НОД развитие речи Э.Шим сказка "Соловей и Воронёнок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Канашкина Светлана Петровна

НОД в старшей группе ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и Вороненок»


Цель: совершенствовать умение пересказывать текст целиком и по ролям.

Задачи: закрепить знания детей о временах года и перелетных птицах.

упражнять детей в подборе прилагательных к существительному.

учить детей внимательно слушать и пересказывать текст целиком и по ролям.

Предварительная работа: беседы о временах года, рассматривание картин, наблюдения за природой и птицами.

Материал: шапочки – маски вороненка и соловья.

Ход занятия:

«Скажите, ребята, какое сейчас время года? Сколько всего времен года? Назовите приметы весны. Каких перелетных птиц вы знаете? Молодцы!

Как вы думаете, кто это? Сможете угадать какая это птица?

Загадка:

Особа всем известная,

она крикунья местная.

Увидит точку темную,

Взлетит на ель зеленую и смотрит,

Словно с трона серая …(ворона)

Ворона улетает в теплые края или нет? Почему? Придумайте прилагательные ворона, какая? Молодцы!

А это какая птица?

Загадка:

Эта маленькая птица
Петь большая мастерица.
На берёзке средь ветвей
Трель заводит... (
соловей)

Вы ее видели? Какая она? Придумайте прилагательные. Молодцы!

Хоть соловей и неприметная пташка, но поет он так красиво, самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его.

Вот послушайте сказку «Соловей и вороненок» Эдуарда Шима.

Соловей и вороненок

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще, но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть...

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Беседа по содержанию сказки:

- Скажите, пожалуйста, сколько героев в этой сказке? (Два).

- Как вороненок описывает Соловушко? (золотой носок, серебряное горлышко, так хорош, так пригож).

- А вороненок знал, как выглядит Соловушко? (Нет).

- Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко? (Пигалица серая, мелкая да писклявая).

- Как вы понимаете слова: пигалица, пригож?

Пигалица – небольшая птичка.

Пригож, пригожий – красивый, милый, с привлекательной внешностью.


Работа с крылатыми выражениями.

- Что значит выражение: «Золотой носок», («Серебряное горлышко»?

Клюв соловья бурого цвета с рыжевато-жёлтой окантовкой, особенно хорошо видно, когда соловей поёт, поэтому говорят «Золотой носок», золотой носик-клювик. (Показать на изображении поющего соловья.

Песня — набор повторяющихся свистов и щелканий, пение соловья очень красивое, звонко переливается чистый соловьиный свист, поэтому говорят «Серебряное горлышко».

- А вы знаете, как выглядит соловей? Соловей - маленькая, чуть больше воробья, бурая птичка с рыжеватым хвостиком обитает на всей территории Европы и восточной Азии. Соловей - птица перелетная, поэтому зимует она в северной Африке и на юге Ближнего Востока. Как правило, обитает на лесных опушках, в густых зарослях кустарника, у берегов речек и ручейков. Питается соловей как насекомыми, так и ягодами и семенами растений.

Физкультминутка:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели,
И на место сели  (улетают», садятся)

А сейчас я прочитаю сказку вам еще раз, чтоб вы сумели ее хорошо пересказать.

Кто готов пересказать всю сказку целиком?

Ребята, а сейчас давайте попробуем сыграть сказку по ролям, для этого у меня есть шапочки «Соловья» и «Вороненка» (выбираются желающие проиграть скаку по ролям).

Итог: Ребята, какие птицы были в сказке Э.Шима?

Как назвалась сказка, которую вы сегодня слушали, пересказывали и проигрывали по ролям?



Предварительный просмотр:

Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и Вороненок»


Цель: совершенствовать умение пересказывать текст целиком и по ролям.

Задачи: закрепить знания детей о временах года и перелетных птицах.

упражнять детей в подборе прилагательных к существительному.

учить детей внимательно слушать и пересказывать текст целиком и по ролям.

Предварительная работа: беседы о временах года, рассматривание картин, наблюдения за природой и птицами.

Материал: шапочки – маски вороненка и соловья.

Ход занятия:

«Скажите, ребята, какое сейчас время года? Сколько всего времен года? Назовите приметы весны. Каких перелетных птиц вы знаете? Молодцы!

Как вы думаете, кто это? Сможете угадать какая это птица?

Загадка:

Особа всем известная,

она крикунья местная.

Увидит точку темную,

Взлетит на ель зеленую и смотрит,

Словно с трона серая …(ворона)

Ворона улетает в теплые края или нет? Почему? Придумайте прилагательные ворона, какая? Молодцы!

А это какая птица?

Загадка:

Эта маленькая птица
Петь большая мастерица.
На берёзке средь ветвей
Трель заводит... (
соловей)

Вы ее видели? Какая она? Придумайте прилагательные. Молодцы!

Хоть соловей и неприметная пташка, но поет он так красиво, самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его.

Вот послушайте сказку «Соловей и вороненок» Эдуарда Шима.

Соловей и вороненок

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще, но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть...

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Беседа по содержанию сказки:

- Скажите, пожалуйста, сколько героев в этой сказке? (Два).

- Как вороненок описывает Соловушко? (золотой носок, серебряное горлышко, так хорош, так пригож).

- А вороненок знал, как выглядит Соловушко? (Нет).

- Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко? (Пигалица серая, мелкая да писклявая).

- Как вы понимаете слова: пигалица, пригож?

Пигалица – небольшая птичка.

Пригож, пригожий – красивый, милый, с привлекательной внешностью.


Работа с крылатыми выражениями.

- Что значит выражение: «Золотой носок», («Серебряное горлышко»?

Клюв соловья бурого цвета с рыжевато-жёлтой окантовкой, особенно хорошо видно, когда соловей поёт, поэтому говорят «Золотой носок», золотой носик-клювик. (Показать на изображении поющего соловья.

Песня — набор повторяющихся свистов и щелканий, пение соловья очень красивое, звонко переливается чистый соловьиный свист, поэтому говорят «Серебряное горлышко».

- А вы знаете, как выглядит соловей? Соловей - маленькая, чуть больше воробья, бурая птичка с рыжеватым хвостиком обитает на всей территории Европы и восточной Азии. Соловей - птица перелетная, поэтому зимует она в северной Африке и на юге Ближнего Востока. Как правило, обитает на лесных опушках, в густых зарослях кустарника, у берегов речек и ручейков. Питается соловей как насекомыми, так и ягодами и семенами растений.

Физкультминутка:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели,
И на место сели  (улетают», садятся)

А сейчас я прочитаю сказку вам еще раз, чтоб вы сумели ее хорошо пересказать.

Кто готов пересказать всю сказку целиком?

Ребята, а сейчас давайте попробуем сыграть сказку по ролям, для этого у меня есть шапочки «Соловья» и «Вороненка» (выбираются желающие проиграть скаку по ролям).

Итог: Ребята, какие птицы были в сказке Э.Шима?

Как назвалась сказка, которую вы сегодня слушали, пересказывали и проигрывали по ролям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Э.Шима «Соловей и воронёнок».

Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе....

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки Э. Шима "Соловей и Воронёнок"

Конспект занятия разработан по В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, январь, занятие 6...