Конспект НОД по речевому развитию "Путешествие в страну знаний"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Артемьева Людмила Викторовна

Закрепить понятие, что такое предложение, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Конспект НОД по речевому развитию

«Путешествие в страну Знаний»

(обучение грамоте в подготовительной группе)

Провела:

воспитатель подготовительной группы

Артемьева Л. В.

Саранск, 2021

Программное содержание:

1. Развивать фонематический слух и внимание;

2. Развивать логическое мышление, сообразительность.

3. Закрепить умение определять местоположения звука в слове;

4. Закрепить понятие, что такое предложение;

5. Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;

6. Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;

7. упражнять в подборе слов с заданным звуком;

8. Упражнять в звуковом анализе слов;

9. Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;

10. Составлять предложения с помощью схемы;

11. Воспитывать любовь к родному языку.

Материалы к занятию:

1. Звукозапись «звукового письма», магнитофон.

2. «Волшебный мешочек» с буквами.

3. Плакат со схемами  предложений и нарисованным гномом.

4. Посылка.

5.  Игрушки: мяч, кубик, машина, кукла, паук.

6. Медальки в форме букв.

7. Сундучок.

8.Карточки: синие, красные, зеленые.

9. «Волшебный карандаш».

Раздаточный материал:

1.Карточки: синие, зеленые, красные;

2. Листочки для записи схемы предложения и слов;

3. Буквы;

Ход занятия:

Воспитатель (к детям): Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)

«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю  в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране  Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями,и в конце, после выполнения всех заданий, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие,

-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Воспитатель: ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки.  Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. Ребята,а что это? Да, это посылка от королевы Знаний! Давайте посмотрим, что в посылке. Смотрите здесь письмо, а это, кажется и первое задание

 Королева Знаний посылку прислала,

А в ней предметы

Но вы не ждите подсказки:

Названия предметов на слоги поделите,

И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!

(воспитатель достает из посылки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные предметы!  Сколько слогов в слове «Кукла»(2). А как еще  мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).

1. Сколько в слове «мяч» слогов (1, сколько гласных звуков? (тоже 1)

2. Сколько в слове «машина» слогов(3, сколько гласных звуков? (тоже 3)

3. Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, вы такие молодцы! А вот и второе задание. Выполнять его мы будем сидя за столами. Проходите,  садитесь за столы. Перед вами лежат карточки с зашифрованным словом.  Вам нужно расставить цифры по порядку  и тогда вы сможете прочитать слово.(Весна).

«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Молодцы, совершенно верно, это слово весна.

Третье задание

 Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)

У Королевы Знаний

Помощников не счесть

Средь них один чудесный Гномик есть

Он карточку со схемами в подарок вам принес

Вы ж проявите свое умение

Составьте со словами предложения!

Воспитатель: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом весна! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений).

1. |___                     

2. |___      ___  .

3. |___      ___   ___  .

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).  А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).  Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?!)

Какие предложения можно составить по этим схемам? (Дети придумывают предложения).

А сейчас вы сами будете рисовать схемы. Я буду читать  вам предложения, а вы на листочках делаете  его схему. Ребенок у доски. Все проверяют.

Наступила весна.

Прилетели перелетные птицы.

Светит солнышко.

 Проверьте свои работы. Солнышко или тучку себе поставили?

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.

Физкультминутка.

Буквы

В старом дереве дупло.

Это домик буквы О.

(Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

(Бегут на месте.)

Прилетела   буква Я

На спине у воробья.

(Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнут,

То опять плясать начнут.

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями)

Переходим к следующему заданию. Это,ребята,загадка.

Четвертое задание:

-Отгадайте загадку

 Сели на страничку, 

Тридцать три сестрички, 

Сели рядом - не молчат, 

Нам загадки говорят.  

(Азбука) 

-Давайте составим схему к этому слову. Чтобы составить правильно схему, мы должны вспомнить, каким цветом обозначаются гласные звуки? Согласные звуки твердые? Согласные звуки мягкие?  Правильно, приступайте к выполнению задания (дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).

И еще одна загадка:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Кто же их   произнесёт
… (звуки).

(Дети рисуют схемы к словам).

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились!

Пятое задание:

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

https://urok.1sept.ru/articles/628784/f_clip_image010.jpg

Шестой лепесток.

Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

Королева Знаний: Молодцы,ребята! Вы многому научились! Я оставила вам подарки, они в сундучке. Но сундучок не простой, а волшебный!

Ребята, нам предстоит последнее, но очень интересное задание. Это загадка. Отгадка и поможет нам открыть волшебный сундучок.

 

Буквы-значки, как бойцы на парад, 

В строгом порядке построены в ряд.  

Каждый в условленном месте стоит 

И называется строй.  

Ответ: Алфавит

-Ребята, сколько букв в алфавите?

-Все ли буквы имеют звуки?

- какие хитрые буквы есть в алфавите? Назовите?

- Почему они называются хитрыми?

Правильно, вы умницы!

Ребята,а сундучок-то открылся, оказывается, ваши знания и есть ключик!

Итог занятия

На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. А что же мы интересного узнали во время путешествия (Ответы детей). Ребята,а что вам больше всего понравилось?А что для вас оказалось самым трудным?

А мне ребята очень понравилось как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями королевы Знаний! Я вами горжусь!