Консультация для родителей "Фольклор в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)

Журба Анастасия Дмитриевна

В данной статье рассматриваются причины, почему малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Фольклор в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста»

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, уход за ребёнком,  поэзия  ласковых  прикосновений  к  нему.  Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях –все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди –это язык эмоционального общения. Овладение детей русским языком средствами малых  форм  фольклора  является  одним  из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость. Фольклор -это народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки.

Что же относится к малым формам фольклора?

Пестушки -песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки –это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Заклички –обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).

Считалки –коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки –незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки –весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.

На  третьем  году  жизни  речь  ребёнка  становится  основным  средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и о том, что будет. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.  Звучность,  ритмичность,  напевность,  занимательность  потешек привлекает  детей,  вызывает  желание  повторить,  запомнить,  что  в  свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Используя в своей речи поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно -окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать  слово,  умение образно  описать  предмет,  дать  ему  яркую характеристику. Задача родителей при использовании  фольклора -прививать навыки и умения  речи,  опираясь  на  склонность  к  подражанию,  быстрому запоминанию,  воспитывать  у  детей  самостоятельность,  умение  активно применять  эти  знания  и  формировать  критическое  мышление  и целенаправленность.

При обучении необходимо опираться на следующие  принципы работы:

тщательный,  обусловленный  возрастными  возможностями  детей,  подбор материала;

активное использование фольклора  в повседневной деятельности.

Для  совершенствования  дикции  можно  использовать  специальные упражнения -заучивание  скороговорок,  чистоговорок,  потешек.  Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. Но самое главное -использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например -имитируя действия, о которых идет речь. При  заучивании  скороговорки  сначала  нужно  произнести  её  в замедленном  темпе,  отчетливо  выделяя  звуки,  стараясь  научить  сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса.

Через пословицы  и  поговорки  дошкольники  учатся  лаконично  выражать  свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.

Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок -умение самостоятельно делать выводы,  умозаключения,  четко  выделять  характерные,  выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах, уже знакомых им, много новых для них признаков,  о  том,  как  можно  ещё  сказать  о  предмете.  Сам  процесс разгадывания  загадок  учит  детей  рассуждать,  сравнивать,  находить поэтические  описания,  доказывать  своё  мнение.  Таким  образом,  анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.

 Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, дается в сказках. Сказка -это своего рода нравственный кодекс, пример истинного поведения человека. Цель сказки заключена в словах : « в сказке -ложь, да в ней намек -добрым  молодцам  урок» -урок  быть  добрым,  не  сдающимся,  смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо. Сказка  помогает  детям  в  развитии  связной  речи,  формируется способность  пересказывать  сказку,  составлять  рассказ  о  предмете, почувствовать себя героем этой сказки. Так, например, -в сказке «Теремок» дети  младшего  возраста  отмечают  героев  плохими,  хорошими.  Дети старшего дошкольного возраста в сказке «Зимовье» оценивают дружную работу животных.  Так через сказку дошкольники узнают о быте, о традициях народов.

О традициях  дают  нам  понятие  и  народные  песенки,  частушки,  пестушки, колыбельные, заклички, колыбельные. Например,  колыбельные,  которые  поются  мамой,  бабушкой, ассоциируются с теплотой и уютом дома, своей кроватки, с нежностью и любовью мамы, бабушки. Через колыбельные дети узнают, что кроватка в разные  времена  называлась  «люлька,  зыбка».  Дети  вспоминают  свою кроватку, рассказывают о ней. Дошкольники узнают, что в этих кроватках не просто качали малышей, но и напевали им песни. Колыбельная  содержит  в  себе  возможность  формирования фонематического восприятия, напевание, выделение голосом гласных звуков, позволяет детям освоить лексическую сторону речи.

Пестушки,  песенки,  потешки –нужны  для  того,  чтобы  потешить, развеселить,  задобрить.  Они  отличаются  особой  добротой,  произносятся нежно, ласково. Мамы забавляют детей песенками, потешками, чтобы им было интересно играть, умываться, засыпать, есть. Ценность  потешек  определяется  несколькими  факторами:  их  можно соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют потешки  для  воспитания  у  детей  раннего  возраста  дружелюбия,  умения сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребёнку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребёнка –сила примера. Потешки стимулируют детей подражать, закладывают  основы  правильного  поведения.  Для  более  эффективного восприятия потешек детьми, следует их читать ласковым, выразительным голосом,  сопровождая  слова  соответствующими  движениями  и  мимикой. Важно помнить, что использование потешек будет результативным только при  готовности  ребёнка  воспринимать  их,  при  отсутствии  признаков утомления. Потешки приходят на помощь и в режимных моментах, когда нужно умыться, вымыть руки, причесаться. Пестушки, песенки -это игры с пальцами, ручками, ножками, поэтому  развивается не только речь, но и мелкая моторика.

Заклички, приговорки -дают возможность узнать о явлениях природы, через  заклички,  приговорки  народ  обращался  и  к  явлениям  природы: «Дождик лей, лей, лей». Народные  песенки,  частушки,  пестушки,  заклички  представляют речевой  материал при  обучении  и  формировании  грамматического строя речи,  обучая  детей  образовывать  однокоренные  слова,  способствуя формированию словесного творчества детей.

Использование малых форм народного фольклора при воспитании и обучении детей повышает интерес к устному народному творчеству. Фольклор  является  прекрасным    средством  для  передачи  народной мудрости при  воспитании детей на начальном этапе их развития. Регулярное использование малых фольклорных форм в повседневной жизни ребёнка,  взаимосвязь  родителей  с  дошкольным  учреждением,  позволит заложить качественный фундамент психофизиологического развития детей и подготовить их к самостоятельной и успешной жизни! Малый  фольклор  играет  важную  роль  в  воспитании  детей.  Деление  его на  жанры  позволяет  в  определенном  возрасте  ребёнка  обогащать  его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное  развитие,  на  его  фантазию.

Таким  образом,  малый  фольклор является уникальным  средством  для передачи народной  мудрости  и воспитании детей на начальном этапе их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста...

Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"

Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...

Статья «РОЛЬ СКАЗКИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....

Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома

    Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...