Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Как мы зайчику помогали"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода.Соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, активизировать словарь по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по ФГОС

"Как мы зайчику помогали".

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, активизировать словарь по теме. Учить отвечать на вопросы полным ответом, подбирать слова-признаки и слова действия, дополнять.

Развивающие:

Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, речевое дыхание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, координацию речи с движением.

Воспитательные:

Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность, инициативность, ответственность, интерес и стремление к познанию окружающего мира, желание заботиться о природе.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, развивающего обучения.

Методические приемы: игровые, словесные, наглядные, мотивация

Оборудование: иллюстрации с зимними пейзажами, картинки с изображением снежинок, зимующих птиц, диких животных, ведерко со снегом, вата, снежинки на ниточках для дыхательной гимнастики по количеству детей.

Предварительная работа: Беседы о зиме. Ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме. Знакомство с пословицами, стихотвореньями, сказками о зиме. Разгадывание загадок о зимних явлениях. Заучивание стихов о зиме. Знакомство с народными приметами и пословицами. Проведение подвижных игр зимней тематики.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель (приглашает детей в круг.)

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой,

И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга. Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.

Стук в дверь. В гости к детям пришел зайчик.(мягкая игрушка)

Воспитатель: Давайте поздороваемся и спросим Зайчика, может ему, что-то нужно?

Дети: Здравствуй, Зайчик. Почему ты из леса к нам пришел?

Зайчик: Ребята, я пришел к вам за помощью. Помогите мне поменять мою серую шубку на белую. Дело в том, что на белом снегу моя серая шубка очень заметна, и волк с лисой меня быстро выследят в лесу. К нам в лес пришла Зимушка – Зима насыпала везде много снега, почти всех зверей одарила новыми шубками. Но шубки она дарила не просто так, а за то, что лесные зверюшки рассказали все, что знают о ней. А я родился весной и ничего не знаю о зиме. Мне сорока рассказала, что в вашем саду находятся самые отзывчивые, добрые и умные ребята. Только они могут мне помочь.

Воспитатель: Вы хотите помочь зайке?

Дети: Да, зайчик, конечно, мы тебе поможем.

Воспитатель: А как это можно сделать?

Дети: мы расскажем о зиме все, что знаем.

Зайчик: Я тогда тут посижу и на вас погляжу, да очень внимательно все послушаю.

Воспитатель: Зайчик, ты лучше к нам присоединяйся.

Сегодня утром, когда я вошла на территорию детского сада, то встретила целое семейство снеговиков. Они весело играли в снежки. И меня пригласили. А потом с собой целое ведро снежных колобков подарили. Давайте вместе с зайкой посмотрим на снежные колобки, потрогаем их и расскажем, каким же бывает снег.

Дети: Белым, холодным, липким, пушистым, сверкающим, твердым.

Зайчик: А еще мокрым.

Воспитатель: А что может делать снег?

Дети: лежать, кружиться, скрипеть, таять, превращаться в лед и воду.

Воспитатель: На что похож снег?

Дети: на вату, на сахар. (Сравнить снег и вату)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно ли кушать снег?

Дети: Нет, кушать снег нельзя, можно простудиться и заболеть.

Воспитатель: Правильно, ребята, посмотрите, какая стала вода от растаявшего снега?

Дети: Грязная.

Воспитатель: Для людей снег не подходит в качестве еды. А как вы думаете, из чего состоит снег?

Дети: из маленьких снежинок.

Воспитатель: Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки?

Дети: нет.

Воспитатель: тогда давайте все вместе рассмотрим. (изучаем по картинкам разные снежинки) Сколько лучиков у снежинок и на что похожи снежинки?

Дети: у снежинки шесть лучиков. Все снежинки разные. Они похожи на звездочки, пушинки, порхающих бабочек.

Зайчонок: И на моего друга колючего ежа.

Воспитатель: Молодцы! Ребятки, кто из вас знает, почему в морозную погоду, когда шагаешь по снегу, то он скрипит?

Дети: Когда идешь по снегу, то ломаются лучики у снежинок вот он и скрипит.

Воспитатель: Какие же вы молодцы.

Даша:  Можно я расскажу стихотворение о снежинке?

Воспитатель: Дети вы хотите послушать?

Дети: Да.

Даша:

Первые снежинки в воздухе кружатся,

Упадут на землю, но не залежатся.

Первые снежинки на руке растают…

Холодят, волнуют и напоминают,

Что вот-вот настанут зимние деньки,

Что пора готовить лыжи и коньки,

Что пора готовить санки детворе

И каток и горку делать во дворе…

Первые снежинки - от зимы привет,

Словно проверяет: ждёте или нет.

Воспитатель: Какое интересное стихотворение ты выучила. Молодец Дашенька! Дети вам понравилось?

Дети: Да!

Зайчик: И мне очень понравилось стихотворение.

Воспитатель: Ребята, у меня есть необычные снежинки, хотите поиграть с ними? (всем раздать по снежинке, привязанной на ниточке). Посмотрите на снежинки, какие они? (ответы детей)

Дети: снежинки белые, блестящие, легкие.

Воспитатель: Давайте сейчас с ними поиграем.

Игра "Сдуй снежинку"

Воспитатель: Чтобы нам снежинку сдуть, нужно глубоко вдохнуть. (Дети выполняют упражнения на дыхание)

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Зайчику, какие признаки зимы вы знаете? А чтобы было интересней, устроим соревнование. Какая команда назовет больше признаков, та и победит. Как вы назовете свои команды?

Дети: команда девочек и команда мальчиков.

Команды детей по очереди отвечают:

1. Наступили холода.

2. Перелетные птицы улетели в теплые края.

3. Земля покрылась снегом.

4. Дни стали короткие, ночи длинные.

5. Спрятались насекомые.

6. На улицах появились сугробы.

7. Деревья сбросили листья.

8. Некоторые животные поменяли цвет шубок.

9. Реки покрылись льдом.

10. Солнце меньше греет.

11. Замела метель дорожки.

12. Некоторые животные впали в спячку.

13. Ударили морозы.

14. Стал дуть холодный ветер.

Зайчик: Как много вы знаете о зиме!

Воспитатель: Молодцы! Обе команды назвали одинаковое количество признаков. Значит, победила дружба!

Зайчик: Ура!

Воспитатель: А теперь давайте немножко разомнемся.

Зайчик: А мне можно с вами?

Дети: Да, можно!

Физкультминутка "Снежинки"

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будим их ловить руками,

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Потягивания – руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте.)

Ну а мы идем, идем

(Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом.

Воспитатель: Посмотрите дети, на столе лежит много картинок, выберите те картинки, на которых изображены ваши любимые занятия в это чудесное время года и расскажите нам о них.

Дети выбирают картинки и рассказывают: кататься на коньках, лыжах, санках, ледянках, строить крепость, играть в снежки, делать ангелов на снегу, превращать воду в цветные льдинки, лепить снеговиков, разных зверюшек.

Воспитатель: Зайчик, а какое у тебя любимое занятие?

Зайчик: А мое любимое занятие валяться и прыгать по снегу.

     Воспитатель:  Зима – это не только самое холодное, но и самое сложное время года в жизни животных и птиц. Каких птиц можно встретить зимой? Выберите картинки с птицами на столе и расскажите зайчику.

Дети: синичек, воробышков, ворон, голубей, сорок, снегирей.

Воспитатель: Как им помогают люди?

Дети: развешивают кормушки и насыпают в них зернышки и хлебные крошки.

Воспитатель: Ребята, а как готовятся к зиме дикие животные?

Дети: делают запасы

Воспитатель: Ребята выберите картинки с животными, которые спят зимой?

Дети: медведи, ежи, змеи.

Воспитатель: А теперь выберите картинки с животными, которые меняют шубку зимой?

Дети: белки, зайцы, песцы.

Зайчик: Как здорово у вас получилось.

Воспитатель: А сейчас, давайте поиграем в игру «Да или нет» и уточним, все ли вы знаете и помните о зиме. Я буду вам задавать вопросы о том, может ли это происходить зимой, а вы внимательно слушать и отвечать (да) или (нет).

1. Земля покрыта белым одеялом? (Да)

2. На деревьях появляются листочки. (Нет)

3. Взрослые и дети строят кормушки для птичек. (Да)

4. Дети ходят в босоножках по снегу? (Нет)

5. С неба падает горячий снег? (Нет)

6. Дети лепят снеговиков? (Да)

7. Люди надели теплую одежду? (Да)

8. Взрослые и дети строят кормушки для птичек. (Да)

9. Дети катаются на самокатах. (Нет)

10. Ласточки летают? (Нет)

11. Медведь спит в берлоге? (Да)

12. Звери в лесу сменили теплые, зимние шубки на легкие. (Нет)

Воспитатель: Молодцы, вы справились. Все были очень внимательны. Зайчик, тебе понравилось у нас?

Зайчонок: Очень понравилось! Ребята много знают о зиме, а теперь буду знать и я. Большое вам спасибо! Поскакал я в лес к Зимушке - Зиме. Расскажу ей все, что узнал у вас о зиме и надеюсь, что она подарит мне новую, беленькую шубку. До свидания!

Дети: До свидания!

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, кто к нам приходил? Зачем зайчик приходил? Как вы ему помогли? Было ли вам сложно? Кому было интересно?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по развитию речи во 2 младшей группе «Зайчик в гостях у детей»

В гости к ребятам приходит зайчик. Он приносит сумку с овощами и фруктами, дети называют предметы по форме и цвету....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе "Зайчик в гостях у ребят".

Цель:приобщение детей раннего возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речиЗадачи: 1.Продолжать учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом2.формировать связную...

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста «Зайчик»

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста «Зайчик»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Как мы помогаем маме».

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Как мы помогаем маме»....

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста «Зайчик в гости к нам пришёл»

Задачи:ОО «Речевое развитие»:- учить отчетливо и длительно произносить звук «ау».- активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы.ОО «Познавательное развитие&raq...