Главные вкладки

    Конспект НОД по речевому развитию "Путешествие в страну знаний"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Артемьева Людмила Викторовна

    Закрепить понятие, что такое предложение, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod.docx32.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 16»

    Конспект НОД по речевому развитию

    «Путешествие в страну Знаний»

    (обучение грамоте в подготовительной группе)

    Провела:

    воспитатель подготовительной группы

    Артемьева Л. В.

    Саранск, 2021

    Программное содержание:

    1. Развивать фонематический слух и внимание;

    2. Развивать логическое мышление, сообразительность.

    3. Закрепить умение определять местоположения звука в слове;

    4. Закрепить понятие, что такое предложение;

    5. Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;

    6. Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;

    7. упражнять в подборе слов с заданным звуком;

    8. Упражнять в звуковом анализе слов;

    9. Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;

    10. Составлять предложения с помощью схемы;

    11. Воспитывать любовь к родному языку.

    Материалы к занятию:

    1. Звукозапись «звукового письма», магнитофон.

    2. «Волшебный мешочек» с буквами.

    3. Плакат со схемами  предложений и нарисованным гномом.

    4. Посылка.

    5.  Игрушки: мяч, кубик, машина, кукла, паук.

    6. Медальки в форме букв.

    7. Сундучок.

    8.Карточки: синие, красные, зеленые.

    9. «Волшебный карандаш».

    Раздаточный материал:

    1.Карточки: синие, зеленые, красные;

    2. Листочки для записи схемы предложения и слов;

    3. Буквы;

    Ход занятия:

    Воспитатель (к детям): Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

    Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)

    «Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю  в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране  Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями,и в конце, после выполнения всех заданий, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»

    Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие,

    -Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

    (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

    -Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

    (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

    -Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

    -Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

    -Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

    -Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

    -Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

    -Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

    Воспитатель: ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки.  Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

    Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. Ребята,а что это? Да, это посылка от королевы Знаний! Давайте посмотрим, что в посылке. Смотрите здесь письмо, а это, кажется и первое задание

     Королева Знаний посылку прислала,

    А в ней предметы

    Но вы не ждите подсказки:

    Названия предметов на слоги поделите,

    И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!

    (воспитатель достает из посылки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные предметы!  Сколько слогов в слове «Кукла»(2). А как еще  мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).

    1. Сколько в слове «мяч» слогов (1, сколько гласных звуков? (тоже 1)

    2. Сколько в слове «машина» слогов(3, сколько гласных звуков? (тоже 3)

    3. Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

    Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, вы такие молодцы! А вот и второе задание. Выполнять его мы будем сидя за столами. Проходите,  садитесь за столы. Перед вами лежат карточки с зашифрованным словом.  Вам нужно расставить цифры по порядку  и тогда вы сможете прочитать слово.(Весна).

    «Зашифрованное слово»

    Цифры по порядку быстро расставляйте
    Полученное слово вслух вы прочитайте.

    У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

    Молодцы, совершенно верно, это слово весна.

    Третье задание

     Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)

    У Королевы Знаний

    Помощников не счесть

    Средь них один чудесный Гномик есть

    Он карточку со схемами в подарок вам принес

    Вы ж проявите свое умение

    Составьте со словами предложения!

    Воспитатель: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом весна! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений).

    1. |___                     

    2. |___      ___  .

    3. |___      ___   ___  .

    Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).  А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).  Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?!)

    Какие предложения можно составить по этим схемам? (Дети придумывают предложения).

    А сейчас вы сами будете рисовать схемы. Я буду читать  вам предложения, а вы на листочках делаете  его схему. Ребенок у доски. Все проверяют.

    Наступила весна.

    Прилетели перелетные птицы.

    Светит солнышко.

     Проверьте свои работы. Солнышко или тучку себе поставили?

    Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.

    Физкультминутка.

    Буквы

    В старом дереве дупло.

    Это домик буквы О.

    (Дети делают круговые движения руками.)

    Рядом с нею на суку

    Примостилась буква У.

    (Садятся на корточки.)

    В гости к ним издалека

    Прибежала буква А.

    (Бегут на месте.)

    Прилетела   буква Я

    На спине у воробья.

    (Машут руками, как крыльями.)

    Буквы стали веселиться:

    И смеяться, и кружиться.

    То попрыгают немножко,

    То похлопают в ладошки,

    То присядут отдохнут,

    То опять плясать начнут.

    (Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями)

    Переходим к следующему заданию. Это,ребята,загадка.

    Четвертое задание:

    -Отгадайте загадку

     Сели на страничку, 

    Тридцать три сестрички, 

    Сели рядом - не молчат, 

    Нам загадки говорят.  

    (Азбука) 

    -Давайте составим схему к этому слову. Чтобы составить правильно схему, мы должны вспомнить, каким цветом обозначаются гласные звуки? Согласные звуки твердые? Согласные звуки мягкие?  Правильно, приступайте к выполнению задания (дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).

    И еще одна загадка:

    Один мягкий и свистит
    Другой твёрдый и шипит
    Третий вовсе запоёт
    Кто же их   произнесёт
    … (звуки).

    (Дети рисуют схемы к словам).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились!

    Пятое задание:

    Чтобы слово вам узнать
    Цветочки нужно собирать.
    Цветок срывается
    Слог на нём читается
    Цветы по цвету собирайте
    И словечки составляйте.

    Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

    https://urok.1sept.ru/articles/628784/f_clip_image010.jpg

    Шестой лепесток.

    Здесь ветер сильный погулял
    И слова все разбросал.
    Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

    Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

    Королева Знаний: Молодцы,ребята! Вы многому научились! Я оставила вам подарки, они в сундучке. Но сундучок не простой, а волшебный!

    Ребята, нам предстоит последнее, но очень интересное задание. Это загадка. Отгадка и поможет нам открыть волшебный сундучок.

     

    Буквы-значки, как бойцы на парад, 

    В строгом порядке построены в ряд.  

    Каждый в условленном месте стоит 

    И называется строй.  

    Ответ: Алфавит

    -Ребята, сколько букв в алфавите?

    -Все ли буквы имеют звуки?

    - какие хитрые буквы есть в алфавите? Назовите?

    - Почему они называются хитрыми?

    Правильно, вы умницы!

    Ребята,а сундучок-то открылся, оказывается, ваши знания и есть ключик!

    Итог занятия

    На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. А что же мы интересного узнали во время путешествия (Ответы детей). Ребята,а что вам больше всего понравилось?А что для вас оказалось самым трудным?

    А мне ребята очень понравилось как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями королевы Знаний! Я вами горжусь!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие в страну знаний"

    СОВМЕСТНАЯПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМЫ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬН...

    конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие в страну знаний"

    СОВМЕСТНАЯПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМЫ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬН...

    Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие в страну Знаний»

    Конспект  итогового  интегрированного занятия  «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной  к школе группе...

    Конспект итоговой интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной группе

    Итоговая интегрированная НОД проведена в подготовительной группе в конце учебного года.  Приоритетная образовательная область - "Познание" (ФЭМП и конструирование). Интеграция образовательных обл...

    конспект занятия по математике "Плывем в страну знаний"

    Путешествие с детьми, приодоление препятствий....

    Конспект итоговой интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной к школе группе

    Цель:Ø Обобщение  знаний, полученных  в течение года.Задачи интегрируемых образовательных областей.Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных о...

    Конспект развлечения с родителями “Путешествие в страну Знаний”. (Совместное мероприятие с родителями в компенсирующей группе.)

    Конспект развлечения с родителями "Путешествие в страну Знаний"  (Совместное мероприятие с родителями в компенсирующей группе)...