Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Дифференциация звуков р-л"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шаварская Виктория Юрьевна

1. Вырабатывать умение различать звуки [р]-[л], опираясь на артикуляцию;

2. Развивать умения в построении самостоятельных высказываний;

 3. Расширять и обогащать лексический запас слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков [р]-[л].

Цель: 1. Вырабатывать умение различать звуки [р]-[л], опираясь на артикуляцию;

           2. Развивать умения в построении самостоятельных высказываний;

           3. Расширять и обогащать лексический запас слов.

Ход занятия.

 

1.  Организационный момент.

 

Перед ребенком лежат несколько карточек со скороговорками и сюжетная картинка о рыбалке.

Задание: из ряда скороговорок выбрать ту, которая раскрывает смысл сюжетной картинки.

- Кириллу на рынке купили крынку.

- Поля пошла полоть петрушку в поле.

- Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

- Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Второе прочтение скороговорок.

- Какие слова в скороговорке описывают эту картину?

- Какое слово не понятно?

- Кто ловит рыбу?

- Что он делает?

- Что произошло с уловом?

- Проговорить медленно.

- Проговори как сможешь быстрее. Какие два звука перекликаются? (р-л).

- Что это за звуки? Дать им характеристику.

 

2. Работа по повторению артикуляции.

 

- Найди профили с артикуляцией звуков [р]-[л].

Определение темы  занятия.

- Где находится язык у звуков [р], [л].

- Как расположены губы, зубы?

- Произнести звуки [р], [л].

 

3.  Речевое закрепление изучаемых звуков.

 

а)    Ребенок работает со словами по сюжетной картинке.

- Посмотри внимательно на картинку и назови только те предметы в произношении которых есть звуки [р], [л].

Лексический материал. Трава, поплавок, берег, рыбак, кроссовки, ведро, тельняшка, волосы, лопата.

б) Предметные картинки рыбок на магнитах, удочка. Игра «Поймай рыбку».

Задание: удочкой подцепить рыбку и на обратной стороне прочитать название этой рыбки, вставив букву Р, Л.

 

Лексический материал. Ка__п,  п__отва, ка__ась, ё__ш, са__ака.

 

в) В следующих словах выполните задание: Р – подчеркнуть, Л – обвести.

Лексический материал. Грелка, руль, стрела, рулон, тарелка, прялка, зеркало, сверло, мармелад, журнал, крыло.

- Прочитай еще раз эти слова по-порядку. Что получилось?

– Можно их отнести к рыбалке? Можно такой улов выудить из реки?

- А теперь эти слова вставим в стихотворение.

 

г) Чтение стихотворения по ролям. (Логопед и ученик).

Рыболов, рыболов,

Расскажи про свой улов!

- Карп ушел, и вся плотва

Мимо лодки проплыла

А карась с крючка сорвался!

Без улова я остался…

Но зато попалась грелка,

Руль, стрела, рулон, тарелка,

Прялка, зеркало, сверло,

Мармелад, журнал, крыло…

Где найти такой улов?

Где? В волшебном мире слов.

 

д) Работа со словами – паронимами.

 

лак- рак               стар- стал                 жалко-жарко

укол-укор            мерка-мелко

 

4. Работа по построению высказываний.

 

Перед ребенком та же сюжетная картинка.

- Что делает Володя?

- Что хочет сделать из прута?

- Что копает рыбак?

- Куда он их кладет?

- Куда отправился Володя?

- Что он взял с собой?

- Где сидит Володя?

- Куда он опустил удочку?

- Что делает Володя?

- А теперь расскажи что случилось от начала и до конца без вопросов.

 

5. Итог занятия.

- Зачем мы учились различать звуки [р]-[л]?

- Получилось у нас?

- Ты доволен собой?