Конспект открытого занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сулим Юлия Валериевна

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 25»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в город Красивой речи»

Воспитатель: Сулим Ю.В.

Воронеж, 2021

Цель: развитие речевых способностей детей, монологической речи, активизация активного словаря.

Задачи:

  • Формировать умение обобщать, классифицировать;
  • Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;
  • Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов;
  • Формировать представление о фантазии, образное представление, эмоциональную сферу детей;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Материалы и оборудование: солнце (веселое и грустное) с лучиками, картинки (см. ход занятия), фонарик, речка нарисованная, мяч, картинки «Рыбы», камушки, магниты, листочки для дерева (стикеры).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город  необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А что такое фантазия? (фантазия –  это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем, чего нет на самом деле).

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Отвечай, не шуми,

Только руку подними.

- Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Включается сказочная музыка). Закройте глазки, представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака, сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

- Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. А на воротах – замок. Давайте его откроем. А поможет нам в этом пальчиковая гимнастика «Замок». (Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику).

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали  (ритмично постукиваем друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили (не расцепляя пальцы, одну руку тянем к себе, другую от себя, попеременно меняя их)

Потянули  (тянем ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)

И открыли! (резко отпускаем руки, разводим их широко в стороны).

- Замок, мы открыли, молодцы! Ой, ребята, а здесь письмо!

«Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город: все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать  наш город!».

- Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Тогда для начала отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… (Солнце).

-Только почему-то оно грустное. У него нет лучиков. Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе! Чтобы расколдовать лучики, нужно выполнить задания. (Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).

Задание №1.    

Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи. (воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных).

«Назови ласково». (Воспитатель, кидая мяч ребенку, называет слово, а ребенок называет его ласково).

Например: лиса – лисичка.

Задание №2.

Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи. (воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода).

«Назови одним словом».

- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

- клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

- укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

Игра «Хлопушки» (ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог).

Например: Гру – ша,  сли – ва,  ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос.

         

          Задание №3.

Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи. (воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом).

«Что лишнее?».

- самолет, вертолет, истребитель, дерево

- апельсин, катер, теплоход, лодка

- машина, мотоцикл, кузнечик, автобус.

- велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

Задание №4.

Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи. (воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением реки).

Ребята, скажите, что может делать река? (Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.).

- Молодцы! Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. Вернем камешки реке и скажем ей за игру «спасибо». Как вы думаете, кто живет в реке? (ответы детей). У  жителей города случилась беда – рыбок в речке тоже заколдовали. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.  (Воспитатель открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке).

- А какие рыбы у нас остались? (Дельфин, скат, акула).

(Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане).

- Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище).

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

Задание № 5. 

Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи. (воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода).

«Назови признаки».

- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

- Матрешка из дерева… (деревянная)

- Ложка из железа …(железная)

- Сумка из кожи…(кожаная)

- Если ручка сделана из пластмассы, то она …(пластмассовая)

- Дом из кирпича…(кирпичный)

- Блюдце из фарфора…(фарфоровое)

- Ваза и стекла…(стеклянная)

Задание №6.

Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи. (воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением деревьев).                           -На что упал это лучик? (на доске нарисовано дерево без листочков). Ребята, что случилось с деревом? Подарим  нашему дереву зелёные  листья ? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».

Д/и «Скажи наоборот».

День – ночь  

Сахар  –  соль

Чистота  –  грязь

Зима  –  лето

Потолок  –  пол      

   

узкая  –  широкая /юбка/    

длинное  –  короткое /платье/    

сильный  –  слабый /спортсмен/    

веселая  –  грустная /девочка/    

высокий  –  низкий /человек/        

   

Смеется   –  плачет /ребенок/

Лежит   –  сидит /человек/

Закрыть  –  открыть /книгу/

Взлетает  –  садится /самолет/

Надевает  –  снимает /свитер/

(На каждом листочке написано слово, дети называют ему противоположность, и воспитатель наклеивает листок на дерево).

Закрепление.

-Ребята, мы собрали все лучики, и солнышко вновь засияло в этом замечательном городе. Какое оно? Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все. Закройте глазки и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики.

Итог.

- Молодцы! Жители этого необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо!» Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось. Что вам больше всего понравилось? Что было особенно трудно? (дети рассказывают о своих впечатлениях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...