Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Тема «Казачья кухня (стряпка)»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Халимбекова Урайнап Умаровна

Цель данной работы  сформировать представление о культуре и быте казачества.

познакомить с убранством казачьей кухни - «стряпки», старинной казачьей посудой, свойствами посуды, сделанной из разных материалов.

развивать внимание, память, навыки общения со сверстниками и взрослыми, познавательный интерес к истории своего народа, связную речь; обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;- развивать связную речь детей.

 Формировать интерес к народным обычаям и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachya_stryapka_halimbekova.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

 для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

 Тема  «Казачья кухня (стряпка)»

Составитель: Халимбекова У.У.

Дидактическое обоснование занятия

Цель: формировать представления о культуре и быте казачества.

Задачи

Образовательные: познакомить с убранством казачьей кухни - «стряпки», старинной казачьей посудой, свойствами посуды, сделанной из разных материалов.

Развивающие: развивать внимание, память, навыки общения со сверстниками и взрослыми, познавательный интерес к истории своего народа, связную речь; обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;- развивать связную речь детей.

 Воспитательные:

 Формировать интерес к народным обычаям и традициям.

Методы и приемы: создание игровой ситуации, беседа-диалог, показ, объяснение, рассматривание, рассуждение, анализ.

Оборудование. Специально оборудованная предметная среда: предметы- элементы казачьего быта (печь, стол, лавки, плетенные коврики, кухонная утварь).

Активный словарь: курень, железный, чугунный, глиняный, деревянный, гостеприимный, хлебосольный.

Пассивный: стряпка, стряпня, стряпуха чугунок, солонка, скалка.

Предварительная работа: знакомство с казачьими заповедями, обсуждение казачьих пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций о казачьем быте, изготовление и режиссёрские игры с макетом «Казачий курень»; дидактические игры по теме «Посуда», беседы с детьми о вкусной и здоровой пище, о труде женщины-хозяйки по дому, разучивание загадок о печи, кухонной посуде, различных блюдах.

 Ход занятия

Части и содержание занятия

Организационно-методические указания

1 Вводная часть

Вводная беседа

Целевая установка

 К нам гости пришли! Давайте поздороваемся с ними.

Предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в  прошлое и посмотреть на быт казаков.

Закроем глаза и произнесём волшебные слова: вокруг себя повернитесь, в казачьем курене окажись!!

 Что за комната? Печь стоит, лавка деревянная, посуда на полке. Как думаете, что за комната?

Ответы детей.

2. Основная часть

2.1 Беседа  

Воспитатель: А как вы догадались, что это кухня?

Дети: потому что печь стоит, а на печи казаки готовили еду. Правильно догадались: эта комната, которую мы сейчас называем «кухня», у казаков называлась «стряпка».

 КАК красиво, уютно и тепло здесь!  А, почему именно  «СТРЯПКА» называли казаки эту комнату?

(Ответы детей. Обобщение педагога.)

 Здесь казачка стряпала - готовила  еду.  А готовую еду называли словом «СТРЯПНЯ».

 Ребята, а как называли хозяйку, которая готовила еду?

- Ответы детей.

 Её называли «СТРЯПУХА». А почему её так называли, трудно сказать. Может потому, что она готовила вкусную уху. Если посмотреть (слово можно написать), слово стряпуха состоит из двух слов стряп и уха, а вместе получается стряпуха.

Все казачки умели вкусно  готовить. Для того, чтобы вырастить  сильного, крепкого казака,  его

2.2 Работа над   смыслом пословицы: «Как ложкой, так и шашкой».

нужно сытно кормить.

 Не зря казаки говорят: «Как ложкой, так и шашкой». Что имеют ввиду, когда так говорят? (ответы детей)

Обобщение педагога: интересные ответы мы сказали и правы – как ложкой работаешь, так и шашкой защищаться будешь. Запомним пословицу, посмотрим, как мы за столом ложками работаем!!

2.3.Рассматривание посуды

2.4 Игра «Варим суп»

 

Сразу видно, в этом курене умелая и трудолюбивая хозяйка, посуда начищена, всё блестит.

Печь в стряпке натоплена,  чугунок в печи стоит.

 Вот он чугунок. Незаменимая посуда в казачьей стряпке. А,  почему его называют «чугунок»?  Из чего он сделан? Ответы детей, обобщение педагога: он сделан из чугуна, это металл, который очень долго сохраняет тепло (дает детям подержать).

 Какой он по весу, лёгкий или тяжёлый?

Послушайте, какой у него звук? (стучит железной палочкой)

Как вы думаете, что в чугунке можно приготовить?

- Ответы детей.

Каша в чугунке получается рассыпчатая, душистая. А ещё казачки варили в нём щи, картошку. Это самая удобная посуда, потому что чугунок можно поставить   и сверху на плиту, и в печь, в самое горнило.

- Давайте приготовим с вами щи и уху.

Дети делятся на 2 команды, одна готовит щи, другая команда уху: отбирают необходимые продукты –картинки и помещают их в «чугунки». Рассказывают  и показывают, из каких продуктов приготовлены щи и уха.

2.4. Рассматривание солонки, работа над смыслом поговорки:

 А вот солонка, солоница. Почему её так называют?

Дети: Потому что в неё насыпают соль.

Соль и хлеб всегда ставят первыми на стол. Поговорка казачья гласит: «Хлеб, соль на столе – так и семья в добре». Что это значит? Если есть в доме хлеб да соль – значит семья богатая.

А вот ещё одна незаменимая вещь – скалка. Для чего она нужна в стряпке? Для раскатывания теста. Из чего она сделана? Значит она какая? Дети: деревянная.- 

Игра подвижная «Кубанка и скалка»(3-4 раза)

 

 Но ребята- казачата использовали её  и для игры. Очень им нравится играть в игру «Кубанка и скалочка»

А что такое кубанка? Головной убор казака.

Объяснение правил игры, игра 3-4 раза

 Дети стоят в кругу, в середине круга водящий, на которого надевают кубанку и дают в руки скалку. Он приседает и в ритм слов ударяет скалкой об пол.  Все дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова: раз-два, три, четыре, пять – будет скалочка стучать. А как скажем скок-скок-скок – угадай. чей голосок? Дети останавливаются, водящий встаёт и и скалкой вращает медленно по часовой стрелке. На слово воспитателя: «Стоп!» движение скалки прекращается. Тот, на кого показала скалка, подходит к водящему и зовёт по имени. Если водящий узнал голос того, кто его позвал, он отдаёт ему кубанку и скалку. Игра повторяется с новым водящим.   

 Практическая работа: раскатывание теста и приготовление печенья

В стряпке мы видим самовар, а вот с чем чай попить? Стряпуха-хозяйка не успела приготовить Давайте поможем ей. Пусть для неё сюрприз будет.

Мы сейчас замесим тесто и напечём печенья.

  Дети рассматривают муку, соль, сахар – это сыпучие продукты, с ними надо аккуратно работать, можно рассыпать.

Готовое тесто предварительно поделить на кусочки для  каждого ребёнка. На одном столе они кусочки раскатывают скалкой, а на другом столе украшают: пишут первую букву своего имени (стекой или пластиковой вилкой). Затем кладут каждый своё печенье на противень.

3. Заключительная часть

 

 Посмотрите, у нас получился сладкий алфавит, на печеньях разные буквы. Вот как славно мы погостили в казачьей стряпке.

Придёт хозяйка, затопит печь, испечёт печенья и обязательно угостит нас.

А сейчас нам возвращаться пора. Закроем глаза и  вспомним наши волшебные слова: вокруг себя повернись, снова в группе окажись!!

Рефлексия

  Беседа-анализ: Что было самым неожиданным в гостях? Что нас удивило? О чём интересном мы узнали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста "Будь здоров"

Конспект интегрированного занятия «Будь здоров» (старший дошкольный возраст)Занятие готовят и проводят: старшая медицинская сестра, педагог-психолог, инструктор по физической кул...

Конспект интегрированного занятия в старшем дошкольном возрасте «Откуда пришли нитки», рисование на ткани.

Цель:Развивать любознательность, познавательные интересыЗакрепить знания детей о том, что ткани ткут из ниток, рассказать о том, откуда берутся ниткиАктивизация словаря: лен, хлопок, конопля, тутовый ...

Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в историю жилищ людей» Программные задачи:  Познакомить детей с историей возникновения жилища людей; сформировать представление о прошлом ...

"Весенние путешествие" конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий"

Создание на занятии условий для оптимального эмоционального, физического развития, используя здоровьесберегающие технологии  (дыхательную, артикуляционную, пальчиковую, гимнастику для глаз, игров...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"

Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить  представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...

Конспект интегрированной образовательной деятельности: старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с №2 «Сказка» приоритетное направление: физическое развитие детей (региональный компонент) Сюжетное занятие по теме: «Путешествие по Сахалину»

Конспектинтегрированной образовательной деятельности:старшего дошкольного возрастаМБДОУ д/с №2 «Сказка»приоритетное направление: физическое развитие детей (региональный компонент)Сюже...