ООД «Мой любимый писатель - Самуил Яковлевич Маршак»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Занятие помогает больше узнать о жизни и творчестве нашего земляка Самуила Яковлевича Маршака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshakdokument_microsoft_office_word_2.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

ООД   «Мой любимый писатель - Самуил Яковлевич Маршак»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:  Знакомство с выдающимися личностями родного края.

Задачи:

 - Формировать представление о писателе, как гениальной личности,  беззаветно любящего свой родной край;

 - Совершенствовать умения выразительно читать стихи, эмоционально выражать свое отношение к автору и героям его произведений;

-  Развивать интерес к прочитанному и желание к дальнейшему чтению книг С.Маршака.

Предварительная работа:

-  Разучивание стихотворений С.Я.Маршака;

-  Рассматривание портрета писателя и иллюстрации к его произведениям;

-  Инсценировка полюбившейся сказки о глупом мышонке.

Материал и оборудование:

-  Портрет С.Я.Маршака; стихи и книги писателя.

Содержание образовательной деятельности

В.  Есть люди, без которых трудно представить себе нашу детскую литературу. Они пишут хорошие книжки для детей. Все вы их, конечно, знаете (не раз, наверное, просили маму почитать ещё раз особенно полюбившееся – «Мойдодыр», «Дядя Стёпа», «Буратино»? Верно?

Аня:  А мне мама читала книжки Маршака: «Усатый-полосатый», «Два кота», «Весёлый автобус», в котором сидят зверюшки. Называют их на буквы алфавита. Мне эти книжки очень нравятся. Они смешные, весёлые.

В.  Очень хорошо сказала. Смешные, весёлые, забавные стихи у Маршака.

Детских писателей много, а вот наш земляк Самуил Яковлевич Маршак особенно любимый.

-  А «Человек рассеянный с улицы Бассейной» - тоже знаете, да? Это тот, который сидит в отцепленном вагоне и всё время спрашивает: «Это что за остановка?»

-  Действительно, весело следить за поступками человека рассеянного:

Настя (читает):                      

« Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки,»

В.  – Поняли, дети, - плохо быть рассеянным, смешным.

- А вот шутливые стихи про неумелого и нетерпеливого мастера, перепортившего множество вещей:

Гена (читает отрывок): «Мистер-Твистер, бывший министр...»

В.  -  Как вы думаете, когда Маршак сочинял эти строки, наверное, сам от всей души веселился. А почему он так радовался?

Дети:  Потому что смешно, «ломастер»; был министр, стал Твистер…

В.  -  Чудесные эти книжки легко читаются, быстро запоминаются и долго остаются в памяти наших ребят.

Маша (рассказывает): -  Писать стихи Маршак начал ещё в раннем возрасте, примерно с 4-х лет, в городе Острогожске – недалеко от Воронежа. Там он родился, пошел в школу и писал стихи: добрые, весёлые, озорные, по-настоящему детские. Он любил детей и писал для детей понятным детям языком.

В.     Как рассказала Маша, Маршак очень любил детей. И дети, чувствуя эту любовь, тянулись к нему, как магнит. Дети всех народов нашей страны и всего мира понимали, как любит их поэт.

А он переводил для детей потешки и считалки зарубежных писателей.

-     Ну, например, вот эта считалочка:

Жили-были два кота – восемь лапок, два хвоста…

Саша, продолжай:   Подрались между собой серые коты,

Поднялись у них трубой серые хвосты.

Бились днем и ночью, прочь летели клочья.

И остались от котов только кончики хвостов.

В.  – Маршак обращался к малышам, как к равным, с огромным уважением. Каждый его стих для детей превращался в радостную игру, а персонажи его стихов «говорили», как живые:

Дима:  Вот стихотворение «Детки в клетке», где звери весело заговорили с нами:

…Эй, не стойте слишком близко:
Я – тигрёнок, а не киска.

В.  -  Каждую букву в азбуке, каждую цифру Маршак оживил, сделал героем своих весёлых и таких умных стихов.

(Дети читают наизусть «От «А» до «Я» - А – автобус номер 26 и т.д.)

В.  -  Маршак любил загадывать загадки. Вот послушайте:

(Загадку прочитает нам Надя):

В снежном поле по дороге,

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след…

В.  Вам трудно отгадать эту загадку?

А отгадка – это перо самого писателя Маршака, написавшее такие стихи, которые будут жить, пока есть дети.

-  Вот какой был Маршак – он всегда думал о детворе.

-   Маршак писал не только стихи, но и пьесы-сказки; (помните – «Кошкин дом», «12 месяцев»), даже сам участвовал в их постановках. И самый первый театр для детей создал тоже он – Маршак.

-   Много весёлых и добрых книг для детей написал Маршак. Вот посмотрите, какие у нас есть.

(Дети рассматривают книги, воспитатель прочитывает названия книг, выдержки из некоторых стихов)

В.  -  Перечитать сейчас даже некоторые из этих книг не хватит времени.

Паша и Миша прочитают нам ещё одно стихотворение, тоже очень весёлое.

Стихотворение «Друзья – товарищи»

День стоял весёлый раннею весной,

Шли мы после школы – Я да ты со мной.

Куртки нараспашку, шапки набекрень,

Шли куда попало в первый тёплый день.

Шли куда попало – просто наугад.

Прямо и направо, а потом назад.

А потом обратно, а потом кругом.

А потом вприпрыжку, а потом бегом.

В. -  Ну, и молодцы!

- Понравились вам стихи, ребята?

- Ну что ж, будем ещё читать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по мотивам сказки «Курочка ряба и десять утят» Самуила Яковлевича Маршака на один год для детей 3-4 лет

Актуальность проекта        Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей 3-4 летнего возраста с развитием игровой деятельн...

Развлечение «В гостях у писателя Самуила Яковлевича Маршака»

Развлечение "В гостях у писателя С.Я. Маршака" для детей старшего возраста позволяет обобщить знания о писателе и его произведениях, развивать артистические способности, воспитивать интерес к литерату...

Любимые произведения Самуила Яковлевича Маршака

Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста является художественная литература, которая воздействует на чувства и разум ребенка, разви...

ПРОЕКТ «САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК – ПИСАТЕЛЬ » В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПРОЕКТ «САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК – ПИСАТЕЛЬ »   В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ...