Центр речевого развития «Развивайка".
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Шарапова Евгения Дмитриевна

Центр речевого развития «Развивайка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Центр речевого развития «Развивайка".

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого мы используем чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.

В нашей группе центр речевого развития существует уже 4 года с 1 младшей группы. Изготовили мы его совместно с родителями.

При организации речевогоуголка необходимо соблюдать следующие требования:

• Дидактическое оснащение должно соответствовать лексическим темам, структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

• Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

• Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

• Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

• Не следует перегружать речевой уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.

• Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.

• Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.

Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

Портреты писателей: М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский;

книги, рекомендованные программой;

Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;

Энциклопедии («умные» книжки, словари;

«Толстые» книжки;

Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;

наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;

Портреты художников – иллюстраторов (Е. Рачев, Н. Чарушин);

Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки»«Книги о нашей стране» и т. п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

В речевом центре находится зеркало для артикуляционной гимнастики языка и зеркала для занятий с подгруппой.

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Прожорливые фрукты»«Воздушный футбол»«Подуй в трубочку»).

2. Для развития мелкой моторики рук: мозаики, шнуровки, игры с прищепками, спички и счетные палочки, массажные мячики, шарики «Су-Джок», граненые карандаши, планшеты для игр с резиночками.

3. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

4. Развитие связной речи: стихи, загадки, разные виды театра, мнемотаблицы.

5. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото»«Определи место звука»«Подбери слова»«Цепочка звуков» и др.).

6. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

«Назови ласково»

«Один-много, много-один»

«Составь слово из двух»

«Добавь слово»

7. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

«Мяч бросай животных называй»

«Кто чем занимается»

«Горячий – холодный»

При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте.Это: магнитная доска (буквы, разноцветные фишки).

Классная подвижная азбука.

Азбука в картинках.

Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (Например:автор Н. В. Дурова).

Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (Например:авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).

Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.

Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

Таким образом, речевой центрв нашей группе соответствует требованиям ФГОС и является:

-содержательно –насыщенный (в нем большое количество материала и дидактических игр);

-трансформируемым, который связан непосредственно с полифункциональностью, это возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

-доступный (весь материал в уголке лежит в открытом доступе для детей);

- безопасный (все игры совершенно безопасны для детей).

Мы считаем правильно организованная предметно-развивающая среда в речевом и книжном центрах создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закрепить свои способности не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в свободной деятельности. Стимулирует развитие самостоятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития в группах общеразвивающей направленности( младший возраст ).

Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов  в  центре  речевого развития  в группах общеразвивающей направленности( младший возраст )По направл...

Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития для групп общеразвивающей направленности (старший возраст).

Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов  в  центре  речевого развития для групп общеразвивающей направленности (старший возраст)По направлениям:1...

Оснащение центра речевого развития

Представлены рекомендации для педагогоа по оснащению центра речевого развития в каждой возрастной группе...

Консультация для воспитателей "Центр речевого развития в ДОУ"

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Поэтому необходимо создать в группах ДОУ "Центр речевого развития"....

Центр речевого развития группы "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет

Центр речевого развития группы "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет...

Модель центра познавательного развития. Центр речевого развития.

Для активизациии деятельности педагогов ДОУ по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в возрастных группах по речевому развитию в условиях введения ФГОС ДО разработана м...

Оснащение центра речевого развития в старшей речевой группе.

quot;Оснащение центра речевого развития в старшей речевой группе"....