Концепция на конкурс "Воспитатель года" по познавательно-речевому развитию.
методическая разработка по развитию речи

Аксененко Светлана Викторовна

Концепция "Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

РИМЦ

Концепция

«Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники»

                                          Аксененко С.В.

                                            воспитатель

МК ДОУ Павловский д/с №11

РК «Учитель года – 2016», номинация «Воспитатель года»

2016

Содержание

Введение

I часть   Теоретическая значимость темы

1.1 Актуальность темы.

1.2 Теоретические основы развития речи дошкольников.

1.3 Определение и приемы мнемотехники.

II часть   Блочная система использования мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников.

2.1.  I блок Наглядно-схематическое моделирование поэтических текстов.

2.2  II блок Активизация различных типов памяти в процессе разучивания.

2.3  III блок Элементарная научная деятельность.

2.4  IV блок Морфологический анализ литературных текстов

      2.5 Результат применения мнемотехники.

Заключение

Список литературы

Приложение:

Приложение № 1 Система мнемонического запоминания

Приложение № 2 Модель применения мнемотехники в познавательно-речевом развитии

Приложение № 3 Алгоритм работы с мнемотаблицей

Приложение № 4 Блочная система использования мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников

Приложение №5 Правила для смелых и упорных педагогов

Введение.

 Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова).

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе[1]. Именно познавательно-речевое развитие может помочь в решении этих задач.

В связи с введением ФГОС ДО, педагогам дошкольных учреждений необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов, где главное значение имеет живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главная – игровая деятельность[2].Целостный образовательный процесс должен быть направлен на реализацию системы, учитывающей всю организацию жизнедеятельности ребенка и развития его личностных качеств на рефлексивной основе.

Актуальность 

Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в художественной и музыкальной деятельности.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Исследования в этой области выявили проблемные зоны в развитии речи у детей:

  •  односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  •  неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • бедность речи;
  •  недостаточный словарный запас;
  •  употребление нелитературных слов и выражений;
  •  бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
  •  трудности в построении монолога: например, составление сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему, пересказ текст;
  •  отсутствие логического основания своих утверждений и выводов;
  •  отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
  •  плохая дикция.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе  образования. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

       Учитывая особенности современного исторического периода, осуществляя переход на следующий этап инновационной деятельности, вся работа по познавательно-речевому развитию дошкольников, должна быть построена в системном углублении и обобщении личного опыта ребенка; освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, осознание связей зависимости.

В моей практике были трудности в речевом развитии воспитанников. А поскольку неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (внимание, память, продуктивность запоминания и т.д.), дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. В сложившейся ситуации я, да и все педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

    В практике своей работы я использовала различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.

Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я  пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития речи может мнемотехника.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций.

 Это система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. (Приложение 1)

Я предположила что использование приемов мнемотехники не только поможет детям стать более общительными, расширит их словарный запас, поможет научиться связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли, но будет эффективным в работе по познавательному развитию (систематизация знаний о природе, окружающем мире и т.д.)

Главной целью для меня стало повышение эффективности работы по познавательно- речевому развитию дошкольников через использование мнемотехники.

Поставленная цель предполагала решение следующих задач:

  1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии
  2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки
  3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память
  4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера
  5. Обучать детей правильному звукопроизношению
  6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе

Теоретические основы развития речи дошкольников

 К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Третьим фактором, облегчающим процесс развития познавательно-речевых способностей детей является игровая деятельность, которая сделает процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.

Сочетание этих факторов реализуется в мнемотехнике

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Мнемотехникой увлекались не  только в далеком прошлом. В наше время интерес к ней не пропал.

Более того, методы мнемотехники постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах работы памяти человека. В настоящее время феноменальная память из области чудес переходит в область обыкновенных, доступных каждому, ее можно сформировать, как и любой другой навык. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Определение и приемы мнемотехники

В основе мнемотехники лежит СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ  (ТРИЗ) – обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. Графическая символическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или несколько образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное. (Приложение 2)

С помощью мнемотехники успешно развиваются такие психические процессы как: зрительная память, ассоциативное мышление, зрительное внимание, слуховое внимание, воображение, связная речь.

На слайде отмечены следующие подходы в использовании мнемотехники:

  • Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
  •  Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
  • Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
  •  Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
  •  Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
  •  Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

Существует много методов и приемов мнемотехники: например,

- метод Цицерона (на пространственное воображение);

- метод Айвазовского (основан на тренировке зрительной памяти);

- методы запоминания цифр,

но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.

Применение мнемотехники многофункционально. Её можно использовать для

  • заучивания стихов, потешек
  • составления и отгадывания загадок
  • индивидуальной работы на этапе автоматизации звуков
  • составления описательных и сравнительных рассказов
  • для определения эмоционального состояния
  • при пересказе
  • составлении рассказов по картинке и серии картин
  • творческого рассказывания
  • обогащения словарного запаса
  • для описания пейзажной картины
  • составления алгоритмов детской деятельности (одевания, умывания, наблюдения и т.д).

В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному:

Воробьева В.К. – сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большёва Т.В. – коллажами, Ефименкова Л.Н. – схемами составления рассказов.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, могу представить блочную систему использования мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников (Приложение 4)

Блочная система использования мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников

I блок Наглядно-схематическое моделирование поэтических текстов

Работа направлена на восприятие содержания поэтических текстов. Последовательность методов следующая: пассивный метод, полуактивный, активный и творческий.

Пассивный метод  - Детям  предлагаются готовые мнемотаблицы, где каждая ячейка соответствует одному слову или  целой фразе (строчке) из стихотворения.  Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Как любая работа строится от простого к сложному. Сначала учу детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.

Называю слово, а детям предлагаю  выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить. Например: слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, солёный, кислый, море, привет, золото. Затем вам покажут картинку, по ней надо вспомнить слово.

Далее  необходимо научить детей заменять ключевые слова, понятия, рисунками-символами и самостоятельно их зарисовывать. При этом важно чтобы в графическом образе объекта были выделены главные его признаки, характерные только для него.

Также можно создать совместно с детьми картотеку карточек-символов на часто встречающие слова и понятия.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая. И, как я говорю, «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д.  Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на на яркость символического изображения.

На начальном этапе своей работы использовала следующий алгоритм работы с мнемотаблицей (Приложение 3):

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

4. Графическая зарисовка таблицы.

Полуактивный метод – детям предлагается трафарет с пустыми квадратиками и набор картинок. Дается задание: я буду читать, а вы угадайте, какая картинка подходит и составьте схему. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Если неправильно вставить картинку, не получится стихотворение. Также можно организовать речевые эксперименты: прочитать слева-направо и добавить рифму –получится новое стихотворение.

Активный метод  (с листом и маркером). Для этого детям раздаются чистые, пустые таблицы, где количество ячеек соответствует количеству смысловых фраз или строчек в стихотворении.  Дети  рисуют к каждой фразе или строчке стихотворения рисунок-символ, рисунок-схему, рисунок-ассоциацию. Это своего рода форма интеллектуального тренинга, где формируются ассоциативные связи.

Творческий метод – воспитатель читает стихотворение, а дети сами рисуют.  Трафареты с пустыми квадратами можно отдавать домой для заполнения.

Результатом этой работы стали альбомы со схемами программных стихотворений классиков по временам года. Кроме работы по заучиванию стихов, детям предлагается соотнести стихи со схемой, найти автора произведения.

II блок Активизация различных типов памяти в процессе разучивния стихов.

Существуют различные анализаторы запоминания (слуховые, зрительные, логические, двигательные). Если при запоминании будет использован один анализатор, то, в силу особенностей каждого ребенка, будут задействованы не все дети.

В настоящее время у дошкольников перегружен слуховой   канал информации, что приводит к психическим срывам.

Заучивание стихотворений -  не самоцель, настоящим смыслом этой работы является разучивание, которое способствует:

  •  повышению читательской компетентности,
  • активизации мнимической деятельности,
  • развитию мышления и воображения,
  • созданию условий для развития речевой активности,
  • развитию творческих способностей (дикция, артистизм)

III блок Элементарная научная деятельность

 В работе на этом этапе используются такие методы и формы как опыты, проблемные вопросы, сравнительный анализ, проектная деятельность, в том числе семейная.

Результатом реализации одного из таких семейных проектов стали альбомы детей, где помещались мнемотаблицы всех выученных вместе с родителями стихов. Такая работа способствовала гармонизации детско-родительских отношений.

Еще один пример элементарной научной деятельности: разучивание стихотворения Мошковской «Капля и море». Воспитатель пробует доказать, что в капле море. Для этого стол обтягивается фольгой, детям предлагается поэкспериментировать с  каплями, педагог побуждает дошкольников подобрать к словам определения, ответить на вопросы «какой?», «какая?», что будет дальше?» и т.д.,  наблюдают как капли собираются вместе, сливаются в ручеек, а дальше с помощью ИКТ появляется изображение моря. Таким образом было стихотворение Мошковской детское, а получилось формирование целостной картины мира.

Или разучивание стихотворения А.Блока «На лугу» (рекомендовано программой «Детство» для подготовительной группы).

 Для зарисовки схемы стихотворения дети работают над словом, фразой.

«Виднее» - это как? («видно», а если взять лупу, то «виднее»). А  зимой лес видно?

Что значит «синее»?

«Заметней и чернее на пашне полоса» - Почему? -предложить детям сравнить вскопанную полоску земли.

«Детские звонче над лугом голоса».  Как обозначить? - 1 колокольчик и 2 колокольчика и т.д.

В нашей группе появились тематические альбомы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»  с фотографиями поэтов и схемами стихов. Альбомы служат не только для накопления выученных стихов. После того как дети заучат стихи они самостоятельно узнают схематическое изображение стихотворения и соотносят с автором. Можно сравнивать стихи разных авторов, например, об осени и т.д. Мнемотаблицы  систематизируют знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни человека, а также расширяют временные представления и кругозор ребёнка.

Мнемотаблицы-стихотворения использую для изготовления детьми книжек-самоделок. Просто разрезаем уже составленную мнемотаблицу по ячейкам, скрепляем последовательно полученные листочки степлером и книжка-малышка готова! Таким образом, у ребёнка развивается интерес к творчеству, к созданию собственных творческих проектов.

Вышесказанное относится к работе с поэтическими произведениями, а как работать с прозой?

IV блок Морфологический анализ для моделирования литературных текстов.

Работа с художественным текстом становится для дошкольником делом весёлым, эмоциональным,  а содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.  

Для пересказа близко к тексту использую мнемодорожки. Например, модель сказки «У страха глаза велики». Как вариант – пересказ сказки от лица одного из героев (самая интересная от лица зайца, а дорожка самая короткая).

Мнемотаблицы применяю  для сжатого пересказа.  Опираясь на мнемотаблицу, можно построить беседу по тексту; рассматривая рисунки-символы - отслеживать последовательность событий в литературном произведении, пересказывать его. Всё это в свою очередь служит повышению интереса детей к детской литературе, а в последующем и к чтению.

В вопросах развития речи детей родители – наши союзники. Они понимают, что литература оказывает на ребенка огромное воздействие, которое в будущем обязательно принесет свои плоды. В нашей группе с помощью родителей создан и функционирует замечательный мини-музей КНИГИ. Среди различных экспонатов почетное место занимают тематические альбомы по временам года, индивидуальные альбомы детей со схемами заученных с родителями стихотворений, сделанные руками детей книжки-малышки.

Результат применения мнемотехники

Чтобы проверить и проанализировать эффективность проделанной работы, я выявила уровни речевых умений.

Уровень речевых умений на начало учебного года:

Недостаточно сформировано большинство компонентов– 46%; соответствуют возрасту– 54%: Высокий уровень – отсутствует.

Уровень речевых умений на конец учебного года:

 Недостаточно сформировано большинство компонентов – 20%; соответствуют возрасту– 68%: Высокий уровень – 12%.

Несмотря на то, что достижения детей в усвоении родного языка с использованием мнемотехники значительны, речь еще далека от совершенства.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и познавательном развитии детей.

Результаты использования наглядного моделирования следующие:

  1. Дети без затруднений ориентируются в знаковой системе и способах кодирования
  2. У многих детей наметился переход от предметно-практических к образно-символическим действиям.
  3. Повысился интерес к познавательной деятельности.
  4. Совершенствуется устная речь детей и развивается логическое, образное мышление, память, внимание.
  5. Дети научились раскрывать важные особенности объектов (природы) и закономерные связи, существующие в ней.
  6. Формируются обобщенные представления и элементарные понятия об окружающем мире.
  7. У многих детей появилась психологическая раскрепощенность, уверенность в собственных силах, устранена боязнь высказывания.

Данная работа не является исчерпывающей. Мне представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов познавательно-речевого развития дошкольников. В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.

Список литературы

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А.Г. «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014 г.

2. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников – 4-е издание, испр. – М.:ТЦ Сфера, 2015 г.

3. Большева Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.

4. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера , 2011 г.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.

6. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

8. Ушакова О. С., Развитие речи детей 5-7 лет. – 3-изд. дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2014г.

9. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – 4-изд.,перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

10. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

11. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

12. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.

13. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.

14. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.

 15. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей.- М.:Просвещение: Учебная литература, 1996 г.


[1] Закон РФ «Об образовании» от 26.12.2012 №121965-6; Глава II. Система образования; Статья 12. Образовательные программы.

[2] ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.

 

Приложение 5

Правила для смелых и упорных педагогов:

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

  • После проведения образовательной деятельности,  просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

  • Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...