Литературная гостиная «Мы помним, чтим и не забудем!»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Лузянина Ольга Леонидовна

Литературная гостиная посвящена Дню снятия блокады Ленинграда. В ходе мероприятия используются презентация и видеоматериалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Литературно- музыкальная композиция

 для старших дошкольников

 «Мы помним, чтим и не забудем!»,

посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда.

Составила: Учитель-логопед

Лузянина Ольга Леонидовна

2021

Цель:

 Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.  

Задачи:  

  • обобщать и систематизировать знания детей о героическом подвиге ленинградцев в годы Великой отечественной войны;
  • расширять знания о подвиге детей блокадного Ленинграда;
  • знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
  • воспитывать чувство гордости за защитников Отечества, любовь к родному городу;
  • обогащать словарный запас детей;  
  • развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
  • автоматизировать поставленные звуки в речи детей.

Оборудование и материалы (оформление зала): музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Мы помним, чтим и не забудем!», детские рисунки по теме, стенд с наглядным материалом о Блокаде, макет вечного огня, экспозиция военных действий «В старом чемодане».

Предварительная работа:

-чтение художественной литературы по теме;

-прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;

-слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;

-показ иллюстраций о Ленинграде.

Литературно- музыкальная композиция для старших дошкольников «Мы помним, чтим и не забудем!»,

посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвиг Ленинграда.

27 января - мы отмечаем памятную дату - День полного освобождения города Ленинграда от вражеской блокады. Прошло 77 лет. Сейчас город Ленинград называется Санкт-Петербург.

- Кто знает, что обозначает слово "Блокада"? (ответы детей). Но не все знают, что обозначает слово - "Блокада", поэтому сегодня мы расскажем об этом ребятам старшей группы. Каждый россиянин должен помнить, чтить и никогда не забывать о подвиге ленинградцев. Внимание на экран. (видео)

Ведущий: 22 июня в 4 часа утра, когда все спали, без объявления войны Фашистские войска начали бомбить наши города. Началась Великая Отечественная война! Мужчины уходили на фронт.

Осенью 8 сентября Враги окружили наш город, в плотное кольцо, сквозь которое ни пройти, ни проехать было невозможно.  Началась блокада Ленинграда.

Фашисты хотели захватить и уничтожить город за 3 недели. Они обстреливали улицы и площади Ленинграда из пушек, самолеты бомбили город. Когда-то прекраснейший из городов Ленинград, превращался в руины. На улицах были установлены громкоговорители. Почти всё время блокады в громкоговорителях раздавался мерный стук метронома. Быстрый стук означал –воздушная тревога, медленный – отбой. Обычный музыкальный прибор стал символом человеческой тревоги. Почти все продуктовые склады города сгорели под бомбежками. В город пришел голод. На защиту города встали все жители Ленинграда. На заводы пришли женщины и подростки.   Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы.  Даже в таких жутких условиях дети учились. Местом учебы были и некоторые бомбоубежища жилых зданий.

В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах.  Это был тоже подвиг маленьких ленинградцев.

Ведущий: Улицы заметало снегом, стояли страшные морозы. Горожане ходили за водой к рекам и каналам. Зачерпнув воду, везли ее домой. В домах было холодно, батареи не грели, не было воды, электричества. Ленинградцы устанавливали в комнатах печки-времянки. Сжигали всё, что горело и даже книги. Но такого топлива хватало ненадолго. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки, по которым можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день для детей и взрослому 250. Помимо хлебного пайка изредка выдавалась банка консервов, пакетик крупы, несколько кусочков сахара. Были и такие дни, когда нечего было выдавать ленинградцам. Люди ослабевали.

 Ведущий: Предлагаем посмотреть, как это было…

Сценка: (Брат и сестра в ожидании мамы.)

Сестра: Как холодно! И мама не идет. (изобразить холод)

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

Ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам мама нам пекла?

Сейчас я съела б всё одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей.

Входит мама с пайком и водой.

Мама: Дорогие мои, а вот и я. Проголодались, замёрзли. Я вам хлеба принесла.  Достает детям кусочки хлеба.

Ведущий: У Лизы (прапра)Бабушка, была ребёнком в блокаду. Послушаем, Что она говорит про то, тяжёлое время. Видео

 

Ведущий:     Выходите ребята в зал, расскажем про наш замечательный город.

Речь с движением «Петербург»

В осеннем тумане           (Закрывают ладонями глаза.)
В январском снегу         (Разводят руки в стороны.)
Стоит Петербург            (Руки над головой в виде крыши.)
На морском берегу         (Плавные движения руками-волны.)
С дворцами и парками   (Отводят руки влево и вправо.)
Строг и красив                (Повторить.)
Как будто вплывает        (Движения руками «плывут».)
В широкий залив             (Повтор.)
В блокадные дни             (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу    (Повторить.)
Не сдался, не сдался        (Повороты головы.)
Наш город врагу              (Повтор.)

Стихотворение «Городу Ленинграду»

Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город стоит!
Никуда не исчез!

Ведущий: От голода и холода погибало много людей.

Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Дети вели себя как герои. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, они не только трудились на заводах и фабриках, не только тушили зажигательные бомбы на крышах, помогали малышам, раненым солдатам в госпиталях, но и сражались на фронте, стреляли в фашистов, ходили в атаку, побеждали врага.

Ведущий: Во время блокады многие вели дневники, куда записывали то, что пережили. В них, люди писали о своих страданиях. В своём дневнике одна из девочек блокадного города Таня Савичева, вела свои записи.   Её дневник сохранился до нашего времени и хранится в музее на Пискаревском кладбище. Она писала, что вся ее семья, шесть человек, погибли от голода. Осталась одна Таня. Таню спасли от голодной смерти и вывезли из Ленинграда.   

Сейчас дневник Тани Савичевой в память о блокаде Ленинграда увековечен в граните и входит в мемориальный комплекс «Зеленый пояс славы».

Ведущий: И все-таки жители блокадного Ленинграда нашли выход! К концу осени 22 ноября 1941 г. накрепко замерзли воды Ладожского озера, по прочному льду удалось наладить связь с Родиной через единственный район, не занятый немцами. По ней Отважные смельчаки, не жалея своей жизни, доставляли бесценный груз продовольствия голодающим, вывозили раненых, беспомощных женщин и детей. Машины постоянно обстреливали фашисты, машины уходили под лед… Но хлеб в Ленинград привезли, и ленинградцы назвали эту дорогу Дорогой Жизни.

Несмотря на дикие атаки гитлеровской авиации, ледовая трасса действовала, она спасла тысячи жизней.  Про неё написано много стихов и песен.

             

  Ребёнок: «Чтобы жизнь спасти ленинградцам

                     Зимой в 41-м году

                     С хлебом шли в город машины

                     По Ладоге, прямо по льду

                     Бомбёжки, метели, заносы…

                     Уходят машины под лёд,

                     Но каждый шофёр твёрдо верил,

                     Что город, любимый спасёт.

Песня «Эх, Ладога, родная Ладога» (На экране под песню идёт видео-хроника)

Ведущий: Ленинградцы не унывали! Весной и летом люди копали землю и сажали овощи на клумбах, в парках и садах. А осенью собирали урожай. Ленинград оставался культурной столицей. В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение.

Ведущий: Город жил и боролся. Все верили: что мы победим и страданиям придет конец…

Ничто не смогло сломить ленинградцев! Город не сдался врагу! Не покорился фашистам!

27 января 1944 г. произошло полное снятие блокады Ленинграда. Почти 900 дней и ночей Ленинград жил и боролся во вражеском кольце.  

В день снятия Блокады Ленинграда над городом прогремел победоносный салют! Ленинградцы  отстояли свободу родного города и победили!

1.В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут,-

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада,

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

Из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

2.Ели маленький кусок ржаного хлеба,

По чуть-чуть…Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,

И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!

И когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали:

-Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!                                                                                                                                          

От усталости шатаясь, ленинградцы                                                                                                    

Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»

И сквозь слёзы начинали обниматься,-

Всё! Закончилась блокадная пора!

Есть салют у нас весной,- на День Победы,

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды,

Тот салют в голодно-белом январе…

Музыкальная игра «салют»

Ведущий: За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны нашему городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.   В Санкт-Петербурге находится много памятных мест. Посмотрим на некоторые из них.

                                        На экране Видеоряд памятников.

Ведущий: На том месте, где были массовые захоронения ленинградцев, погибших от голода, бомбежек и обстрелов за девятьсот дней блокады, возвели мемориал – Пискаревское мемориальное кладбище. Подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти! Вечная память павшим в то суровое время!

Ведущий:  Прошу всех встать, почтим память героев Ленинграда, минутой молчания…

Ребенок: Люди Ленинграда, вы - герои!

Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!»
 

   

Мы всегда будем помнить тех, кто погиб за то, чтобы мы с вами счастливо жили.

Они живы, пока мы помним о них!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная "Я помню! Я горжусь! Спасибо за МИР!"

Гостиная "Я помню! Я горжусь! Спасибо за МИР!" посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

"Мы помним! Мы гордимся!" Сценарий музыкально - литературной гостиной, посвященной празднованию Дня Победы (2016 г.)

День Победы День Победы 9 Мая –Праздник мира в стране и весны.В этот день мы солдат вспоминаем,Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов,Защитивших родную ...

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

Конспект музыкально-литературной гостиной «Мы помним, мы гордимся»

Музыкально-литературная гостиная «Мы помним, мы гордимся»...

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы "Помним, чтим…

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы "Помним, чтим…Цели:изучать историю своей страны, своего народа;формировать патриотические чувства;воспитывать уважение к прошлому...

Музыкально – литературная гостиная «Живи и помни»

Очень важно донести до детей значение праздника «День Победы», воспитывать любовь и уважение к памяти павших бойцов. Вызвать интерес к военной истории нашей Родины, армии, народа. Вос...