НОД в старшей группе на тему "Экология и война"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Селиванова Елена Александровна

НОД в старшей группе направленно на формирование экологически целесообразного образа жизни через выявление гибельного воздействия войн на окружающую среду и особой значимости природы в военное время. На занятии дети знакомятся  с произведением Сергея Васильева «Белая береза», они расширяют свои  знания  о войне и ее влиянии на природу. У детей формируется представление о взаимосвязи человека с природой, развивается умение внимательно слушать и отвечать на вопросы, а также прививается любовь к природе, воспитывается бережное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_i_voyna.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  в старшей группе на тему «Я выбираю экологию»

Воспитатель: Селиванова Елена Александровна

МБДОУ «ЦРР –Д/С № 15»

г. Михайловск

Цель: Формирование экологически целесообразного образа жизни через выявление гибельного воздействия войн на окружающую среду и особой значимости природы в военное время.

Задачи:

- Познакомить детей с произведением Сергея Васильева «Белая береза»;

- Расширить знания детей о войне и ее влиянии на природу;

- Сформировать представление о взаимосвязи человека с природой;

- Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы;

- Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.

Формы работы и виды детской деятеоьности:

Игровая: дидактические игры, пальчиковая игра

Изобразительная: рисование

Познавательно-исследовательская: рассматривание

Коммуникативная: беседа, отгадывание загадок, чтение стихотворения

Ход занятия:

Воспитатель: В начале занятия воспитатель проводит приветствие .

1. Организационный момент:

 Воспитатель: «Здравствуй». Приветствие сопровождается движениями,дети сидят на ковре в кругу:

Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх. Дети друг другу говорят «Здравствуйте».

2. Основная часть:

Воспитатель: Сегодня я хочу загадать вам загадку:

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было...

Дети: все вместе отвечают «Войны»

Воспитатель: Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка!

Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые, и злые, и хорошие, и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека – это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии, это уже беда! Тогда гибнут люди – и мамы, и папы, и бабушки, и дети; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля – и все это называется война.

Когда то давным- давно, когда ваши прадедушки и прабабушки были еще молодыми жил в одной стране, в Германии, злой правитель которого звали Гитлер. Захотел он завоевать весь мир. И началась война. Гитлер со своими солдатами нападал, а мирные жители во всех странах и городах защищались. Но у Гитлера было очень много солдат и военной техники, и поэтому он завоевывал все страны. И так дошел он до нашей страны , которая тогда называлась Советский Союз. Война не щадит никого, губит, калечит всё живое: людей, животных, растения. Как и человек, растения чувствуют боль. Сегодня я хочу вас познакомить с произведением  Стихотворени Сергея Васильева “Белая берёза”, но прежде чем я вам его прочту, давайте подойдем к березе (макету)

Воспитатель читает стихотворение:

Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.

И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.

И стой поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим.

Воспитатель задает вопросы детям:

- Кто написал это стихотворение «Белая береза»?

- О чем это стихотворение?

- Как вы думаете о какой войне говорит Сергей Васильев?

- Какие чувста испытывает береза, а может она ничего не испытывает?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: береза это часть живой природы, поэтому она дышит и чувствует. Ей очень больно, боль пронзила ее ствол, она кричала, но ее никто не слышал, слышны были только взрывы и стрельба и по ее стволу тек сок, словно слезы. А люди этого не видели, потому что дым ее окутал.

- Почему автор в своем стихотворении говрит именно о березе?

Воспитатель: Береза – русское национальное дерево, символ России. Действительно, ведь в грозные годы Великой Отечественной войны береза была символом непобедимой Родины.

Давайте свами поиграем в игру «Какая, какой?», так какая была береза в этом стихотворении, как вы думаете?

Воспитатель: а лист березы, какой?

Воспитатель: Назовите березу ласково.

Воспитатель: Давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику

Вот полянка, а вокруг (руки в стороны)

Березы выстроились в круг (руки сцеплены над головой)

Они кронами шумят (покачать руками из стороны в сторону)

Ветры в их листве гудят

Вниз верхушки пригибают (наклон вперед, покачивание туловищем)

И качают, их качают

После дождика и гроз (руки вверх)

Березы льют потоки слез (плавно опускают руки, перебирая пальцами)

Каждый листик по слезинке (руки вниз, потряхивая кистями)

Должен сбросить на тропинки

Кап и кап, кап и кап (хлопки в ладоши)

Капли, капли. Капли – кап!

До чего же листик слаб ( уронить руки вниз)

Воспитатель: а какую же пользу приносит береза и другие деревья?

Дети отвечают...

Воспитатель: Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые  - дают вкусные плоды. Спилинное дерево может служить строительным материалом, но деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь и заботиться оних. Но к сожалению во время войны очень много пострадало деревьев от пожаров и пуль, как эта береза в стихотворении Васильева. Давайте рассмотри иллюстрации (дети с воспитателям рассматривают на экране) на которых изображенно, как война отразилась на природе (воспитатель показывает иллюстрации где в деревьях остались боевые снаряды, леса в клубнях дыма). Кору деревьев резать нельзя! Сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году,постепенно будет иссыхать ствол, помертвеют корни в почве. Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.В пословице говорится :Много леса- береги,мало леса- не губи, нет леса- посади. Человечество нанесло природе большой вред в годы войны. Природа погибала и просила о помощи. Давайте свами беречь природу и спасать, пусть будет мир во сем мире. А мы свами нарисуем березку, как писал Сергей Васильев:

И рано-раненько весною

Береза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

Дети подходят к столам ( рабочему месту) и красками рисуют березу.

3. Рефлексия

Воспитатель с детьми рассматривают рисунки.

- Что сеголня вам особенно запомнилось?

- Что понравилось?

- Как мы можем помочь природе ?

Результативность: Дети познакомились с произведением Сергея Васильева «Белая береза», они внимательно слушали и отвечали на вопросы; они расширили свои знания о Великой Отечественной войне, а так же как она повлияла на природу, отсюда были сформированы представления о взаимосвязи человека и природы. А так же расширился интерес и желание сохранять природу и бережно к ней относиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ»

Расширять знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству....

конспект занятия в старшей группе О Великой Отечественной войне

Чтение с последующим обсуждением.С.Алексеев «Первая колонна»; А.Митяев «Мешок овсянки»; Е.Благинина«Шинель»; Л.Кассиль «Памятник советскому солдату&raqu...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Дети войны»

Представленный конспект занятия предназначен для детей старшей группы детского сада. В занятии использованы видео и фотоматериалы о детях в военное время. Так же для детей , для поддержания интереса ,...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе . Тема: « Партизаны – дети войны».

Показать важную роль детей и подростков для Победы в ВОВ, воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей-дошкольников, воспитывать чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отече...

Познавательный досуг в старшей группе на тему «Награды войны».

Воспитывать патриотические чувства у старших дошкольников.Познакомить с орденами и медалями ВОВ....