Педагогический проект «Сказки нашего детства» для детей среднего дошкольного возраста ОО Познавательное развитие, речевое развитие
проект по развитию речи (средняя группа)

Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание нравственных отношений на основе устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад № 15 «Семицветик»

Педагогический проект

«Сказки нашего детства»

для детей среднего  дошкольного возраста

ОО Познавательное развитие, речевое развитие

Картинки по запросу клипарт русская изба

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Демидова Любовь Алексеевна

Озёрск, 2021 год

1. Информационная характеристика педагогического проекта.

1.1. Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории Демидова Любовь Алексеевна

 1.2. Вид: познавательный, коллективный.

1.3. Тип проекта: информационный практико-ориентированный.

1.4. Участники: дети группы, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физического развития, родители воспитанников.

1.5. Возраст: 4-5 лет

 1.6. Срок: долгосрочный,  1 год

1.7.  Продукты проекта: ОО «Речевое развитие» - драматизация сказки «Коза-дереза», методические продукты: конспекты, картотеки с информационным  и методическим материалом по данной теме.

2. Актуальность. 

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Народная педагогика сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. Искусство слова, прежде всего, воплотилось в художественном народном творчестве — сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах, приметах и др. В пословицах и поговорках отмечают народную мудрость, а в приметах наблюдательность.

Сказки — важное воспитательное средство. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить  в курс образования и воспитания каждого ребёнка.

Люди наблюдали и знали психологические особенности детей: «Привычка трёхлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребёнка надо воспитывать, пока он в колыбели». Самая действенная черта народной педагогики — связь с жизнью практикой обучения и воспитания детей. Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению.

Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей.  

    Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального        эмоционального отношения к предметам быта русского народа. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью, исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется укачивать малышей в люльке.

Ребёнок, знакомясь с предметами народного прикладного искусства, познаёт культуру своего народа.

Очень важно объяснить детям, что необходимо бережно хранить предметы, которые нас окружают — это наша история. А история русского народа, которую дети познают уже в детском саду, позволит сформировать у детей уважение и гордость за свой народ.

         Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация мини-музея «Горенка».

3. Программа проекта:

Цель:

 Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание нравственных отношений на основе устного народного творчества.

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с истоками русской народной культуры, предметами обихода деревенской «избы» (домашней утварью).

Развивающие:

Развивать интерес к устному народному творчеству.

Воспитывающие:

Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего народа.

3.1. Интеграция областей:

  • Познавательное развитие  — формировать познавательные действия, расширять представления о социально-культурных ценностях нашего народа.
  • Социально – коммуникативное развитие  — развитие общения ребёнка и взрослого через народные игры, хороводы.
  • Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной речи посредством устного народного творчества.
  • Художественно – эстетическое развитие  — становление эстетического отношения к окружающему миру через восприятие народного искусства и традиций.
  • Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата через организацию народных игр, хороводов, физминуток.

3.2. Предполагаемый результат:

Развить интерес к истокам русской народной культуры, устному народному творчеству.

Этапы работы

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

подготовительный

Анкетирование родителей с целью выявления востребованности и актуальности проекта.

Изучение познавательной литературы на тему: «Быт русских крестьян».

Подбор предметов домашней утвари.

Подбор и изучение информации, литературы собранных родителями.

Оформить папки: «Пословицы», «Домашняя утварь», «Народные промыслы», «Народные игры», «Прялки».

Принимают задачу проекта.

2 этап

практический

Подборка программно - методического обеспечения для реализации проекта.

Привлечение родителей к проектной деятельности через информационный уголок.

Привлечь родителей к сбору экспонатов в мини музей, иллюстраций, открыток, фотографий из семейного альбома.

Организация предметно- развивающей среды:

Мини музей «Горенка» с домашней утварью, обстановкой и персонажами, костюмами для драматизации.

Подборка литературы с устным народным творчеством.

Совместная познавательно-исследовательская  и творческая деятельность.

Разучивание пословиц, поговорок, русских народных игр, хороводов.

Чтение художественной литературы.

3 этап

основной

Проектирование текущей работы по проекту «Сказки нашего детства».

См. тематическое планирование

4 этап

Заключительный

ОО «Речевое развитие» -драматизация сказки «Коза-дереза».

Разместить конспекты НОД на сайте.

Опубликовать педагогический проект в педагогических изданиях.

Участие в драматизации сказки «Коза-дереза».

5. Познавательно-исследовательская деятельность:

Тематическое планирование к проекту: «Сказки нашего детства»

Непосредственно образовательная деятельность

Содержание

Совместная деятельность

Сентябрь      Тема «Во саду ли, в огороде»                    Сказка «Мужик и медведь»

Ознакомление с окружающим «Урожай собирай».

Чтение художественной литературы: сказка «Мужик и медведь».

Изодеятельность (лепка)

«Тележка с репой».

Рисование с элементами аппликации «Мужик убирает репу».

Разучивание пословиц о труде.

Знакомство с пословицей «Дерево узнают по плодам, а человека – по делам».

Объяснение поговорки «Белые ручки чужие труды любят».

Выставка детских работ «Золотая осень».

Конкурс среди родителей «Самый интересный овощ».

Д/и «Вершки и корешки».

Режиссёрская игра «Медведь не спит».

Драматизация сказки «Мужик и медведь».

Русские народные игры: «Репка», «Огородник».

Октябрь       Тема «Домашние животные»                   Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Познавательно –

 исследовательская дея

тельность

«Труд крестьян по разведению домашних животных».

Чтение художественной литературы: сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Повторение пословиц о труде.

Разучивание поговорки «Кто вовремя помог, тот помог дважды».

Беседа о традиции русских крестьян разводить скот и о профессии пастуха.

Поговорка «Поздно дать — всё равно, что отказать».

Кукольный театр «Петушок и бобовое зёрнышко».

Театральные этюды: «Курочка испугалась», «Петушок подавился».

Оформление с детьми уголка

«Домашнее подворье».

 Ноябрь        Тема «Дикие животные российских лесов»              Сказка «Рукавичка»

Познавательно-исследовательская деятельность

«Жизнь диких животных».

Чтение художественной литературы: сказка «Рукавичка».

Загадывание загадок о диких животных.

Беседа о жизни животных зимой.

Составление коллажа.

Разучивание поговорок: «В тесноте, да не в обиде», «На чужом горе своего счастья не построишь».

Беседа «Кто в сказке счастлив? И что нужно сделать, чтобы все были счастливы?»

Разучивание стихотворений о животных.

Рассматривание иллюстраций: «Дикие животные и их детёныши», «Зимняя одежда крестьян».

Режиссёрская игра «Рассели животных по хаткам».

Кукольный театр «Рукавичка».

Русские народные игры: «Волк в лесу», «Медведь».

Декабрь       Тема «Здравствуй, зимушка-зима»                             Сказка «Зимовье»

Познавательно-исследовательская деятельность

«Русская зима».

Чтение художественной литературы: сказка «Зимовье».

Изодеятельность (аппликация) «Зимний пейзаж».

Загадывание загадок о зиме.

Беседа «Вместе прожить легче».

Эксперименты со снегом и льдом.

Приметы зимы «Много снега на полях, много хлеба в закромах»

Режиссёрская игра «Зимовье».

Кукольный театр «Зимовье зверей».

Рассматривание иллюстраций  на тему: «Зима».

Разучивание стихотворений о зиме.

Словесная игра: «Какими словами называют зимушку?»

Новогодние игры: «В углы», «Бабка Ёжка».

  Январь      Тема «Ленивому и солнце не вовремя встаёт»       Сказка «Мороз Иванович»

Познавательно-исследовательская деятельность «Чем крестьяне занимались зимой?».

Чтение художественной литературы: сказка «Мороз Иванович».

Изодеятельность (аппликация)

«Загадочные деревья».

Рассказ о зимних посиделках: «Девки пряжу прядут, парни лапти плетут, за скотиной ухаживают».

Привлечение внимания к красоте зимней природы.

Театральные этюды: «Рукодельница радуется», «Ленивица сердится».

Драматизация сказки «Мороз Иванович».

Русские народные игры «Два мороза», «Царь горы».

Февраль     Тема «Быт русских крестьян»                             Сказка «Коза-дереза»

Познавательно-исследовательская деятельность «Устройство избы». Чтение художественной литературы: сказка «Коза-дереза».

Изодеятельность (лепка)

«Коза-дереза».

Ознакомление с внутренним убранством избы «Всякой вещи своё место».

Беседа «Почему дед козе поверил?».

Формирование умения прощать, сопереживать.

Кукольный театр «Коза-дереза».

Драматизация сказки «Коза-дереза».

Этюды на тему «Лесть козы».

Март          Тема «Русский лес»                                                  Сказка  «Три медведя»

Познавательно-исследовательская деятельность «Виды русского леса». Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя»

Беседа: «Какие есть леса в России»

Ситуации: «Кому больше сочувствия: девочке или медведям?»

Вопросы: «Что случается, когда дети не слушаются родителей?»,

 «Какие леса любят медведи?»  

Настольная игра «Растительный мир». Экскурсия в лес.

Русская народная игра

 «Берёза».

Драматизация сказки

 «Три медведя».

Этюды: «Медведи сердятся», «Маша испугалась».

Апрель     Тема «одежда русских крестьян»                         Сказка «У страха глаза велики»

Познавательно-исследовательская деятельность

 «Одежда русских крестьян».

Чтение художественной литературы: сказка «У страха глаза велики».

Рассматривание иллюстраций «Одежда крестьян разных губерний».

Беседы: «В чём ходили бедные и зажиточные крестьяне», «О страхе».

Русские традиционные узоры на одежде.

Пополнение уголка «Ряженья» русскими нарядами.

Народные игры: «Гори, гори ясно», «Золотые ворота».

Драматизация сказки

 «У страха глаза велики».

Май          Тема «Русское гостеприимство»                      Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Познавательно-исследовательская деятельность «Хлебосольство на Руси».

Чтение художественной литературы: сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».

Изодеятельность (лепка)

«Пироги из солёного теста».

Приучение детей к посильному

труду.

Беседа о русском хлебосольстве.

Нравственный урок сказки: «На работу последний – а есть первый».

Закрепление вежливых слов при встрече гостей.

Показ кукольного театра «Пузырь, соломинка и лапоть».

Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке».

Драматизация сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Народные игры: «Чепуха», «Краски».

Планирование работы

ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»

Цикл бесед, совместной деятельности с детьми, обследование экспонатов:

 -«Милости просим»:

 Познакомить детей с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.

-«Что расскажет о себе одежда?» (пополнение мини-музея предметами одежды);

-«Чудесный сундучок»: рассматривание костюмов русского народа, изделий мини-музея (рушники, салфетки, подзоры для кровати, накидушки).

-Познакомить детей с  рукоделием русского народа.
- «Посидим у самовара»:

продолжить знакомство с традициями русской кухни, воспитывать уважение к наследию своего народа.

-о лаптях;

-о деревянных ложках.

Образовательная деятельность:

ОО «Развитие речи», ОО «Познавательное развитие»:

 «Как люди на Руси жили»

«Русская крестьянская изба».

Цель: Развивать интерес детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.

-Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

-Рассматривание иллюстраций, фотографий.

-Заучивание пословиц, поговорок, стихов.

-Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.

-Умение отгадывать загадки о предметах домашнего обихода.

«Чтение художественной литературы»

Рассказывание сказок, заучивание потешек, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:

- «Петушок и бобовое зёрнышко», «Мужик и медведь», «Рукавичка», «Зимовье», «Мороз Иванович»,

«Коза-дереза», «Три медведя», «У страха глаза велики», «Пузырь, соломинка и лапоть».

Потешки: «Наша-то хозяюшка сметлива была», «Как у нашего кота»,  «Солнышко-вёдрышко»,  «Петушок, петушок-золотой гребешок»,   «Уж ты котенька-коток»,  «Баю, бай, ты собаченька не лай».

Цель: Воспитывать любознательность, интерес к художественной литературе.

Развивать диалогическую речь, память, воображение.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

 Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей».

Игры - драматизации:

«Коза-дереза», «Мороз Иванович», «Мужик и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть».

 Ручной труд:

-Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.    

ОО Художественно – эстетическое развитие.

1. Рисование зимних узоров гуашью.

2.Дымковская роспись (рисование отдельных элементов).

3. «Клубочки» (рисование карандашами).

4.Гжельская роспись (раскрашивание посуды).

5.Хохломская роспись  (рисование отдельных элементов).

Лепка:

- «Посуда»

-Аппликация:  «Зимний пейзаж», «Загадочные деревья», «Украшаем тарелочки».

 «Музыка»:

-Разучивание песенок.

-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.

-Разучивание хороводов, народных игр.

-Оркестр «Игра на ложках».

-Пение частушек.

ОО «Физическое развитие»

 Подвижные игры:

-«Гори, гори ясно»

-«Два Мороза»

-«Золотые ворота»

-«Карусели»

-«Волк в лесу»

-«У медведя во бору»

-«Репка»

-«Огородник»

  Физминутки:

-«Пильщики»

-«Избушка бабы Яги»

Цель: Способствовать развитию движений.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный уголок:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Мужик и медведь», «Мороз Иванович», «Коза-дереза», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Зимовье», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Пузырь, соломинка и лапоть».

Музыкальный уголок:

Деревянные ложки, трещётки, погремушки, коробочки, колокольчики, металлофоны.

Центр сюжетно-ролевых игр:

 создание предметно - развивающей среды, разместить в группе половики и коврики.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности:

Материалы для рисования, лепки, аппликации.

Взаимодействие с семьёй.

 -Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

 -Сбор предметов для музея «Горенка».

-Шитьё костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).

Взаимодействие с родителями:

  • Анкетирование «Надо ли привлекать детей к истокам русской народной культуре?»
  • Конкурс «Самый интересный овощ».
  • Консультация «Народная игра в семейной жизни».
  • Досуг «Колядка»
  • Конкурс «Рождественская сказка».
  • Консультация «Что такое традиционная культура?».
  • Викторина «Сказки нашего детства».
  • Консультация «Традиционное хлебосольство на Руси».

Задачи:

  1. Формировать интерес к жизни детского сада.
  2. Формировать представления о традициях и обычаях встречи Рождества.
  3. Приобщать к истории и культуре своей Родины.
  4. Развивать и закреплять социально-нравственные отношения между детьми и взрослыми.
  5. Привлечь родителей к участию в мероприятиях, использующих сказку как метод воспитания и развития детей.

6. Результат:

1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.

2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

Литература:

Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» Магнитогорск  2004г.

Детская литература.  «Русские народные загадки и сказки» 1989г.

Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.

Жигулёв  А.  «Где труд —  там счастье» 1959г.

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» Москва 2008г

Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло»

Ивановская А. « День работой весел» 1986г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург 2004г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург 2004г.

Науменко М.Г.  «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.

Садовников Д.Н.  «Загадки русского народа» 1960г.

Соколова Л.В., Некрылова  А.Ф.  «Воспитание ребёнка в русских народных традициях» 2003г.

А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой» Москва 2012г.                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»)

Занятие проводится в игровой форме, материал к занятию легок в изготовлении, является частью предметно - развивающей среды среды (игрушки, дидактические игры). Цель занятия - выявить полученные знания...

Совместный с родителями творческий проект " Сказки нашего детства".

Целью предлагаемого проекта является пробуждение интереса детей и родителей к художественной литературе через создание собственной книги. Приобретённые в процессе его реализации навыки не только помог...

Педагогический совет «Создание условий для развития творчества дошкольников через систему краткосрочных проектов «Сказки нашего детства»

данный материал будет полезен старшим воспитателям при планировании работы с педагогами по теме "Театрализованная деятельность"...

Педагогический проект по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста «Посткроссинг для дошкольников»

Педагогический проект по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста «Посткроссинг для дошкольников»...