Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Дифференциация звуков р-л"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
1. Вырабатывать умение различать звуки [р]-[л], опираясь на артикуляцию;
2. Развивать умения в построении самостоятельных высказываний;
3. Расширять и обогащать лексический запас слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков [р]-[л].
Цель: 1. Вырабатывать умение различать звуки [р]-[л], опираясь на артикуляцию;
2. Развивать умения в построении самостоятельных высказываний;
3. Расширять и обогащать лексический запас слов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Перед ребенком лежат несколько карточек со скороговорками и сюжетная картинка о рыбалке.
Задание: из ряда скороговорок выбрать ту, которая раскрывает смысл сюжетной картинки.
- Кириллу на рынке купили крынку.
- Поля пошла полоть петрушку в поле.
- Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
- Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Второе прочтение скороговорок.
- Какие слова в скороговорке описывают эту картину?
- Какое слово не понятно?
- Кто ловит рыбу?
- Что он делает?
- Что произошло с уловом?
- Проговорить медленно.
- Проговори как сможешь быстрее. Какие два звука перекликаются? (р-л).
- Что это за звуки? Дать им характеристику.
2. Работа по повторению артикуляции.
- Найди профили с артикуляцией звуков [р]-[л].
Определение темы занятия.
- Где находится язык у звуков [р], [л].
- Как расположены губы, зубы?
- Произнести звуки [р], [л].
3. Речевое закрепление изучаемых звуков.
а) Ребенок работает со словами по сюжетной картинке.
- Посмотри внимательно на картинку и назови только те предметы в произношении которых есть звуки [р], [л].
Лексический материал. Трава, поплавок, берег, рыбак, кроссовки, ведро, тельняшка, волосы, лопата.
б) Предметные картинки рыбок на магнитах, удочка. Игра «Поймай рыбку».
Задание: удочкой подцепить рыбку и на обратной стороне прочитать название этой рыбки, вставив букву Р, Л.
Лексический материал. Ка__п, п__отва, ка__ась, ё__ш, са__ака.
в) В следующих словах выполните задание: Р – подчеркнуть, Л – обвести.
Лексический материал. Грелка, руль, стрела, рулон, тарелка, прялка, зеркало, сверло, мармелад, журнал, крыло.
- Прочитай еще раз эти слова по-порядку. Что получилось?
– Можно их отнести к рыбалке? Можно такой улов выудить из реки?
- А теперь эти слова вставим в стихотворение.
г) Чтение стихотворения по ролям. (Логопед и ученик).
Рыболов, рыболов,
Расскажи про свой улов!
- Карп ушел, и вся плотва
Мимо лодки проплыла
А карась с крючка сорвался!
Без улова я остался…
Но зато попалась грелка,
Руль, стрела, рулон, тарелка,
Прялка, зеркало, сверло,
Мармелад, журнал, крыло…
Где найти такой улов?
Где? В волшебном мире слов.
д) Работа со словами – паронимами.
лак- рак стар- стал жалко-жарко
укол-укор мерка-мелко
4. Работа по построению высказываний.
Перед ребенком та же сюжетная картинка.
- Что делает Володя?
- Что хочет сделать из прута?
- Что копает рыбак?
- Куда он их кладет?
- Куда отправился Володя?
- Что он взял с собой?
- Где сидит Володя?
- Куда он опустил удочку?
- Что делает Володя?
- А теперь расскажи что случилось от начала и до конца без вопросов.
5. Итог занятия.
- Зачем мы учились различать звуки [р]-[л]?
- Получилось у нас?
- Ты доволен собой?