Развитие речи ребенка 4-5 лет
консультация по развитию речи (средняя группа)

Ольга Юрьевна Бивол

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebyonka_4-5_let.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи ребёнка 4-5 лет»

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3 и более фраз, все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми.

У пятилетних детей очень велико тяготение к рифме. Они создают собственные стихи, подбирают слова, лишенные порой всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. На пятом году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков

[ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. В этом возрасте они смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки [р], [р’] — со звуками [л], [л’] (звук имеется, но не всегда верно употребляется). Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.

У некоторых детей овладение новыми звуками вызывает чрезмерную увлеченность ими. Малыши начинают употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если, скажем, раньше ребенок не выговаривал [ш] и [ж], заменяя их на [с] и [з], то теперь он начинает их произносить, даже когда не надо: шумка (сумка), жамок (замок), жвездочка (звездочка) и др.

Развиваем речь через знания о предметах

Важно в этот период правильно называть окружающие предметы, указывая на их качество: мяч большой, мячик маленький; стул высокий, стул низкий; диван широкий, кресло глубокое, мягкое; суп горячий, компот сладкий, яблоко сладкое, лимон кислый, хлеб белый, мягкий, хлеб черный…

 

И если Ваш ребенок активный, можно, расширяя его знания о предмете, и отвечая на вопросы «какой?», «какое?» дать более глубокие сведения о нем. Например, яблоко круглое, красное, сладкое, сочное. При этом вы берете яблоко, моете, протираете, кладете на тарелку, разрезаете его и пробуете на вкус.

 

Развиваем речь, наблюдая природу

 

В этом возрасте уже необходимо делать наблюдения в природе и оценивать события: «Сыро, лужи на земле, прошел дождь», «Небо голубое, солнце ярко светит!», «Качаются деревья, сильный ветер!»

 

Важно обращать внимание не только на состояние природы, но и на временные явления. Имеется в виду время суток: утро, день, вечер, ночь. Например, вы говорите своему малышу: «Утром, я отведу тебя в детский сад, а вечером папа зайдет за тобой», - или, - «в воскресенье днем, после обеда, мы пойдем в парк», - или, - «закрывай глазки, пора спать, ночь на дворе».

 

Развиваем речь через пространственное восприятие

 

Необходимо уже в этом возрасте акцентировать внимание ребенка на развитии пространственного восприятия: высоко, низко, далеко, близко. Желательно, чтобы вы употребляли в своей речи такие выражения: «Посмотри, какое небо высокое, ни облачка!», «Сегодня пойдем в дальний лесок за грибами», «Присядь, отдохни, дорога дальняя была», «Давай, соберем клубнику, смотри, низкие кусты, удобно собирать». «Придется лестницу взять, яблоки с яблони не достать, высоко!», «Подойди ближе, я тебе шарфик завяжу». «Посмотри, самолет в небе, как высоко!», «Не подходи к воде близко, ноги промочишь!»

Пересказываем и отвечаем на вопросы

Дети в возрасте четырех лет уже строят фразы длинные и сложные. Их речь становится, более связной и последовательной. Детей уже надо приучать отвечать на вопросы, пересказывать коротенькие сказки, рассказывать о своих впечатлениях, употребляя правильные грамматические формы.  Хорошим подспорьем для развития речи может стать рассматривание картинок. 

Возможно, родителям некогда учить детские стишки и игры, но рассмотреть картинку вместе с детьми просто, тем более в каждой детской книжке они есть. Родители, рассматривая картинки в книжке вместе с детьми, спрашивают: «Кто на картинке изображен? Как зовут девочку? Как зовут мальчика? Что они делают?» - необходимо вопросами помочь рассказать ребенку, что он видит на картинке.

Еще очень важно, чтобы ребенок умел называть предметы, которые его окружают дома. Например: кровать, на кровати матрас, на матрасе простынка, подушка, одеяло. 

Если родители правильно строят фразы, а малыш понимает, о чем идет речь, например: «Поправь подушку, накройся одеялом» - то ребенок быстро научиться говорить и действовать правильно.

Не забываем о четком звукопроизношении

По-прежнему интересны и очень полезны игры на закрепление звуков «Кто как кричит?», а именно: как кричит курица, петух, кукушка, лягушка… В этом же ряду на закрепление звуков очень полезны и занимательны ритмические стихи, чтение которых, можно сопровождать хлопками. Например: «Капля раз, капля два, капли медленно сперва - кап, кап, кап, кап. Стали капли поспевать, капля каплю подгонять - кап, кап, кап, кап»… Одновременно закрепляем и звук «к».  

 

Игры на развитие силы голоса «Вьюга». Малыш на звук «у-у-у» по сигналу «вьюга начинается» тихо произносит звук «у-у-у», по сигналу «сильная вьюга!» громко произносит звук «у-у-у», по сигналу «вьюга затихает» снова переходит на тихое звучание «у-у-у». В этом упражнении важно, чтобы ребенок на одном выдохе произносил звук «у», начиная с тихого звучания, усиливая звучание и снова переходя на тихое «у». Команды необходимо менять быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"

Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол

          В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...

Помогает ли развитие руки развитию речи ребенка? Маленький секрет развития мелкой моторики.

Действительно ли существует прямая зависимость развития речи и мышления от развития мелкой моторики? В статье представлены практические сведения о том, как проводить пальчиковые игры и ...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...