Составление описательного рассказа с использованием игрушки-зайца по схеме для детей старшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Наталия Евгеньевна Ли

Составление описательного рассказа с использованием игрушки-зайца по  схеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisatelnyy_rasskaz_o_zaytse.docx383.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Составление описательного рассказа с использованием игрушки-зайца по схеме».

Программное содержание:

- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.

- В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.

- Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

- Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади, 'продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.

- Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.

- Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.

Методические приемы:

загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец речи воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Словарная работа:

А) обогащение: плутишка, трусишка, косой(раскосый)

Б) активизация - слова - определения: мягкая, пушистая, меховая; слова - действия: скачет, боится, грызёт, убегает, прячется ловить, и т. д.

Материал: Письмо с картинкой-схемой.  Схема-алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушка для описания- белый заяц. Загадки и стихи о зиме и зайце. Картинка для проведения гимнастики для глаз.

Предварительная работа: рассматривание картин с зимними пейзажами и дикими животными зимой, словесные игры.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

-Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам в группу письмо.

-Давайте откроем и прочтём.

(В конверте картинка – схема.)

-Интересно что, же это такое? Похоже на зашифрованное письмо.

-Попробуем его разгадать.

С помощью воспитателя дети разгадывают зашифрованное письмо: «Мышонок бежал по заснеженному лесу и собирал семена, упавшие из шишек, мышонок увидел перед собой снежный ком, стал его  обходить, как вдруг, ком покатился, а потом побежал!»

-Ребята, как вы думаете, что это за бегающий снежный ком?

Дети отвечают: - Это заяц зимой.

-Правильно, загадку мышонка вы разгадали, а мои загадки отгадаете?

Загадки:

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору
(Заяц)

Серый Столбик встал в лесу.
Боится волка и лису.
С ними он играет в прятки -
Бегом без оглядки
(Заяц)

Чемпион по бегу
По белому снегу.
(Заяц)

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. 
(Заяц)

-А теперь давайте поиграем.

«Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?»


-
О каком времени года говорится в загадке? 

– (о зиме).
-Как называются зимние месяцы?

– (декабрь, январь, февраль).
- Что же происходит в природе  зимой?

-(идёт снег, вода замерзает, животные впадают в спячку и т.д.)
-
О зиме можно сказать много красивых слов. Какие слова вы подберете?

Игра «Слова на ладошке»

- Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю.

 (дети подбирают слова – признаки к слову «ЗИМА»: снежная, холодная, студёная, морозная, долгожданная и т. д.)

-Да, зимой очень холодно, и лесным зверятам приходится нелегко.

Беседа

«У зайчишки нет берлоги
 Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода – кора.»

-Ребята, скажите, как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов? А что же заяц кушает в лесу зимой? (ответы детей)


Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. Бывает, что в лесу зайцы скачут за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты. А зайка терпеливо ждет. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой – ветка обломилась и воткнулась в снег. Зайка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки – подарок лося.

- А давайте мы немножко отдохнем.

Подвижная игра «Лиса и зайцы» (физкультминутка )

– По лесной лужайке      
  Разбежались зайки,                                    
/«Зайцы» играют на «полянке»/
  Вот какие зайки, зайки-побегайки.    
/Приставить руки к голове ,                   .                                                                                        имитируя ушки/
– Сели зайчики в кружок,
  Роют лапкой корешок,            /
Приседают на корточки, «роют» руками /
  Вот какие зайки, зайки-побегайки.    /Приставить руки к голове , .            .       .                                                                                        имитируя ушки/
– Вдруг бежит лисичка,                       /
Прибегает «лисичка», ищет зайчиков,
 Рыжая сестричка,                              бегает между ними. Дети закрываются
Ищет где же зайки.                            
ладошками. / 
Зайки-побегайки?                                          
–Где они?                /
Дети пожимают плечами и разводят руки в стороны/

Дети садятся на ковер, или стулья.

Гимнастика для глаз .

На экран телевизора выводится картинка «Волк и зайцы».  Детям надо найти всех зайцев.

-Ребята, мышонок, приславший нам письмо,  боится гулять по лесу, вдруг он опять встретит неизвестный «белый клубок».

-Давайте поможем мышонку узнать о зайцах побольше.

-Мы составим рассказы о жизни зайца зимой и отправим их мышонку в лес, он прочтёт наши рассказы и перестанет  его бояться.

                              Составление рассказа по схеме-алгоритму.

(На доске размещается схема -алгоритм для составления описательного рассказа о животном).

- Ребята, вам надо будет составить рассказ о зайце. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаются вопросы по схеме) .

 1.как оно(животное) называется?

2. Это дикое или домашнее животное?

3. Где оно живет? Как называется его жилище?

4. Какого оно размера?

5. Какого оно цвета?

6. Чем покрыто его тело?

7.Какие части тела у него есть (их особенности)?

8. Как называются детеныши животного?

9. Какие звуки издает животное?

10. Чем оно питается?

-А сейчас посмотрим на схему и будем описывать игрушку-зайца..

Дети продумывают свой рассказ, затем педагог (по выбору) предлагает детям рассказать о зайце.

-Молодцы, очень хорошие рассказы составили, думаю, мышонку всё стало понятно.

-Педагог во время  рассказов детей , с их помощью, схематично зарисовывает сказанное детьми на бумажных квадратах, которые склеиваются ( так же с помощью детей) в мнемотаблицу  Готовое письмо в виде  мнемотаблицы вкладывается в конверт, и отправляется мышонку на Лесную улицу.

Итог

Молодцы ребята, хорошо потрудились, составили понятный рассказ, думаю, мышонок больше не будет бояться зайца.

(Педагог предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, кому помогали и получилось ли помочь, в какие игры играли, какая игра показалась им самой интересной.)

Зашифрованное письмо: «Мышонок бежал по заснеженному лесу и собирал семена, упавшие из шишек, мышонок увидел перед собой снежный ком, стал его  обходить, как вдруг, ком покатился, а потом побежал!»

C:\Users\ольга\Pictures\main_402652_original.jpg

http://old.klh.mosreg.ru/userdata/248876.jpg

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=ca073a1dd3bb0b97d09661fe4edfc883&n=33&h=215&w=382           http://toomanygifts.ru/upload/iblock/c6c/c6cfbef0df5ef0095e643ad7cdd3346e.jpg

        C:\Users\ольга\Pictures\i (2).jpg    

               

                          http://www.ebftour.ru/images/import/801f570bd7b3b046457e2ca64cfe206e.jpg

 http://www.zoofirma.ru/images/stories/sicret/60/600.jpg  ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе «Ателье мод»

Материал способствует умению правильно составлять описательный рассказ об одежде, опираясь на схему;  закреплению названий профессий людей, изготавливающих одежду (модельер, художник по тканям, з...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе "Ателье мод"

Развитие связной речи, составление описательных рассказов  об одежде,  опираясь на схему, обогащение словаря за счет новых слов, формирование грамматически правильной речи детей....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе Тема: «Ателье мод»

Цель и задачи:1.            Развивать умение правильно составлять описательные рассказы  об одежде,  опираясь на схему.2....

Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»

Цель  проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...

Конспект занятия по развитию речи «Ателье мод» по составлению описательных рассказов с использованием схем в старшей группе (рассказывание об одежде)

Цель:1.     Развивать умение правильно составлять описательные рассказы  об одежде,  опираясь на схему Т.А.ТкаченкоЗадачи:2.     Упражнять  в диф...

Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.

Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....

Составление описательного рассказа по пейзажной картине А.Пластова «Первый снег» в старшей группе

Задачи:Образовательные: формировать умение описывать содержание и настроение пейзажной картины; определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи замысла; учить детей выра...