Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Загадочные слова» (фразеологизмы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Семушина Ольга Андреевна

Цель:

Формирование понимания лексического значения фразеологизмов родного языка у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_3.docx567.31 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи   «Загадочные слова» (фразеологизмы)

        

Цель:

Формирование понимания лексического значения фразеологизмов родного языка у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Образовательные:

1)Познакомить с фразеологизмами русского языка, способствовать осознанию и пониманию родного языка.

2)Обогащать речь детей фразеологизмами.

3)Уточнять смысл фразеологических оборотов.

2. Развивающие:

1)Развивать память, внимание и логическое мышление.

3. Воспитательные:

1)Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

2)Воспитывать заботливое и бережное отношение к близким людям.

3)Воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование:

Игрушка- буратино, картинки– модели №1, №2, №3, № 4, мнемотаблица к сказке.

                                            Ход занятия

- Ребята, к нам в гости сегодня пришел Буратино:

- Здравствуйте, ребята. Я пошел учиться в школу. В ней столько всего интересного. Но есть некоторые слова, которые я немного не понял, но я их нарисовал. Может, вы мне поможете их понять? (Воспитатель выставляет рисунки).

Картинка-модель№1 на фразеологизм «работать не покладая рук».

Конспект НООД в старшей группе ДОУ «Загадочные слова» (фразеологизмы)

- Ребята, что здесь нарисовал Буратино? (Руки). А для чего нам нужны руки? Чтобы ими работать, трудиться, помогать всем. (Шить, стирать, рисовать, одеваться). А как говорят про людей, которые очень много работают и все умеют делать? Они работают «не покладая рук». Вы запомнили это выражение? Повторите еще раз. Василиса, Гоша… Молодцы, запомнили. Картинка-модель№2 на фразеологизм «лить слезы в три ручья».

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-292498-1420730648.jpg

- Давайте посмотрим другую картинку, которую нарисовал Буратино. Он здесь нарисовал три ручейка. А есть такое выражение «лить слезы в три ручья». Это говорят, когда кто-нибудь плачет, капризничает, хнычет и льет очень много слез. А вы так делаете? (Нет). Молодцы!

Давайте еще раз скажем, как говорят про плачущих постоянно людей. (Они льют слезы в три ручья). Запомнили.

Картинка-модель№3 на фразеологизм «хранить, как зеницу ока»

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-292498-1420731350.jpg

- Ребята, смотрите, а что здесь нарисовал Буратино? Правильно, глаз. А для чего нам нужны глазки? (Чтобы видеть). Чтобы не потерять из вида ту вещь, которая нам нужна. И наши глазки должны быть всегда в порядке. Раньше говорили, когда нужно было что-то сберечь, не потерять, сохранить, не выпускать из рук, это нужно «хранить, как зеницу ока». Вот почему наш Буратино нарисовал глаз, что бы мы сразу запомнили это интересное выражение. Давайте еще раз его повторим. Молодцы.

Картинка-модель№4 на фразеологизм «жить душа в душу»

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-292498-1420731366.jpg

- Ребята, смотрите, что здесь нарисовал Буратино? Два сердечка – что же он хотел этим сказать. Что эти два сердечка любят друг друга, живут дружно, не ссорятся, помогают друг другу, т. е. можно сказать живут, душа в душу.

Вот мы с вами и рассмотрели все картинки, которые нарисовал нам Буратино, и поняли, что они обозначают. А теперь давайте для Буратино сочиним сказку, и она поможет ему хорошо запомнить эти интересные выражения.

Сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве жил царь и было у него две дочки. Одну дочку в детстве злая ведьма заколдовала и превратила ее в капризную, плачущую, постоянно недовольную девочку. Все стали звать ее «Слезинка». И была другая девочка, которая всегда трудилась, была доброй, ласковой, умела шить, стирать и печь пироги, она всегда работала и заботилась о своем отце и сестре. И звали ее «Мастерица».

И вот однажды Мастерица решила найти эту ведьму, которая заколдовала ее сестру и отправилась в дорогу. Долго ли коротко, но дошла она до заколдованного леса и встретилась ей на пути голубка, попавшая в сети. Пожалела ее Мастерица, выпустила ее из сети. Та голубка была не простая, а добрая волшебница. И она ее отблагодарила, дала ей волшебное перышко, и наказала хранить его, беречь, не выпускать из рук пока она идет обратно. Это перышко поможет ей расколдовать сестру.

И пошла Мастерица домой и дотронулась тем перышком до сестрицы и спали колдовские чары. И превратилась Слезинка в улыбающуюся, ласковую и добрую девочку. Поблагодарила она сестру. И стали они жить еще лучше прежнего. В любви, достатке, согласии и понимали друг друга. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

- Ребята, вам понравилась сказка? А теперь мы сказку расскажем на новый лад. Вспомним картинки, которые нам принес Буратино и расскажем эту сказку так, чтобы в ней встречались эти выражения. Я вам сейчас расскажу эту сказку еще раз, а вы подумаете, где можно использовать эти выражения. Давайте их еще раз повторим:

«Работать не покладая рук»,

«Лить слезы в три ручья»,

«Хранить, как зеницу ока»,

«Жить душа в душу».

Вспомнили? Молодцы. Я вам для подсказки приготовила схему. (Воспитатель рассказывает сказку еще раз с опорой на схему сказки).

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-292498-1420730858.jpg

Затем дети рассказывают сказу сами, по частям. Дополняя, продолжая сюжет с использованием фразеологизмов. Рассказы детей повторяются по 2-3 раза).

Молодцы. Вы очень хорошо все рассказали. Буратино ты все теперь понял и запомнил?

- Да ребята, спасибо в очень хорошо мне все объяснили. Я все запомнил, теперь я буду хорошо учиться, Но если мне что-нибудь будет непонятно, я к вам еще приду в гости за советом. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Они сражались за Родину» для детей логопедической группы (старший возраст) (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Они сражались за Родину» для детей логопедической группы (старший возраст) образовательная область «Речевое развитие». Задач...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Путешествие в страну Театралию» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельностипо развитию речис элементами театрализованной деятельности«Путешествие в страну Театралию»для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Звуки, буквы и слова». (подготовительная группа)

Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»

Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «ИГРЫ СО СЛОВАМИ. ЦВЕТА РАДУГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №28 «СОВЕНОК»муниципального образования городской округ Люберцы Московской области140006. Московская об...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты».

quot;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей... ”Б. М. Теплов...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием тренажера - перчаток «Умнички». Тема: «Волшебница Зима» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет. (Образовательные области: «Познавательн

Обогащение знаний детей о сезонных изменениях в зимней  природе через эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира с применением  мнемотехники и нетрадиционного оборудования....