Конспект НОД по развитию речи на тему: «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе компенсирующей направленности.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Балян Гаянэ Борисовна

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bereza.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №40 «Дружба»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе компенсирующей направленности.

                                                                          Составила:

                                                                           учитель-логопед высшей

                                                                           квалификационной  категории

                                                                           Балян Гаянэ Борисовна

                                                 

                                                     Пятигорск, 2022

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы.

Задачи:

Образовательные: 

  1. Обогащать представления детей о зимних изменениях в природе.
  2. Использовать выразительные средства (образные слова, выражения, сравнения).

Развивающие: 

  1. Развивать умение регулировать силу голоса.
  2. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения.
  3. Развивать память, мышление, воображение посредством мнемотехники.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать любовь к родной природе средствами художественного слова и изобразительного искусства.
  2. Формировать поэтический слух, эмоциональную отзывчивость на художественные произведения.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа: наблюдение за зимней березой на территории детского сада; выделение её характерных отличительных особенностей, рисование зимних пейзажей, чтение художественных произведений о природе, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: бахрома, кайма, кисти.

Методы и приемы:

словесный: беседа, объяснение, вопросы;

наглядный: рассматривание иллюстраций к стихотворению;

игровой: развитие силы голоса и интонации

Оборудование: иллюстрация берёзы, портрет С. А. Есенина, мнемотаблица по стихотворению С. Есенина «Белая береза», аудиозапись «Берёза» в исполнении Г. Ненашевой, магнитофон, мольберт.

Ход ООД

Дети стоят в кругу.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Собирайтесь, дети, в круг

Я – твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 Дети, отгадайте загадку:

Снег пушистый стелется,

Улица бела.

И метет метелица

К нам пришла…

Дети: Зима.

Логопед: Ребята, какая бывает зима?

Дети: Зима… холодная, морозная, снежная, белая, вьюжная, суровая, лютая, мягкая, русская, серебристая, студёная, тёплая.

Логопед: Молодцы. А сейчас давайте поиграем. Возьмите снежинку и положите на ладонь. Набираем воздух носом. Не поднимая плеч, произносим звук «С», имитируем ветер. За ветром налетела вьюга. Следите за моей рукой и повторяйте за мной. (Речевые сигналы сопровождаются движениями руки педагога: движение руки вверх - усиление голоса, движение руки вниз - уменьшение силы голоса).

Логопед: Вот вьюга и закончилась. Ребята, проходите за столы.

Дети садятся за столы.

Логопед: Многие поэты и художники описывали красоту зимней природы. Я загадаю вам загадку, а вы догадайтесь, о чем она.

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.

Дети: Береза.

Вывешивается иллюстрация березы зимой.

Логопед: Береза - символ нашей Родины, любимое дерево русского народа. Берёзу очень любил русский поэт С. Есенин.

На доске вывешивается портрет С. Есенина.

          Сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством. Послушайте стихотворение С. Есенина «Берёза».

Чтение педагогом текста.

      «Береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Логопед:  1.Вам понравилось это стихотворение?

2. Какое оно по характеру: грустное или весёлое?

3.Какою увидел поэт берёзу?

Дети: Она укрыта снегом, ветви от снега кажутся пушистыми и т.д.

Логопед: В стихотворении есть такие строчки:

И горят снежинки

В золотом огне

Что значит «горят»? Разве снег горит? 

Дети: Это снежинки блестят на солнце, как маленькие огоньки

Логопед: Ребята, в стихотворении встретились такие слова, как кайма, бахрома и кисти. Кто из вас знает, что означают эти слова?

Показывает иллюстрации.

Кайма - это полоса по краю ткани.

Бахрома - тесьма, на одном краю которой свисают нити.

Кисти - пучки ниток, которые связаны вверху.

Логопед: Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Березка».

Мы березку посадили, (Встали прямо.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Руки вверх.)
К солнцу ветки подняла,(Взмахи руками.)
А потом пришла зима,
Снег, морозы принесла (Поглаживают руками плечи.)

Ветки плавно опустились. (Руки опускают вниз.)

До земли они склонились. (Садятся на места.)

Дети садятся на места

Логопед: Ребята, послушайте еще раз стихотворение «Берёза» и постарайтесь его запомнить. А поможет нам эта мнемотаблица.

Вывешивается мнемотаблица.

            Педагог читает стихотворение, используя мнемотаблицу. Затем дети читают стихотворение по куплету.

Логопед: 1. Ребята, с творчеством какого поэта мы сегодня познакомились?

2. Как называется стихотворение, которое мы выучили?

3. Вам понравилось?

4. Что вам запомнилось больше всего?

5. Что вызвало трудности?

Дети: Ответы детей.

Логопед: Вы молодцы. Я дарю вам снежинки, которыми вы украсите к празднику свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы

НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы для детей старшего дошкольного возраста....

«Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза».

План-конспект занятия по развитию речи(старшая группа)Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Конспект занятия по развитию речи по теме:" Заучивание стихотворения А. Барто."Кораблик"

Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи мысли, чувства, впечатления....

«Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы»

Познакомить детей с новым стихотворением  С. Есенина «Белая берёза»....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы....