Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Дети войны»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Представленный конспект занятия предназначен для детей старшей группы детского сада. В занятии использованы видео и фотоматериалы о детях в военное время. Так же для детей , для поддержания интереса ,по ходу всего  занятия, проводятся игры и физминутки. Итогом занятия станет изготовление голубей мира.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение                 « Березка»  структурное подразделение «Звездочка»

Конспект интегрированного занятия в старшей  группе на тему

«Дети войны»

                                                                                       Воспитатель: Некрасова С.Г.      

                                                    г.Вихоревка 2020 г.

Актуальность.

«Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное. Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества». Сухомлинский В. А.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).

Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

     Представленный конспект занятия предназначен для детей старшей группы детского сада. В занятии использованы видео и фотоматериалы о детях в военное время. Так же для детей , для поддержания интереса ,по ходу всего  занятия, проводятся игры и физминутки. Итогом занятия станет изготовление голубей мира.

 Цель: Расширять знания детей о ВОВ. Воспитывать патриотические чувства к Родине, Уважительное отношение к ветеранам войны и труженикам тыла.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны.

Расширить знания о защитниках Родины.

Дать представления о роли детей в годы войны.

Развивающие:

Развивать навыки речевой и продуктивной деятельности.

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к детям-героям Великой Отечественной войны.

Художественно- эстетические:

Развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение работать ножницами.

Предшествующая работа: Чтение рассказов: С. Баруздин «За Родину», «Слава», В. Твардовский «Рассказ танкиста»; заучивание стихотворения Т. Белозерова «День Победы», рассматривание репродукций, иллюстраций, наборов открыток о войне.

Оборудование: Проектор, компьютер, презентация, аудио запись; лист бумаги с нарисованным голубем (2 листа), ножницы, клей, бумага, георгиевская ленточка, трубочка коктельная голубого цвета, степлер большой и маленький; оборудование для игры «Разведчики».

Ход занятия.

 Воспитатель: Ребята, я и вы, вместе со своими родителями, когда шли в детский сад, видели, что наш город празднично  украшен. Везде развешали  флаги, люди прикрепили к одежде Георгиевские ленточки (воспитатель показывает георгиевскую ленточку). Как вы думаете, какой праздник отмечается в нашей стране?

Дети: День Победы.

Воспитатель: Правильно. А что за праздник — День Победы, кто-нибудь знает?

Дети(ответы детей)

Воспитатель: Слушайте внимательно, ребята! Сегодня я хочу рассказать одну историю.

 Слайд 1.  (Приложение 1)

Начало войны

В мирной стране, которая называется Россия, жили-были дети. Жили они с мамами, папами, бабушками, дедушками, сестрами и братьями. Большие были у них семьи. Они, как и вы, ходили в детский сад, играли, гуляли с другими детьми и родителями. Любили играть в разные игры, рисовать, петь и танцевать. Они мирно спали в своих кроватях и ничего не боялись.

Но вот однажды случилась большая беда! На нашу страну напали очень плохие люди. Напали ночью, когда все дети спали.  Стали рушить дома, в которых жили дети. Там где стояли дома, оставались одни камни и поломанные доски. Так началась Великая Отечественная война.

Слайд  2.

Детям и их родителям негде было жить, некуда было спрятаться от холода. Они собирали свои вещи и уходили искать уцелевшие дома. Детям было очень страшно. Они прятались от фашистов в разрушенных домах.

Тогда папы, дедушки, братья этих детей , попрощались со своими семьями и ушли на войну. Ушли, чтобы прогнать из города Гитлера и его фашистов.

Когда мужчины уходили на фронт, дома оставались женщины и дети, которые с этого момента перестали быть детьми. Они заботились о своих матерях, стояли в очередях за хлебом, шли работать на заводы и фабрики,  работали в поле, а некоторые сбегали  на фронт воевать. И сколько бы их ни пытались оградить от войны, она была повсюду, и дети все видели и замечали. 

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?

Дети: Старики, дети, женщины.

Воспитатель: Да, правильно! Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.

- А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим.

Слайд 3

Женя у станка с табуреткой.

- Послушайте рассказ об одном из таких мальчиков. Звали его Женя. И был он по возрасту чуть старше вас.

 - Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.

- Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили его. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.

-Но все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне.

Слайд 4

Дети в тылу.

-Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.

Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах.

- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны.

- Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким.

Слайд 5

Солдатский треугольник

-Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота. Пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!

Своим отцам , старшим братьям и просто незнакомому солдату , воевавшим на фронте, дети писали письма, рисовали картинки мирной жизни. Как вы думаете, о чём могли написать дети на фронт?

Ответы детей.                                                                                                                    

Воспитатель: Но самое страшное, это когда наше мирное население, женщин и детей фашисты забирали в концлагеря.

Слайд 6

 «Дети полка»

Солдаты подбирали детей-сирот и потерявшихся в ходе боев ребятишек; дети и сами убегали на фронт и, если им удавалось достичь передовой, командирам ничего не оставалось, как принять их; нередки были случаи, когда командиры брали с собой своих детей, полагая, что так будет безопаснее для них. Конечно, командиру подразделения приходилось скрывать появление ребенка во вверенном ему подразделении, но бывало и так, что юных солдат официально ставили на довольствие — "сын полка" получал обмундирование, а иногда и личное оружие. Обычно их берегли и поручали разные хозяйственные работы, но иногда они становились полноправными участниками боевых операций.

Слайд 7 

«Партизаны»

Воспитатель: Во время войны дети помогали партизанам. Вспомните, кто такие партизаны?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали склады с боеприпасами. Дети, помогавшие партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров и их вооружении.

Дети собирали палочки. Они обозначали немецких солдат и офицеров. Сколько палочек, столько фашистов. Камешки символизировали пушки. Три камешка – три пушки. Шишки – это танки. Пять шишек – это сколько танков?

Ответы детей.

Воспитатель: Правда, здорово придумали? Командир партизанского отряда знал, какими силами, какой военной техникой обладают враги в этом городе или в этой деревне. Поскольку на мальчишек никто не обращал внимания, они были очень хорошими разведчиками. Они должны были быть очень внимательными.

Воспитатель: Хотите тоже побывать в роли разведчиков?

 Игра «Юные разведчики»

Ход игры (Приложение 2)

Воспитатель: Случалось так, что дети теряли всех своих близких и попадали к нашим солдатам. Иногда такой ребенок становился сыном или дочерью полка.

Слайд 8

 «Концлагерь глазами ребенка»

Детей забирала в плен и помещали в специальные лагеря. Им очень мало давали еды. Забирали у них кровь. Давали отравленные продукты. Водили босиком в мороз по снегу  в баню. Держали на морозе голыми. А если ребенок болел, его не лечили.  Очень много детей умерло в этих лагерях.

 

Целых 4 года длилась война. Эти герои сделали все для Победы. И наконец…

Слайд 9 

Победа

- 9 Мая 1945 года была объявлена Победа русского народа.

Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь. Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой, надо заботиться о тех, кто сейчас рядом с нами.

Слайд 10

Голуби

- Как вы думаете, что символизирует «ГОЛУБЬ»? (свободу). Во всем мире во все времена голубь является символом мира, чистоты, любви, безмятежности и надежды.

- Давайте, ребята, сделаем из бумаги голубя.  (Приложение 3)

Но прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка:

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

- И сегодня, ребята, мы пожелаем, чтоб мы жили в мире, свободе… Чтобы  не было войны.

Звучит песня «Солнечный круг». (Приложение 4)

Используемая литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155] – М.: Центр педагогического образования, 2014.  - 32 с.

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.

           3.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – М.: ЦГЛ, 2004


         4.Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.

          5.Казаков, А.П. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне/А.П, Казаков, Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 48 с. ,4

http://maxiforum.ru 
http://foto-history.livejournal.com 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по декоративной аппликации для детей подготовительной группы Тема: «Декорирование комода»

Конспект интегрированного занятия по декаративной аппликации (ДЕКУПАЖ) для детей подготовительной группы Тема: «Декорирование комода» будет интересен воспитателям....

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Путешествие в зимний лес»

формировать у детей  привычку к здоровому образу жизни;обогащать музыкальные впечатления детей;развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма;учить согласовывать пение с движением...

Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе. Тема :"Как дети выручали принцессу Витаминку" (для детей 4-7 лет)

Целью образовательной деятельности является расширение знаний о пользе витаминов, овощей и фруктов, их значение для здорового человека....

Интегрированное занятие в старшейгруппе на тему: «Добрый лес! Чудесный лес! Полон сказок и чудес!

Занятие напрвлено на:-прордолжать учить устанавливать причинно- следственные связи между осенними природными явлениями; анализировать, сравнивать, выделение характерных ризнаков,обобщать; -учить ...

Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование) на тему "Дети рисуют музыку"

Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование)  на тему "Дети рисуют музыку" («Вальс и полночь» из балета «Золушка» С.С. Прокофьев)  «...

Конспект комплексного занятия Образовательная область «Познание» Тема: «Детям о войне и победе!»

Задачи: Образовательная.В доступной форме рассказать о войне, сформировать понимание, что война - это плохо и страшно.Познакомить с профессией «солдат», «артиллерист», «танкист», «летчик», «моряк...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...