Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о хлебе

Задачи:

- познакомить с ролью хлеба в жизни людей, отраженной в пословицах и поговорках;

- закрепить знания детей о том, с каким трудом связанно производство хлеба;

- учить детей подбирать однокоренные слова;

- воспитывать у детей уважение к традициям русского народа, к хлебу и к труду людей, занятых его производством;

- показать, как в сказках, в пословицах и поговорках отражено отношение людей к хлебу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Хлеб - всему голова"

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о хлебе

Задачи:

- познакомить с ролью хлеба в жизни людей, отраженной в пословицах и поговорках;

- закрепить знания детей о том, с каким трудом связанно производство хлеба;

- учить детей подбирать однокоренные слова;

- воспитывать у детей уважение к традициям русского народа, к хлебу и к труду людей, занятых его производством;

- показать, как в сказках, в пословицах и поговорках отражено отношение людей к хлебу.

Ход НОД

- Ребята, вы хотите узнать, что лежит у меня в волшебном мешочке? Тогда отгадайте загадку;

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

Дети: Колос и зерно.

- Как называются такие растения одним словом?

Дети: Злаковые растения.

- Назовите , какие злаковые растения вы знаете?

Дети: Это гречиха, овес, рис, ячмень, просо, кукуруза, пшеница, рожь.

- Для чего люди выращивают злаки?

Дети: ..... Из злаков люди готовят  много вкусных и полезных блюд. Из круп варят каши, из муки пекут хлебобулочные изделия.

- Давайте вспомним, как выращивают злаки. Разместите картинки по порядку.

(Дети по цепочке рассказывают, опираясь на картинки.)

- 1. Сначала вспахивают землю

2.  Дальше начинается сев

3. Хлеб растет

4. Жатва - это пора уборки урожая

5. зерно везут на элеваторы - это специальный дом для хранения зерна или на зернообрабатывающий комбинат, где его сушат, очищают, расфасовывают  в пакеты

6. отправляют в магазин

6. затем зерно отправляют на мельницу, там его мелят в муку

7. Затем муку отправляют на хлебозавод, где происходит ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТЕСТА

8. хлеб отправляется В ПЕЧЬ для выпечки.

9. Затем его упаковывают и отправляют В МАГАЗИНЫ.

- Что можно приготовить из крупы? Отгадайте загадку.

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают,

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

Дети: Каша.

ДИ "Какая каша?"

- Как будет называться каша из крупы гречки - гречневая каша

каша из риса - рисовая каша

каша из пшена - пшенная каша

каша из кукурузы - кукурузная каша

каша из овса - овсяная каша

каша из пшеницы - пшеничная каша

каша из манки - манная каша

- Русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу.

Русская каша - матушка наша.

- Как вы думаете, почему так говорят?

Дети:

Физкультминутка

- Представьте, что мы будем варить кашу. Для этого нам понадобится "молоко", "соль", "сахар" и "крупа".

(Одеть маски детям.)

 - Как только услышите название своего продукта - выходите в центр круга.

- Что можно приготовить из муки?

Дети: ..............................................................................................................................................................

- Как можно назвать одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

ДИ "Подбери слова"

-  Я буду бросать вам мячик, а вы будете говорить, какой ХЛЕБ.

Дети: вкусный, аппетитный, сладкий, мягкий, ароматный, ржаной, пшеничный, черный, белый, свежий, подгорелый, теплый, сырой, кукурузный, душистый, жесткий  и др.

- Про хлеб в народе говорят Хлеб - всему голова. Почему?

Дети:.........................................................................................................................................................

-  "Голова" значит - главный. Почему главный? На Руси хлеб считался главным блюдом на столе. Без него за стол не садились. Считалось, если дома есть хлеб, то голод не страшен.

- Вспомните, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

"Хочешь есть калачи, не сиди на печи"

"Плох обед, коли хлеба нет"

"Не трудиться - хлеба не добиться"

"Что посеешь, то и пожнешь"

Чистоговорка

- А теперь будете за мной повторять.

Ач-ач-ач - вот калач.

Чи-чи-чи - пекутся в печке калачи.

Чи-чи-чи - мы любим калачи.

Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

ДИ "Отгадай, что это?"

- Я загадала одно слово, а вы попробуйте отгадать, что это.

Ржаная - это лепешка или хлеб?

Пшеничный - это поле или колосок?

Хлебные - крошки или посуда?

Ржаное - поле или хлеб?

Пшеничное - мука или тесто?

Ржаные - колоски или колосок?

- А сейчас я предлагаю послушать вам рассказ М. Глинской "Хлеб".

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Правила: Бери хлеба столько, сколько съешь.

Не кроши, не играй с ним.

- Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его и цените.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Хлеб - всему голова».

Интеграция образовательных областей:-речевое развитие;-познавательное развитие;-социально-коммуникативное развитие;-физическое развитие.Цель занятия:Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными ф...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Хлеб – всему голова».

- Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.- Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе и о пути хлеба от колоса до булки.- Продолжить формировать умения вести диалог между воспит...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...