Консультация для воспитателей. Развитие связной речи детей средней группы вне занятий.
консультация по развитию речи

С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Развитие связной речи детей средней группы вне занятий.

"Родное слово является основой

всякого умственного развития

и сокровищницей всех знаний"

К.Д.Ушинский

С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Если у многих детей в группе еще не выработалось четкое произношение звуков, педагог организует, дополнительные индивидуальные занятия или занимается с несколькими воспитанниками, имеющими одинаковые дефекты речи.

Для развития связной речи необходимо регулярно разговаривать с детьми, побуждать их к самостоятельному речевому общению с взрослыми и сверстниками.

Воспитатель в непринужденной форме расспрашивает детей, что интересного они увидели по дороге в детский сад, чем занимались дома. Педагог не удовлетворяется односложными ответами, а, с интересом выслушивает ребенка, побуждает его к развернутым высказываниям. В такой обстановке не следует делать замечаний по поводу ошибок. Надо только повторить за ребенком его высказывание в скорректированной форме и задать вопрос, требующий употребления этой же формы. На прогулки или в вечернее время воспитатель всегда может о чем-то поговорить с ребенком: что он задумал нарисовать, во что и с кем любит играть и т.д. Тематика таких бесед может быть самой разной. Особое внимание здесь нужно уделять детям молчаливым, которые мало высказываются на занятиях.

Так же вне занятий нужно закреплять представление детей о слове, его звучании. Для этого широко используются настольные речевые дидактические игры. Они очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Настольные игры, дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

Во время, отведенное для детских игр, желательно организовывать с небольшими подгруппами детей дидактические игры, в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм («Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?» и т.д.). Следует регулярно организовывать по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок.

Но все, же более эффективных результатов можно достичь только при совместной работе родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.

В индивидуальной беседе нужно тактично и ненавязчиво объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, без чьей либо помощи, но это заблуждение. Нужно советовать,  родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин, можно поиграть в словесные игры, Работа построенная таким образом позволит  детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширяет знания дошкольника об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»

В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"...

Занятие по развитию связной речи детей средней группы Тема: «Трудное яблоко»

Занятие по развитию связной речи детей средней группы Тема: «Трудное яблоко»Нашла мышь в лесу яблоко. Захотела мышатам гостинец отнести.Попробовала его поднять . Да не смогла. Тяжелое было...

Конспект занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей «Мы-чистюльки».

Конспект занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей «Мы-чистюльки».Цель: развитие связной речи детей с использованием схем и моделейЗадачи: - ...

Презентация занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”

       Презентация занятия  по развитию связной речи детей  средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”      ...

Презентация занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”

       Презентация занятия  по развитию связной речи детей  средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”      ...