Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Басенкова Юлия Викторовна

Индивидуальный образовательный маршрут по теме: «Психолого-педагогическая поддержка речевого развития детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Басенкова Юлия Викторовна.                                                                                                 Воспитатель, высшая кв. категория.                                                              Новгородская область, г.Пестово, МАДОУ«Детский сад № 5 «Полянка»                   

                 Индивидуальный образовательный маршрут

                                                   по теме:

«Психолого-педагогическая поддержка речевого развития детей дошкольного возраста»

                                                                             

                             

Ф.И ребенка. Дурандина Мария. (10.08.2012)

Возраст. 5 лет.

Портрет ребенка. 

Девочка поступила в логопедическую группу  01.09.2017г. на основании заявления родителей и  заключения ПМПК  № 859  от 15.08.2017г. с диагнозом: ОНР 3 уровня невыясненного патогенеза.                                 Машенька спокойная,  самостоятельная, добрая, ласковая, в незнакомой обстановке проявляется робость.  Девочка  неуверенная в себе. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми доброжелательные, в общение вступает легко. В самостоятельной деятельности всегда удерживает цель, намечает ее план, выбирает адекватные средства, доводит начатое дело до конца.  У девочки развиты художественные способности (очень любит рисовать и мастерить из бумаги и подручных материалов). Мелкая моторика развита. Ведущая рука правая. Общий темп деятельности средний. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции.                                                                    Объем зрительной и слуховой памяти недостаточен,   мышление поверхностное,  нарушена способность  сравнивать, обобщать.  Уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение) низкий. Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.  Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации.                                                            Словарный запас беден. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т.д.) .                                                     Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу.

По результатам наблюдений  определён следующий индивидуальный маршрут развития:

Цель. Формирование самостоятельной связной грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующего социальной адаптации, личностному и познавательному развитию ребенка.                

Задачи.                                                                                                                                                                               1. Создание условий для развития   у ребенка  речевого общения со взрослыми и сверстниками.                                                                                      2  Развитие звуковой стороны речи ребёнка в соответствии с его возрастными возможностями.                                                                                                         3.  Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.                                                        4. Накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте.

Организация работы (методы педагогической поддержки).

  Направление работы педагогов и  

                 специалистов                

Рекомендации и взаимодействие

                 с     родителями

1.Метод беседы – изучение интересов и предпочтений ребенка с целью выбора оптимального для него индивидуального образовательного пути. (Подбор литературного и дидактического материала).

2. Совместное творчество.   Используя природные художественные способности девочки (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку). “Я нарисую желтое солнышко, а ты?”  “А я три синие тучи.” И тд.                   Задачи. Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже. Согласование числительных и существительных в ед. числе, мн. числе.

3.Использование здоровьесберегающих технологий, помогающих  развитию речи, мелкой и крупной  моторики, координации

движений (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика,  дыхательная гимнастика). Совместно с логопедом и музыкальным руководителем.

4. Работа в паре со взрослым.     Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Что изменилось?»; «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок; «Четвёртый лишний»;  «Составь предложение или перевертыши».                          Задачи. Включение ребенка в деятельность. Развитие логического мышления, воображения, внимания.

5. Метод “Коллажа”  - живые картинки, ребенок выставляет на фланелеграфе или магнитной доске предметные картинки, сначала просто называя их, а затем составляет рассказ или сказку.                                               Задачи. Автоматизация звуков. Закрепление  и обогащение словаря по лексическим темам и темам проектов.

6. Разнообразные игры на употребление предлогов  “Кто, где спрятался?”,  “Добавь маленькое слово?”, “Послушай, запомни, назови”  “Посмотри и назови”, “Игры с кубиками”,  Веселая полянка”.

Задачи. Формирование навыков правильного употребления предлогов. Закрепление навыка употребления существительных с предлогом.  Активизация словаря по лексическим темам.

 

7. Использование метода наглядного моделирования –  составление загадок, рассказывание коротких сказок по моделям, составление описательных рассказов по опорным схемам и мнемотаблицам.

Задачи. Обучение умению работать по алгоритму. Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам. Закрепление навыка построения предложений из 4-5 слов.

8. Создание ситуации успеха. Привлечение ребенка в качестве помощника взрослого.   Ребёнку предоставляется  возможность объяснять другим детям,  как выполнять задание. Например: объясни ребятам, как  играть в игру “Сколько?”; проверь подругу в игре

“4 лишний “; расскажи друзьям, как ухаживать за растениями;  научи Сашу рисовать матрешку.         Задачи.  Формирование социо  - коммуникативных умений и навыков,  активизация словаря, развитие связной речи.

1.Рекомендовать родителям чтение литературы и поиск информации по теме  “Роль семьи в речевом развитии ребенка”, “Возрастные нормы развития речи детей”.

Задача. Показать родителям значимость речевого развития для успешной социализации в обществе.

2. По словам родителей, Маша много рисует и мастерит дома. Рекомендации родителям. Необходимо взаимодействовать с ребенком, “оречевлять” свои действия, тем самым побуждая девочку к речевой активности. При необходимости обращать внимание на то, как девочка рассказывает о том, что нарисовала и помочь правильно составлять словосочетания и предложения.

3. Предложить родителям картотеку пальчиковой и артикуляционной гимнастики в электронном виде (ссылки).

4.Подборка игр  на развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, для домашнего использования (памятка для родителей).

5.Обратить внимание родителей на общение ребенка со сверстниками в домашней обстановке, на игровых площадках около дома, во время посещения мероприятий – закреплять в диалогах речевой образец взрослого.

6. Консультация для родителей  - из опыта работы   «Употребление предлогов в речи».

 Для ознакомления детей с предложными конструкциями лучше использовать дидактические игры. Это самый эффективный метод воздействия на ребёнка, так как игра - основной вид их деятельности.

7.Чтение дома небольших художественных произведений, сказок и обсуждение поступков героев.                                        Посещение (по возможности) театральных представлений  и концертов в ДК и ЦВР.  (Накопление социального опыта, обогащение словаря).

8.«Научи играть маму, сестру, брата».                               Игры напрокат:

“Танграмм”, “ Собери картинки” “Найди лишнее”. Ребенок берет из детского сада знакомую ему игру домой.

Задачи. Создание ситуации успеха. Совершенствовать взаимодействие между близкими людьми, через игровую деятельность.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...