Конспект НОД для детей 6-7 лет "Как строился наш Петербург".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Беляева Виктория Игоревна

Данный коспект НОД будет полезен педагогам, логопедам, воспитателям, работающим с детьми с ООП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_spb_nod_lit.docx37.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №20 общеразвивающего вида

Курортного  района Санкт - Петербурга

Конспект

занятия для детей с особыми образовательными потребностями 6-7 лет

«Как строился наш Петербург»

          Используемые технологии: театрализованные игры, пальчиковые игры, элементы песочной терапии.

Автор-составитель:

воспитатель Беляева Виктория Игоревна

Санкт – Петербург

2021 год

        Конспект занятия

«Как строился наш Петербург»

Цель: формировать знания о достопримечательностях города и его историческом прошлом.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях любовь и эстетическое отношение к городу.

Образовательные задачи: закреплять представления детей о строительных профессиях людей, принимавших участие в строительстве Петропавловской крепости, таких, как архитектор, каменщик, маляр, плотник. Развивать и обогащать активный словарь ребенка, его познавательный интерес, закреплять умения детей высказывать суждения, уметь координировать речь с движением, закреплять умение создавать постройку по рисунку-образцу, согласовывать свои  действия с работой коллектива.

Развивающие задачи: развивать память, мышление, воображение, общую и мелкую моторику.

Использование современных образовательных технологий: театрализованные игры, пальчиковые игры, элементы песочной терапии.

Оборудование и демонстрационный материал:

  1. «Автобус «: кабина с рулем и стульчиками, поставленными в два ряда как в автобусе.
  2. 2. Игрушечный барабан с палочками.
  3. Костюм Карлсона.
  4. 3. «Песочная страна»: ящик, наполненный песком и лопатки-совочки для игр в песке.
  5. Деревянный конструктор.
  6. Рисунки-образцы: Петропавловский собор, ботный домик, стена и ворота Петропавловской крепости.
  7. Картинки с изображением инструментов для рабочих строительных профессий: каменщика, маляра, плотника.
  8. Кораблик с парусами (сувенир)
  9. Иллюстрированный материал в книге Л. Шиф «Единственный город!» и портрет Петра !в книге Н.А. Яковлевой «Наш город Санкт-Петербург» стр.11
  10. Фотоальбом «Ленинград», Издательство «Планета»-Москва, 1981 г., Фото И. Голанда.
  11.  «Ленинград». Конспект цветных листовок». Фотографии Е. Кассина, Издательство «Планета» - Москва, 1983г.
  12.  Выставка работ детей «Наш Петербург».

Конспект

  1. Организационный момент.

Деятельность детей:

Дети входят в группу и здороваются

Деятельность воспитателя :

Есть удивительный город,

А в нем жители ходят ночами как днем,

Белые ночи! Светлые очень.

Кто пропустить это чудо захочет?

Если ты знаешь тот город мой друг,

Мне подскажи…

Деятельность детей:

Это Санкт-Петербург

Деятельность воспитателя :

Сегодня я приглашаю вас на экскурсию по нашему любимому городу. Я буду экскурсоводом, зовут меня Вероника Ивановна.

Прошу занять места в салоне экскурсионного автобуса. А это наш водитель. Как тебя зовут?

Деятельность детей:

Ребенок называет свое имя

Деятельность воспитателя:

А почему это место оказалось свободным? Никто не опоздал на экскурсию?

Деятельность детей:

Нет!

Деятельность воспитателя:

Сюрпризный момент: и тут влетает Карлсон.

Здравствуйте! Извините за опоздание. Я так торопился, но что-то пропеллер барахлит, видимо я его плохо смазал!

Экскурсовод:

Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Это Карлсон!

Да, я Карлсон, который живет на крыше и лучше всех знает Санкт-Петербург! Ведь сверху мне все видно! За свои знания я получил награды- вот такие красивые медали!

Экскурсовод:

Карлсон , проходи, пожалуйста, садись на свое место. Мы очень рады за тебя, что ты так много знаешь о нашем городе. Но, я хочу сказать, что наши дети знают Санкт-Петербург не хуже тебя. К, сожалению, у них нет таких замечательных медалей!

Карлсон:

Я об этом позаботился. Я буду вручать медали за лучшие ответы!(показывает детям коробку с медалями)

Экскурсовод:

Карлсон, а ты знаешь, что такое экскурсия по городу?

Карлсон:

Нет!

Экскурсовод:

Ребята, давайте объясним ему, что это такое.

Дети: Экскурсия-это знакомство с самыми красивыми и замечательными местами нашего города.

Экскурсовод:

Правильно! Ну что же, а теперь в путь!

  1. Экскурсия по Санкт-Петербург

Дети:

Проговариваем все вместе:

Мы в автобус дружно сели и в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал, и автобус побежал.

Экскурсовод:

Стоп! Машинам красный свет,

Дальше вам дороги нет!

Посмотрите-ка в окошко,

И подумайте немножко.

Что за речка перед вами?

Отвечайте быстро сами!

Дети: Это Нева

Экскурсовод:

Правильно! Это главная река нашего города-Нева. Давайте с вами вспомним стихи, которые мы знаем о Неве, про город, на котором стоит Нева.

(Показ иллюстраций)

Дети:

Все вместе:

Санкт-Петербург! Мой город родной. Гордо стоит над Невою рекой.

Кто-то из детей:

Ее зовут Нева,

И широка и глубока.

Речная синева.

Нева волною в берег бьет,

Нева к заливу лед несет.

Экскурсовод:

Молодцы!

Ребята, а кто дал название нашему городу, кто назвал его Санкт-Петербургом?

Дети:

Царь Петр Первый

Экскурсовод:

Правильно (Показ портрета Петра I)

Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым;

Он и плотник, и кузнец.

Был тот царь наш-удалец!

А в честь кого он назвал город Санкт-Петербург?

Дети:

Петр I, как и город, носит имя Петра, но назвал его Санкт-Петербургом не в честь себя, а в честь святого Петра.

Экскурсовод:

Назовите символ нашего города

Дети: Кораблик

Экскурсовод:

А где можно увидеть его в городе, на каком здании?

Дети:

На шпиле, на здании Адмиралтейства

Экскурсовод:

А что это за здание?

Дети:

Раньше там были верфи для постройки кораблей, теперь там находится школа капитанов.

Экскурсовод:

Почему у нашего города такой символ-кораблик?

(Показ иллюстрации)

Дети:

Потому что наш город морской, он имеет выход к морю.

Экскурсовод:

А кто знает, что раньше было на месте нашего города?

Дети:

Непроходимые леса и болота

Экскурсовод:

С какого места начиналось строительство города?

Дети:

Строительство города началось с Заячьего острова.

Экскурсовод:

Раньше здесь, и, правда, водились зайцы. Но вот со всех ближайших земель свезли сюда работников- строителей и началось строительство, которое возглавил Петр I.

Дети:

Рассматривают иллюстрацию к книге Шиф «Единственный город!», стр. 8-9.

Экскурсовод:

Что было построено на Заячьем острове?

Дети:

Петропавловская крепость

Экскурсовод:

Вот мы сейчас и отправимся туда

Дети:

Мы в автобус дружно сели и в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал, и автобус побежал.

Экскурсовод:

Стоп! Машинам красный свет

Дальше вам дороги нет!

Посмотрите-ка в окошко,

И подумайте немножко.

Что за речка перед вами?

Отвечайте быстро сами!

Дети:

Петропавловская крепость!

Экскурсовод:

Сейчас мы с вами выйдем здесь из автобуса и поиграем около Петропавловской крепости в  игру «По болоту Петр пошел». Давайте выберем Петра.

Дети предлагают

  1. Физкультминутка. Подвижная игра «По болоту Петр пошел». Слова и композиция движений С. С. Сивцевой.

  1. По болоту Петр пошел,

Остров Заячий нашел.

И собрал рабочий люд,

И построил крепость тут.

(Хоровод. Дети идут по кругу в одну сторону. «Петр» с барабаном в середине круга- в другую сторону.

  1. Крепость новая стоит,

Пушками врагу грозит.

(Дети показывают «лесенку» руками, изображают пальцами пушки.

  1. Бам-бам, бам-бам,

Не осталось зайцев там.

За кусточки разбежались…

Ой!

(«Петр» бьет в барабан. Все приседают. Дети изображают зайцев, прыгают вприсядку, удаляясь т середины. «Зайцы» замирают без движения. Кто пошевелится, тот «ранен»

Продолжение экскурсии

Экскурсовод:

А кто знает, что находится на территории Петропавловской крепости?

Дети:

Рассказывают о Соборе святых Петра и Павла, монетном дворе, ботном домике, пушке.

Карлсон:

А я знаю стихотворение о Петропавловской крепости:

Петропавловка не спит

Ангел город наш хранит

Пушка в полдень возвещает

«День. Двенадцать». Каждый знает.

Экскурсовод:

Ну что же, теперь поедем дальше

Дети:

Мы в автобус дружно сели и в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал, и автобус побежал.

Экскурсовод:

Тихо скользят по Неве корабли

Шпиль Петропавловки блещет вдали

Стоп! Машинам красный свет

Дальше вам дороги нет!

Посмотрите-ка в окошко,

И подумайте немножко.

Что за садик перед вами?

Отвечайте быстро сами!

Дети:

Летний сад.

Экскурсовод:

(Показ фотоиллюстрации)

А как вы узнали, что это Летний сад?

Дети:

У него красивая решетка, в аллее стоят статуи

Экскурсовод:

Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: зима

Экскурсовод:

Сад называется Летним, но посмотрите, как много снега в нем зимой, давайте с вами выйдем из автобуса и немножко поиграем в снежки.

  1. Пальчиковая гимнастика «Снежок»- координация речи с движением, развитие воображения

Экскурсовод:

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили

(дети загибают пальчики, начиная с большого. Лепят, меняют положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий,

(Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем- совсем не сладкий!

(грозят пальчиком)

Раз-посмотрим

Два -поймаем

Три- уроним

Смотрят вверх, ловят воображаемый снежок. Встают,  роняют)

Продолжение экскурсии

Экскурсовод:

А что находится рядом с Летним садом?(Показ фотоиллюстрации).

Дети: Домик Петра I.

Экскурсовод:

А чем он знаменит? (Показ иллюстрации к книге Л. Шиф «Единственный город!», стр. 40-41. Зачитывание строк из книги стр. 38 о домике).

Дети:

Дете рассказывают, что это первый дом в Петербурге, и как он строился.

Экскурсовод:

«… Государь сам в свой новый город пожаловал, к его приезду в три дня домик срубили, да расписали его под кирпич, а крышу под черепицу. Наверное, сказать хотели: Царь-батюшка, не серчай, это мы так-в утку(из камня то построить не успели), а, вообще, мы знаем, что ты из камня Санкт-Петербург строить желаешь…»

И так это царю понравилось, что он велит потом другие дома, которые на первое время из дерева будут строить, тоже под кирпич рисовать…».

А кто знает, что сейчас находится в домике Петра I?

Дети:

Музей

Экскурсовод:

Экскурсовод рассказывает, благодаря чему первый домик Петра жив до сих пор(футляр)

Сколько помещений внутри домика?

Дети: столовая, кабинет, спальня. Все как при жизни царя.

Экскурсовод:

Там находятся простые вещи, без которых не обойтись: стол, стулья, скамейки. Кое-что  сработано самим царем.

  1. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять»

Дети:

Дети проговаривают текст с педагогом, загибают пальчики. Начиная с большого пальца правой руки.

Экскурсовод:

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Невский- раз, Зимний –два,

Три-красавица Нева,

Четыре- мост Дворцовый.

Пять-гуляю по Садовой,

Шесть-к Исаакию схожу и на купол погляжу.

Семь-конечно в Летний сад,

Восемь-крепость у Невы, были там наверно вы.

Девять- повстречался мне Медный всадник на коне.

Десять- из-за поворота вижу Нарвские ворота.

А теперь выберем помощника-экскурсовода, который будет показывать вам фотографии с достопримечательностями Санкт-Петербурга, а вы назовите, что видите. Я предлагаю Карлсона.

Дети:

Дети называют достопримечательности, которые прозвучали в пальчиковой гимнастике. Дети получают от Карлсона награды за правильные ответы.

  1.  Вводная часть «Как строился Петербург»

Калсон:

А какой праздник будет отмечать наш город в конце весны?

Дети:

День Рождения Петербурга  

Калсон:

А сколько лет исполнится городу

Дети:

318 лет

Карлсон:

Давайте возьмемся за руки и перенесемся в наше прошлое, а поможет нам в этом песочная страна. Чтобы в нее попасть, нужно произнести волшебные слова. Давайте скажем вместе.

Дети:

Пусть не сердятся родители, что измажутся строители. Потому что, тот, кто строит, тот чего-нибудь да стоит. И не важно, что пока, этот домик из песка.

Карлсон:

Вот мы в песочной стране. Будем строить с вами Петропавловскую крепость. Сначала создадим Заячий остров, ведь он со всех сторон окружен невской водой. Возьмите лопатки.

А кто делал окна и полы?

Дети:

Плотники

Карлсон:

Правильно, молодцы

(Развитие слухового внимания)

Летят опилки белые, летят из-под пилы,

Это плотник делает окна и полы.

Топором, рубанком, выстругивает планки,

Сделал подоконники без сучка-задоринки

Если вы меня внимательно слушали, то можете назвать инструменты, которые в своей работе использует плотник?

Дети:

Пила, топор, рубанок

Кардсон:

Молодцы! А для чего нужен рубанок? (картинка с изображением инструмента)

Дети:

Чтобы выстругивать доски, делать их гладкими.

Калсон:

Правильно, молодцы.

Крепко и мощной была воздвигнута крепостная стена, а строители и маляры сделали ее еще и красивой. Они ее покрасили. А еще, если к нам маляр пришел, то он красит двери, стены, пол. А чем он все это красит?

Дети:

Кистью с помощью краски

Калсон:

А куда он наливает краску?

Дети:

В ведро

Карлсон:

Правильно, молодцы!

Ведро, краска и кисть- это инструменты маляра.

Как видите, люди  многих строительных профессий, участвовали в строительстве Петропавловской крепости. И нас, маленьких строителей, тоже много.

А теперь на кораблике поплывем на Заячий остров.

Люди, каких профессий, принимали участие в строительстве Петропавловской крепости?

Дети:

Маляры, плотники, архитекторы, каменщики

Карлсон:

У Петра Великого был замечательный архитектор Доминико Трезини. Он и придумал, каким нужно построить Петропавловский собор, начертил его план на бумаге. Какие инструменты ему для этого понадобились? Чем он чертил план7

Дети:

Карандашом

Калсон:

Чтобы линии были ровными, он пользовался…?

Дети?

Линейкой

Карлсон:

Молодцы!

Если он допускал ошибку , то стирал не правильно проведенные линии и в этом пользовался …

Дети:

Стирательной резинкой

Калсон:

Карандаш, линейка, стирательная резинка-это инструменты, которыми пользуется архитектор в своей работе. Попросим нашего архитектора внести план Петропавловского собора.

А кто же будет его возводить и строить?

Дети:

Строители-каменщики

Калсон:

Правильно, молодцы!

На острове Собор растет,

Стены каменщик кладет,

С ним помощник-мастерок.

(Стихотворение Степановой В. «Каменщик»)

  1. Постройка Петропавловской крепости

Калсон:

Я попрошу нашего архитектора вручить один проект Собора святых Петра и Павла каменщикам, которые будут его строить. А второй оставить себе для дальнейшей разработки-выполнить красиво и в цвете.

Дети:

Ребенок-архитектор отдает свой план каменщикам и идет раскрашивать второй экземпляр.

Калсон:

А ток будет строить ботный домик и устанавливать пушку?

Дети:

Вызывается один ребенок

Карлсон:

Остальные строители будут возводить крепостную стену и ворота.

Дети:

Дети приступают к строительству крепостной стены.

Карлсон:

В ходе строительства педагог и Карлсон спрашивают детей, какие формы они используют

Дети:

Дети называют кубы, цилиндры, конусы.

  1. Заключительная часть занятия

Карлсон:

Если бы Царь Петр первый был бы сейчас жив, он был ы очень доволен вашей работой и вручил бы вам за строительство Петропавловской крепости вот такие почетные дипломы.

Карлсон вручает детям открытки с изображением Петропавловской крепости

Карлсон  подводит итог занятия: что нового сегодня узнали, что изучили, что больше всего понравилось.

Список использованной литературы.

  1. Л. Шиф «Единственный город!» : Санкт-Петербург, «Облик», 1997г.
  2. В. Нестеров «Знаешь ли ты свой город?»: Санкт-Петербург, «Коринт», 2000г.
  3. «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?»: Санкт-Петербург, издательский дом «МиМ», 1998г.
  4. Н.А. Яковлева «Наш город  Санкт-Петербург», специальная литература, 1998г.
  5. И. Ю. Куберский «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»: Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001Г.
  6. Колокольчик, №2, 1997г,. Подвижная игра «По болоту Петр пошел». Слова и композиция движений С.С. Сивцевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Конспект занятия по коллективному конструированию "Строим Санкт- Петербург" 2 младшая группа

Знакомство детей с историей создания Санк- Петербурга и его достопримечательностей с помощью конструирования....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Как строился город Санкт-Петербург"

Дети в игровой и познавательной форме познакомятся с историей возникновения города Санкт-Петербург, с его основателем царём Петром Первым....

Конспект НОД для детей подготовительной группы по теме "Мой Петербург"

Непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы по теме "Мой Петербург"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТЕАТРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Вашему вниманию представлен конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «ТЕАТРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА», в котором закрепляются знания детей о театрах Санкт-Петербурга с использован...