут использовать педагоги старшего дошкольного возраста, также педагоги, работающие с детьми ОВЗ (общие нарушения речи). Педагогом были подобраны игровые приёмы, направленные на развитие у детей творческого рассказывания. Для реализации поставленной цели, педагог использует авторское пособие "Сказочная скатерть". В конспекте используется много открытых вопросов, заставляющих ребят думать, давать разнообразные ответы. Решаются поставленные задачи по развитию связной речи дошкольников и активизации словаря. Представлена предварительная и последующая работа с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_gostyah_u_skazki.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «В гостях у сказки» (старшая группа ОНР второй год обучения).

Воспитатель: Суховатая И.Н

Цель. Развитие творческого рассказывания.

Задачи.

Связная речь. Продолжать учить детей составлять сложно подчинённые предложения по опорным картинкам. Совершенствовать умение детей составлять сказку с заданным началом, используя в качестве плана дидактическое пособие «Сказочная скатерть». Формировать умение использовать разные средства связи между предложениями. Развивать речевое творчество детей.

Словарь и грамматика. Закрепить название обуви, её части, назначение. Активизировать в речи существительные, прилагательные, наречия по лексической теме «обувь». Формировать умение подбирать синонимы к слову плохой.

Воспитывать нравственные качества: дружелюбие, помогать другим, умение слушать друг друга не перебивать.

Материал.

Иллюстрации сказочных героев: доктор Айболит, Незнайка, Дед Мороз, Мальвина, Кот в сапогах.

Игрушка-туфелька пластмассовая.

Дидактическое пособие «Сказочная скатерть» с набором игрушек (авторское дидактическое пособие).

Ход.

Педагог.

-Ребята, какие сказки вы знаете? Какие любимые ваши сказочные герои?

Дети: дают название сказок, называют сказочных героев. (Воспитатель исправляет неправильное название сказки)

-Сегодня сказка в гости к нам пришла…. Посмотрите внимательно, кто из сказочных героев к нам пришёл в гости.

Дети: доктор Айболит, Незнайка, Дед Мороз, Мальвина, Кот в сапогах.

-Посмотрите внимательно на них. Они решили поиграть с вами. Отгадайте как называется обувь, в которой они пришли.

Обувь героев закрыта листом бумаги.

Дети: называют название обуви: ботинки, валенки, туфли, сапоги, тапочки

Если дети затрудняются, то педагог задаёт наводящие вопросы: Как вы думаете, если доктор надел костюм, то на ногах у него….

В названии сказки есть название обуви этого героя. Что можно носить зимой? А с красивым нарядным платьем какую обувь можно одеть? Если он находится дома, то тогда одеваем…

Дети называют обувь правильно, открываем лист бумаги. Педагог хвалит детей за правильные ответы.

- Ребята какая разная обувь у сказочных героев. Сравните обувь сказочных героев. Может вы заметите интересные части обуви или отметите что-то необычное.

Педагог следит, чтобы дети при сравнении использовали сложно подчиненные предложения. Например: У Мальвины на ногах красивые туфли, а у Деда Мороза одеты валенки.

Педагог отмечает и выделяет те сравнения, в которых отметились интересные части обуви, использовались прилагательные и наречия. Например: У Кота в сапогах есть небольшой каблук, а у Доктора Айболита на ботинках яркие шнурки.

Раздаётся звонок.

-Ребята, кажется нам принесли посылку. Как вы думаете, что там?

Дети: высказывают свои предположения.

-Посмотрите здесь туфелька. Как вы думаете, чья это туфелька?

Дети: Эта туфелька у Золушки.

-Но Золушка к нам сегодня не пришла. Что будем делать?

Дети: высказывают свои предположения.

-Золушка живёт в сказке. Значит нам надо с вами превратиться в сказочников, чтобы ей вернуть туфельку. Попробуем?

2.В этом сложном деле нам пригодится «Сказочная скатерть» и волшебный кубик.

Педагог готовит скатерть, расставляет игрушки на игровое поле.

Сказка начинается: Давным-давно это было. После того как Золушка вышла замуж за принца, все девушки королевства хотели, чтобы у них была такая туфелька….И вот однажды туфельку украли. Только она была такая маленькая, что потерялась из кармана вора и осталась в лесу.

Однажды в лес пришёл…..

Первый игровой ход. Кубик показывает сколько ходов надо сделать. Кубик кидает ребёнок. Ребёнок рассматривает игрушку. Подбирает прилагательное «Какой он?». Ребёнок полностью проговаривает предложение. Ставит игрушку на стол.

Он подумал: «Зачем мне эта туфелька?

-Что ребята он решил сделать? (отнести игрушку Золушке). Надо помогать другим.

Второй ход: Ребёнок полностью проговаривает предложение.

Путь был не близкий и он взял с собой….

Третий ход: Кубик показывает сколько ходов надо сделать. Кубик кидает ребёнок. Ребёнок рассматривает игрушку. Думает для чего она может пригодиться. Проговаривает полностью предложение. Ставит игрушку на стол.

По пути в замок на него напали…

Четвёртый ход: Кубик показывает сколько ходов надо сделать. Кубик кидает ребёнок. Ребёнок рассматривает игрушку. Проговаривает название игрушки во множественном числе. Подбирает синонимы к слову плохой: злой, не воспитанный, грубый. Ребёнок полностью проговаривает предложение.  Ставит игрушку на стол.

Как он смог защититься?

Дети: высказывают свои предположения.

Пятый ход: Он не стал драться, а просто сказал:……(давайте дружить, помогите мне пожалуйста) От таких вежливых слов у …. Вся злость пропала.

Ребёнок выбирает вариант и полностью проговаривает предложение.

И вот наконец-то он увидел замок. Волшебный…. Помог ему туда пробраться.

Шестой ход: Кубик показывает сколько ходов надо сделать. Кубик кидает ребёнок. Ребёнок рассматривает игрушку. Рассуждает, что волшебного может быть у этого предмета. Варианты: быстрота, невидимость, умеет летать. Ребёнок полностью проговаривает предложение. Ставит игрушку на стол.

Золушка была счастлива и пригласила всех…..

Ребёнок полностью проговаривает предложение, выбрав свой вариант ответа.

-Ребята, мы с вами составили настоящую свою сказку. И туфелька к Золушке вернулась. Мы настоящие волшебники. Давайте себе похлопаем.

3. Физкультминутка: игра «Пожалуйста»

Ребята, если Золушка попросит вежливо «Пожалуйста», то выполняем это движение. Если попросит без «волшебного слова», то не выполняем.

4.Послушайте я прочитаю сказку, которая у нас получилась. Вы слушайте внимательно, может я что-то перепутала.

Педагог рассказывает сказку, показывает на игрушки, которые стоят на столе. При рассказывании намеренно делает ошибки. Дети исправляют.

-Кто хочет побывать настоящим сказочником и рассказать нам нашу сказку?

Педагог вызывает троих детей (начало, основная часть, конец).

5.Рефлексия:

-Чему учит нас эта сказка?

-Кому вы её можете рассказать?

-Трудно ли вам было придумывать сказку?

-Помогла ли нам «Сказочная скатерть» придумать интересную сказку?

-Спасибо вам большое за отличную работу!!!!!

Предварительная работа.

Беседа «Что можно сделать, чтобы сказку узнали другие люди?»

Цель. Формирование представлений детей о путях передачи информации (книги, беседа, компьютер)

Беседа «Для чего нужны книги?»

Цель. Знакомство детей  с разными  видами книг: научные, художественные

Беседа «Кто такие художники-иллюстраторы?»

Цель. Знакомство детей с профессией художник-иллюстратор

Рассматривание книжки-малышки.

Цель. Рассмотрение с детьми разных иллюстраций к сказкам.

Продуктивная деятельность, организованная после образовательной деятельности «В гостях у сказки».

Ручной труд «Создаём книгу сказок»

Цель. Формирование интереса к созданию своей книги сказок.

Рисование «В гости сказка к нам пришла»

Цель. Формирование умения детей создавать иллюстрированные страницы к сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 4-5 лет: «Путешествие по сказкам»

В структуре занятия прослеживается логичность; один эпизод плавно переходит в следующий; обозначенная проблема находит свое решение, с помощью различных видов деятельности; учтены возрастные и индивид...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе кратковременного пребывания «Я и малыш» «В гости к Мишке»

Конспект организованной образовательной деятельности в группе кратковременного пребывания «Я и малыш» «В гости к Мишке»...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Книга твой друг, без нее, как без рук",

Развитие и закрепление устойчивого интереса детей к книге, воспитание любви к художественному слову на примере изучения творчества С,Я, Маршака....

Конспект организованной образовательной деятельности. (старшая группа)

Конспект комплексного занятия для старшей группы "Путешествие по сказкам"...