Интегрированной образовательной деятельности по ИЗО и развитию речи
методическая разработка по развитию речи

Бубукина Татьяна Викторовна

Интегрированной образовательной деятельности по ИЗО и развитию речи "русская березка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon НОД "Русская березка"56 КБ
Office presentation icon neobychnye_derevya.ppt2.82 МБ

Предварительный просмотр:

«Русская березка»
конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО и развитию речи в подготовительной группе

Пояснительная записка

Тема. «Русская березка» (интеграция образовательных областей   по речевому  и художественно-эстетическому развитию (рисованию))

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Для достижения программного содержания были использованы такие методы и приемы

  • Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением деревьев, модель березы)
  • Наглядно-практический метод (творческие упражнения с карточками, моделирование ситуации – почему ты так думаешь, а моги такие деревья расти у нас)
  • Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации)
  • Прием эмоциональной заинтересованности (письмо от Лунтика)
  • Игровой прием (игра - физминутка)

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие (игра «Наряди дерево»,

 игра «Подбери ласковые слова», игра «Скажи, что где?»)

  • Физическое развитие  (физминутка)
  • Познавательное развитие (рассказ воспитателя, просмотр презентации)
  • Музыкальное развитие

Применение инновационных технологий – использование мультимедийной презентации, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всей образовательной деятельности у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через участие детей в мероприятии (Клуб для любознательных «Хочу все знать, получение посылки от Лунтика).

Интегрированная образовательная деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего времени. Дети посещают «Художественную галерею, где закрепляют знания о деревьях нашего края. Наряжают березу словами прилагательными, превращаясь в волшебников. Смотрят мультимедийную презентацию с необычными деревьями мира: Колбасное дерево, Молочное дерево, Гигантский бамбук, Железное дерево, Дерево-колодец, Баобаб, Секвойя, Баньян, Дерево-лес, Конфетное дерево).

Затем дети посещают игровую комнату, где закрепляют предлоги и образовывают ласковые слова. Дети обсуждают, какой подарок можно подарить Лунтику и решают нарисовать русскую березу.

Чтобы заинтересовать детей   был использован необычный способ рисования березы – пеной для бритья + зеленой гуашью, путем примакивания смятого целлофана.

Всем детям хотелось порадовать Лунтика, рисовать аккуратнее. Поэтому работали дети с интересом. На протяжении хода образовательной деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Учитывалась точка зрения, чувства, эмоции детей, а также налажены партнерские отношения с детьми.

После проведения интегрированной образовательной деятельности вместе с детьми подведен итог посещения клуба для любознательных детей «Хочу все знать!»    

 

Цель. Использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной образовательной деятельности.

Задачи.

Расширять знания детей о деревьях.

  • Учить детей правильно передавать строение дерева в рисунке.
  • Учить детей нетрадиционным техникам рисования.
  • Развивать речь и словарный запас детей.
  • Развивать фантазию, воображение у детей.
  • Развивать коммуникативные навыки у детей.
  • Приобщать детей к миру искусства.
  • Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа.

  • Беседа о деревьях нашего края.
  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий и заучивание стихотворений о деревьях.
  • Работа с предлогами, именами прилагательными, преобразование существительного в ласкательное.
  • Рисование дерева на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности.

Оборудование. Мультимедийная презентация «Необычные деревья мира», иллюстрации деревьев, карточки со словами прилагательными на аппликации из листьев, картинка с изображением дерева для работы с предлогами, черный картон, мел, палочки, краска гуашь, пена для бритья, баночки под воду, целлофан, салфетки.

Атрибуты. Объемный модуль «Береза», игрушка-Степашка, ТСО, посылка-картонная коробка, сюрпризы для детей.

 

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Дети входят в группу и встают в полукруг. Их встречает воспитатель со сказочным героем Степашкой.

Воспитатель

- Здравствуйте ребята!

(Дети здороваются)

- У нас сегодня гость. Вы узнали кто это?

Ответы детей (Степашка)

Степашка приглашает вас в клуб для любознательных детей «Хочу все знать!». Посетив клуб «Хочу все знать» вы не только многое узнаете интересного, но и сами ответите на вопросы Степашки.

- Вы знаете, где находится Степашкин дом?

Ответы детей (Степашкин дом находится в лесу)

- Молодцы! Ребята, предлагаем вам посетить «Художественную галерею» клуба «Хочу все знать!».

Воспитатель предлагает детям пройти к иллюстрациям с изображением деревьев.

-Что изображено на картинах?

Ответы детей (на картинах изображены деревья)

- Да. Вы правильно отметили, что в галерее размещены картины с изображением разных деревьев.

- Какие виды деревьев вы знаете?

Ответы детей (деревья могут быть лиственные и хвойные)

- Какие лиственные деревья вы знаете?

Ответы детей (береза, дуб, липа, клен, яблоню, тополь, осина)

- Какие хвойные деревья вы знаете?

Ответы детей (ель, пихта, сосна, можжевельник, лиственница, кедр)

- Молодцы, ребята! Степашка вместе с вами вспомнил виды деревьев.

У Степашки есть любимое дерево, которым восхищаются многие поэты и писатели. А какое, вы догадаетесь сами, когда прослушаете музыку.

Звучит музыка на русскую народную песню «Во поле береза стояла».

- О каком дереве поется в этой песне?

Ответы детей (в этой песне поется о березе)

Игра «Наряди дерево»

Звучит спокойная музыка

Воспитатель

Ребята, вы когда-нибудь мечтали стать волшебниками?

Ответы детей (да)

- Зачем? Для чего?

Ответы детей

- Степашка может исполнить ваше желание.

Закройте глаза и представьте, что сейчас «Весна». Тепло, хорошо, кругом растет трава и березки. Но вот, досада….. Злая волшебница заколдовала березки, и листья не могут появиться на дереве.

- Жалко вам березки?

Ответы детей (да)

- Расколдуем их! А для этого ответьте на вопросы.

- Назовите слова-прилагательные к слову «Береза».

Ответы детей (береза белоствольная, красивая, нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая… кудрявая раскидистая, лиственная).

Дети наряжают березку листьями.

В какое время года на деревьях появляются листочки?

Ответы детей (листья на дереве появляются весной)

- Молодцы, ребята! Мы убедились, что вы настоящие волшебники. Вы вернули «Весну» березкам.

Презентация «Необычные деревья»

Воспитатель

У Степашки есть друг Лунтик. Он прислал вам необычный подарок.

Ребенок достает диск из посылки.

- Давайте пройдем в кинозал и посмотрим что интересное на этом диске прислал нам Лунтик.

Дети со Степашкой рассаживаются на стульчики, смотрят мультимедийную презентацию о деревьях.

- О чем этот сюжет?

Ответы детей (сюжет о деревьях)

-У нас растут такие деревья?

Ответы детей (у нас такие деревья не растут)

- С какими необычными деревьями вы сегодня познакомились?

Ответы детей (я увидел Колбасное дерево, Молочное дерево, Гигантский бамбук, Железное дерево, Дерево-колодец, Баобаб, Секвойя, Баньян, Дерево-лес, Конфетное дерево).

Физминутка

Воспитатель

- А сейчас встанем в круг и представим себя деревьями.

Дети встают вкруг и выполняют движения, согласно текста.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Игра «Назови ласково слово»

Дети приглашаются в игровую комнату.

Воспитатель:

- Ребята, вы любите, когда вас называют ласковыми именами?

Ответы детей (Да)

- Я буду называть дерева или части дерева, а вы должны произнести их ласково.

Дети по очереди называют деревья и части дерева ласково.

Ель – ёлочка, сосна – сосенка, береза – березка, иголка – иголочка, ветка – веточка, шишка – шишечка и др.

- Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием.

Игра «Скажи, что где?»

Дети называют предлоги по картине.

- Что вы видите перед дубом? (перед дубом грибы)

- Что справа от дерева? (справа от дерева лежат желуди)

- Что слева от дерева? (слева от дерева растет ромашка)

- Где находится солнце? (солнце над деревом)

- Кто ползет по коре? (по коре ползет жук)

- Выше сова или белка? (выше белка, чем сова)

- Над ромашкой кто? (над ромашкой бабочка)

- Что справа от большого гриба? (справа от большого гриба маленький гриб)

- Где находится дупло? (дупло в центре ствола)

- Что под землей? (под землей корни)

- Где лежат желуди? (желуди лежат на траве)

- Молодцы, ребята! Мы со Степашкой видим, что вы хорошо знаете предлоги. 

Изостудия «Фантазия »

Воспитатель

- Степашка рассказал, что у Лунтика есть мечта - увидеть русскую березу. --- Давайте сделаем ему подарок, детские рисунки, и отправим ему их по почте. Обратный адрес у нас есть.

Дети рассаживаются за столы, которые стоят по кругу.

Воспитатель

Прежде чем начать рисовать, давайте повторим все, что мы знаем о строении дерева.

- Назовите части дерева?

Ответы детей (у дерева корни, ствол, ветки, крона, листья)

- чем береза отличается от других деревьев?

Ответы детей (у березы белый ствол в виде извилистой ленты с черными пятнами, сужающий к верху, ветки гнуться к низу.)

- С чего нужно начинать рисовать дерево?

Ответы детей (дерево нужно рисовать со ствола, с верхней части ствола)

Правильно, ветки растут от ствола, а не отдельно от него.

Показ рисования ствола дерева мелом на доске.

Звучит музыка ансамбля Сябры «Вы шумите березы».

Перед детьми на столах мел и черная бумага.

Воспитатель предлагает нарисовать крону нетрадиционным способом: пеной для бритья и зеленой гуашью.

Показ рисования кроны нетрадиционным способом на доске. 

Работа за столами

1. Дети рисуют ствол березы мелом на черном картоне, сверху вниз.

2.Простым карандашом рисуют черные пятна.

3. В тарелочке смешивают пену для бритья с зеленой гуашью.

4. Дети берут целлофан сминают, окунает в полученную смесь и путем примакивания, рисуются листья.

5. На готовых рисунках дети простым карандашом пишут свое имя.

Воспитатель

- Наше занятие подошло к концу.

- Ребята, Степашка благодарит вас за интересную встречу, правильные и интересные ответы на вопросы!

- Сейчас мы отправим посылку его другу. Я думаю, наши необычные березки ему очень понравятся.

Дети складывают рисунки в посылку и находят сюрприз от Лунтика (наклейки и желуди).

Итог образовательной деятельности

Воспитатель:

- Вам понравилось занятие, ребята?

- Что вы нового узнали о деревьях?

- Какие необычные деревья вы запомнили?

- Какой подарок мы сегодня приготовили Лунтику?

- Чем рисовали деревья? 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Необычные деревья мира

Слайд 2

Гигантский бамбук – может вырасти до 7 метров за 2 недели

Слайд 3

Баобаб Родиной баобаба считается Мадагаскар Удивительный баобаб или "обезьянье хлебное дерево" может вырасти до 30 м в высоту и 11 м в ширину. Дерево баобаба может вместить до 120000 л воды, чтобы пережить тяжелые условия засухи. Некоторые стволы настолько большие, что внутри дерева живут люди.

Слайд 4

Секвойя – это растение вырастает на Земле выше всех - 115,5 метров

Слайд 5

Баньян: дерево, под которым можно долго гулять! Баньян,начинает свою жизнь как эпифит, на другом дереве. Обосновавшись на нем, он выпускает воздушные корни, тянущиеся к земле. Эти корни, утолщаясь, превращаются во множество стволов, поддерживающих тяжелые ветви баньяна. Старые его экземпляры могут достигать 30 м в высоту и занимать площадь в несколько гектаров. Выглядит это как целый лес. но на самом деле весь "лес" состоит из одного-единственного дерева.

Слайд 6

Дерево-лес

Слайд 7

Колбасное дерево На территории экваториальной Африки на высоких деревьях растут несъедобные плоды, которые очень напоминают ливерную колбасу. Плоды кигелии совершенно несъедобны. Увесистые колбаски могут достигать в длину полуметра, но едят их разве что гиппопотамы, и попугаи выковыривают семена. Из их плодов местные жители изготавливают украшения, посуду и чашки. Иногда плоды разрисовывают и подвешивают к потолку в качестве амулетов.

Слайд 8

Колбасное дерево

Слайд 9

Дерево- «колодец» Это дерево можно увидеть в засушливых районах острова Мадагаскар. У этого невысокого дерева (4 м) нет ветвей, а огромные листья растут из ствола. Они свернуты трубочкой и имеют длину 7 метров. В середине трубочки находится чистая и прохладная вода, которую растение получает из почвы. В таком дереве может находиться до 25 литров воды.

Слайд 10

Железное дерево Деревья тверже железа растут в Азербайджане и в Иране, и называются темир-агач (дамирагач), что в переводе означает «железное дерево». Его древесина очень тяжелая, поэтому быстро тонет в воде. Оно интересно тем, что имеет свойство образовывать непроходимые чащи. Ветви соседних деревьев, которые касаются друг друга, сразу срастаются, и образуют причудливые сплетения. Темир-агач часто используют для сооружения живых ограждений, которые со временем становятся все более крепкими.

Слайд 11

Молочное дерево «Молочные» деревья растут в странах Центральной и Южной Америки. Это невысокие деревья с блестящими и толстыми листьями с несъедобными плодами. Местные жители употребляют сок этого растения как молоко . Но вытекает оно из дерева достаточно медленно: из одного надреза за 1 час вытекает 1 литр сока. К тому же употреблять этот напиток нужно сразу, так как он быстро портится. При испарении из сока выделяется воск, из которого местные жители делают свечи. Кроме всего, древесина из этих деревьев прекрасно подходит в качестве строительного материала.

Слайд 12

Конфетное дерево Шоколадное дерево представляет собой листопадное дерево, достигающее в природе 15-25 м в высоту. Плоды – сухие, серо-коричневые косточковые коробочки, не раскрывающиеся в соплодиях. Не съедобны. Крепятся к мясистым плодоножкам, имеющим кисло-сладкий вкус и приятный аромат. Плодоножки созревают в сентябре, держатся на дереве до весны. В сушеном виде по вкусу напоминают изюм, благодаря чему растение получило народное название «японское изюмное дерево». Конфетное дерево выращивается с целью получения плодоножек, именуемых «конфетами». В них содержатся сахаристые вещества, выступающие на поверхности. В урожайные годы с одного взрослого растения собирают до 40 кг плодоножек..

Слайд 13

«Хлопчатобумажные» или «шерстяные» деревья В Бразилии растут деревья, которые очень похожи на большие кадки высотой в 20 метров, называются они «хлопчатобумажными» или «шерстяными» деревьями . В период цветения ветви, которые отходят от верхней суженной части «кадки», покрываются большим количеством красивых цветов . Семена «хлопчатобумажного» дерева рассеиваются с помощью ветра. К каждому семечку присоединен «парашютик», который помогает держаться ему в воздухе и с легкостью преодолевать большие расстояния. Люди собирают семена с этого оригинального дерева и отделяют волокна «парашютов», а затем изготовляют из них ткань.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность "Капустная вечеринка" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей 6-7 лет

Интегрированная образовательная деятельность "Капустная вечеринка" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей 6-7 лет...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по физкультуре и развитию речи. « Ищем Машеньку в лесу» в первой младшей группе

Конспект занятия по физической культуре и развитиию речи. учимся использовать вежливые слова....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по изобразительному искусству, развитию речи и музыке «Осенняя сказка».

Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности в области изобразительного искусства, ознакомления с окружающим миром,  музыки как средство развития творческих способностей ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по изобразительному искусству,развитию речи и музыке "Осенняя сказка".

Воспитание  глубины и многогранности  восприятия природы и её изображения в произведениях искусства,способности  к сопереживанию художественного образа пейзажа.Использование  интег...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО и развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе «Русская березка»

В матриале приводится описание образовательной деятельности с детьми 6-7 лет с применением нетрадиционной техники рисования в интеграции с развитием речи. Данная форма работы формирует творческое мышл...

«Овощи изучаем, пальцы разминаем». Конспект интегрированной образовательной деятельности по познанию и развитию речи в подготовительной группе с ЗПР со сложными дефектами.

Цель: закрепить знания детей об овощах.Задачи:Образовательные:1. Повторить названия овощей (морковь, картошка, лук, свекла, лук, чеснок, капуста, помидор, капуста, перец).2. Закреплять ...

«Большая стирка». Конспект интегрированной образовательной деятельности по познанию и развитию речи в подготовительной группе с ЗПР со сложными дефектами.

Цель: поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.Задачи:1. Закрепить представление об основных цветах и геометрических фигурах. Образовательная область «Познава...