«Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кабанова Людмила Ивановна

План-конспект занятия по развитию речи(старшая группа)

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза».

Цель: Ознакомление детей с творчеством русского поэта Сергея Есенина.

Задачи:

- Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, активизировать чувственное восприятие художественного слова, раскрыть авторское отношение к природе.

-  Учить видеть единство содержания, чувствовать ритм и рифму стихотворной речи.  

- Развивать внимание, память, связную речь у детей путем заучивания стихотворения наизусть, используя приёмы мнемотехники.

-  Воспитывать у детей любовь к поэзии, умение слушать и слышать друг друга.

-  Отразить чувства в своём рисунке.

Предварительная работа:

Рассматривание деревьев на прогулке и на иллюстрациях. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана. Чтение описательного рассказа «Береза» из сборника Т. Шорыгиной «Деревья». Прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла…». Загадывание загадок.

Методические приемы: Показ, беседа, объяснение, рассказ, вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения, заучивание стихотворения, зарисовки на основе стихотворения, мнемосхемы, музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский "Времена года" Зима). 

Оборудование: Доска, иллюстрации с пейзажами природы. Портрет Сергея Есенина, аудиозапись музыкального произведения, тонированная бумага, гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки, клеенки на столы.  

Ход занятия.

1.Вступительная беседа. (На доске выставлено несколько иллюстрации с пейзажами)

Воспитатель: Ребята предлагаю вам посмотреть на эти прекрасные иллюстрации. Давайте с вами вспомним, как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте.

Дети: (Пейзаж)

Воспитатель: Правильно! Многие известные художники - И. И. Шишкин, И. И. Левитан и другие очень любили рисовать природу. Но не только художники в своих картинах показывали всю красоту и великолепие природы, некоторые писатели и поэты то же старались раскрыть всю её величавую красоту в своих произведениях. И сегодня, я хочу вас познакомить с творчеством одного такого поэта, который очень любил природу и посвящал ей свои стихотворения. Имя поэта, Сергей Есенин (показать его портрет). Он восхищался разнообразием красоты природы. Однажды, увидев под окнами своего дома дерево необыкновенной красоты, от которого он не мог оторвать взгляда. Он тут же написал про него стихотворение. А вот, что это было за дерево, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.

И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая...

Дети: (Березка)

Воспитатель: Молодцы! Сейчас я вам прочитаю стихотворение С. Есенина «Белая береза». И мы с вами, попробуем его выучить. Вы согласны?

Дети: (Да)

2. Слушание стихотворение С. Есенина «Белая береза».

Воспитатель: (прочитать стихотворение)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

- Понравилось ли вам стихотворение?

Дети: (Да)

Воспитатель: Хотели бы вы его выучить?

Дети: (Да)

3.Беседа по содержанию.

Воспитатель: Какою увидел берёзу поэт?

Дети: (Белую березу)

Воспитатель: Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна?

Дети: (Она очень красиво была укрыта снегом)

Воспитатель: С чем сравнивает Есенин запорошенные снегом кисточки берёзовых веток?

Дети: (С белой бахромой. А что такое бахрома?)

Воспитатель: Бахрома - ряд свисающих нитей по краям изделия, служащих для украшения.

- А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении?

Дети: (с бархатной каймой, снег точно серебро, горят снежинки в золотом огне)

Воспитатель: Молодцы, правильно! (прочитать стихотворение еще раз, делая акцент в тех местах, про которые сказали дети)

- Ребята, какие чувства вызвало у вас стихотворение?

Дети: (Спокойствие, нежность, любовь к природе)

Воспитатель: Как будем читать стихотворение - быстро или медленно?

Дети: (Медленно, передавая голосом тишину и ленивое движение зари)

Воспитатель: Молодцы! Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараться передать чувства автора, его любование берёзой)

4.Выразительное чтение стихотворения.

Воспитатель: Ребята я вам прочитаю выразительно стихотворение, а вы попробуйте его запомнить. Хорошо?

Дети: (Да)

(Прочитать стихотворение)

Воспитатель: Ну как сможете рассказать?

Дети: (Еще нет)

Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю стихотворение еще раз, но с помощниками, которые помогут вам запомнить, а затем и рассказать стихотворение. А помогут нам схематические рисунки (мнемотехника).

(Прочитать повторно стихотворение, выставляя мнемосхему).

Физкультминутка.

Наступило утро, солнышко проснулось,

И берёзки белые к солнцу потянулись. (Руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с дружкой, (Повороты, наклоны в сторону)

Наклонившись в сторону.

С солнцем поздоровались,

Радуясь новому дню. (Руки вверх, помахать ими)

5.Чтение стихотворения детьми.

Воспитатель: Давайте все вместе расскажем стихотворение с помощью мнемотехники.

(Приступить к повторению стихотворения с помощью мнемосхем)

Далее заучивание по четверостишиям (3 – 4) раза, также с помощью мнемосхем.

6. Рисование берёзы

Воспитатель: Дети, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать березу такой, какой вы ее себе представляете. (Под музыку дети рисуют. Готовые рисунки вывешиваются на доску)

7. Итог.

Воспитатель: Молодцы! Получилось очень красиво, кажется будто под нашим окном «принакрылась снегом, точно серебром» сказочная березовая роща. На этом мы и закончим наше занятие.

Рефлексия.

- Вам понравилось наше занятие?

- Дети, что мы делали сегодня на занятии?

- Что больше всего запомнилось?

- О чем сможете рассказать дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение С.Есенина "Белая береза" на фоне классической музыки

Стихотворение С.Есенина "Белая береза" на фоне классической музыки...

Конспект НОД по развитию речи на тему: заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы

НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы для детей старшего дошкольного возраста....

«Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы»

Познакомить детей с новым стихотворением  С. Есенина «Белая берёза»....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы....

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы....