Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Коростина Марина Леонидовна

Тема: Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"

Задачи:

  • связная речь: учить давать описания зимней одежды;
  • словарь и грамматика: учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие "одежда"; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
  • звуковая культура речи: учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук;
  • развивать интерес к речевой деятельности; психические процессы: память, мышление, внимание;
  • воспитывать культуру поведения,  дружелюбие, уважение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 15 «ТЕРЕМОК» с. КУЯНОВО» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"

                                                  Выполнила: воспитатель

     Коростина М.Л.

2020г

Тема: Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"

Задачи:

  • связная речь: учить давать описания зимней одежды;
  • словарь и грамматика: учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие "одежда"; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
  • звуковая культура речи: учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук;
  • развивать интерес к речевой деятельности; психические процессы: память, мышление, внимание;
  • воспитывать культуру поведения,  дружелюбие, уважение друг к другу.

Материал: кукла Наташа; зимняя кукольная одежда; картинки - жук, ежик, медвежонок.

Ход НОД:

1.Орг.момент.

Проводит игру «Приветствие». Дети становятся в круг

Давайте поприветствуем друг друга

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй друг

Здравствуй весь наш дружный круг

Хорошо, когда мы вместе

Все на месте? Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись!

Воспитатель загадывает детям загадку.

- Ребята, послушайте загадку и скажите о каком времени года говорится?

Загадка:

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой) 

 

- Почему вы думаете, что это зима? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, во дворе замерзли лужи,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла зима.

- Кто из вас любит зиму? Почему? (потому что можно лепить снежную бабу, снеговика, Деда Мороза, Снегурочку, можно кататься на санках, коньках, лыжах)

- Зимой на улице тепло или холодно? (холодно)

- А как люди одеваются зимой? (тепло)

Воспитатель: Ребята, чтобы нам было не холодно зимой, мы надеваем что?  (ответы детей)

-Назовите, какую зимнюю одежду вы знаете? (ответы детей)

- А сейчас, давайте поиграем в игру с мячом «Назови ласково». Проводится игра (называется предмет, например – шапка, дети должны сказать ласково – шапочка . Шарф – шарфик. Перчатки – перчаточки. Штаны – штанишки. Кофта – кофточка. Шуба – шубка. Пальто – пальтишко. Сапоги – сапожки. Носки – носочки. Молодцы, ребята!

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, к нам пришла кукла Катя она говорит. Что хочет гулять, но не знает, что зимой одевают на улицу. Ну, что, поможем кукле Кате. Подскажем, что надеть, чтобы не замерзнуть.

Из коробки дети достают картинки с изображением зимней одежды и обуви: шапки, шарфа, шубы, пальто, варежки, брюк, сапог, валенки.

Воспитатель спрашивает что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды и ее отличительные признаки. В том числе и функциональные.

-Какое это пальто? (ответы детей)

-Зачем нужен шарф, шапка, варежки?

- Как одним словом мы назовём все эти вещи? (ответы детей)

- Дети. Кукла Катя говорит вам спасибо, теперь она знает какую одежду надо надевать зимой.

Игра «из чего?»

-Дети, это шапка, шапка сшита из шерсти. Шапка какая? (шерстяная)

-Ребята, а что это? (сапоги)

-Сапоги сделаны из кожи, значит они какие? (кожаные)

-А это, что (пальто)

-Пальто сшито из драпа. Значит оно какое? (драповое)

-Что это такое? (шуба)

-Шуба сшита из меха. Значит она какая? (меховая)

Физкультминутка

- Сейчас мы с вами поиграем и как будто пойдем гулять. Наденем штаны, кофту, шапку, шубу, застегнем пуговицы.

(Дети имитируют одевание)

"Пойдем гулять"

Раз, два, три, четыре, пять -                  

Собираемся гулять.

(Шагают на месте)                                

Завязала Катенька                                    

Шарфик полосатенький.

(Показывают, как завязывают шарф)

Наденем на ножки                                    

Валенки, сапожки.

(Имитируют движения)

И пойдём скорей гулять,                            

Прыгать, бегать и скакать.      

(Шагают на месте)

Воспитатель:

- Пошли гулять! Покажите свои ладошки. Посмотрите, какие легкие, белые снежинки падают на ладошки! Давайте их сдуем! Подуем на снежинки. (Дети дуют на снежинки.) Дуть надо долго-долго

Зимний день такой холодный.

(Поёжиться, похлопать себя по плечам.)

Греем руки мы вот так: Х-х-х-…

(Соответственно.)

- Теперь вернемся в группу.

Дети возвращаются на свои места.

- Вам понравилась наша прогулка?

- Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?

Загадка:

У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает -
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый ... (
Жук)

 

- Как жук жужжит? (дети отвечают)

- Маленькие жуки жужжат тихо. Покажите как? (дети показывают)

- А большие жужжат громко. Покажите как?

- Послушайте слово: ж-ж-жук.  Какой звук слышится в этом слове? (дети отвечают)

- А эта загадка о ком?

Шубка - иголки.

Свернётся он - колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? (Ёж)

 -  Где живет еж?

- Можно ли ежа погладить рукой?  

Игра "Закончите предложение"

- Ты ежа не трогай лучше,

Потому что он ... (колючий).

- Кто детеныш у ежа?

- Есть в слове ежонок звук [ж]?

А вот еще одна загадка:

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

- Кто детеныши у медведя?

- Послушайте слово: медвеж-ж-жата. Какой звук слышится в этом слове? (дети отвечают)

А в слове медведь есть звук [ж]? (дети отвечают)

- Теперь вспомните слова, в которых есть звук [ж], и скажите их мне тихонько (дети отвечают)

Вы правильно назвали слова со звуком [ж]: ж-жук, медвеж-ж- жонок, еж-ж-жик, ж-ж-жаба, ж-ж-жеребенок, ж-ж-желудь.

Воспитатель подводит итог, хвалит детей за их речевую активность.

Воспитатель: Дети, о каком времени года мы беседовали? Кто в гости приходил? Про какую одежду мы говорили? Молодцы!

Д / И « Добавь словечко»

- Дети, зимой все покрыто снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами похожими на слово «снег».

Тихо. Тихо. Как во сне, падает на землю…(снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые…(снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает…(снежок)

Словно в белый пуховик нарядился…(снеговик)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ,,,(снежки)

- Вот видите, как много родственных слов у слова «снег». Молодцы, вы справились с заданием.

Ребята, давайте поиграем со снежинками.

Дыхательная гимнастика «Снежинка»
Маленькая снежинка села на ладошку –
 (Дети показывают снежинку)
Я  ее поймаю, посиди  немножко.
 (Накрывают одну ладошку другой)
Раз, два, три, четыре, пять (Медленно открывают) 
Отпускаю полетать.

Снежинка лежит на ладошке. ( Держат снежинку на ладошке)

На эту снежинку подуем немножко.

Подули тихонько − снежинка лежит, ( Дуют потихоньку)

Подули сильнее – снежинка летит. (Дуют сильно)

 

- Дети, скажите, какая погода может быть зимой.

-Если на улице идет снег, то погода- (снежная).

 А вот летят снежинки, положим одну себе на ладошку и подуем. Ребята, падает снежок (произносим звук «ж» протяжно).

5. Звуковая культура речи.

В.: Какой звук вы слышите в словах Снежок, Снежинка? (Звук «ж») Присядем на стульчики и потренируемся в правильном произношении звука «Ж». Повторяйте за мной:

Жа – жа - жа – есть иголки у ежа;

Жу – жу – жу – ежу кофточку свяжу;

Уж –уж – уж – на дороге много луж.

Хорош пирожок, внутри творожок.

В.: Какие слова со звуком «ж» вы запомнили или знаете? (еж, пирожок, творожок, одежда, снежок)

6. Итог занятия.

На мольберте картина «Зимняя прогулка».

В.: Ребята, что делают дети на этой картине? (играют, лепят снеговиков) А как они одеты? (в теплую зимнюю одежду).

В.:А у вас есть зимняя одежда? (Да)

В.: У Дарины какая верхняя зимняя одежда? (спросить еще 2 детей)

В.: Сейчас мы с куклой Машей приглашаем вас на прогулку, где вы сможете показать друг другу вашу любимую верхнюю зимнюю одежду.

Наденем варежки. Скажите правильно, что вы надели?

Дети хором: варежжжки.

Воспитатель: Посмотрите, какой липкий снег! Поиграем “в снежки”? (дети “лепят” и “бросают снежки”). Пошёл снежок! Подуем на снежинку (имитация).

Воспитатель: Поможем друг другу завязать шарф. Наденем варежки. Скажите правильно, что вы надели?

Дети хором: варежжжки.

Воспитатель: Посмотрите, какой липкий снег! Поиграем “в снежки”? (дети “лепят” и “бросают снежки”). Пошёл снежок! Подуем на снежинку (имитация).

Дыхательная гимнастика «Снежинка»
Маленькая снежинка села на ладошку –
 (Дети показывают снежинку)
Я  ее поймаю, посиди  немножко. (Накрывают одну ладошку другой)
Раз, два, три, четыре, пять (Медленно открывают) 
Отпускаю полетать.

Снежинка лежит на ладошке. ( Держат снежинку на ладошке)

На эту снежинку подуем немножко.

Подули тихонько − снежинка лежит, ( Дуют потихоньку)

Подули сильнее – снежинка летит. (Дуют сильно)

- Ребята, наша кукла Наташа собирается на улицу. (Показывает.) Что ей надеть, чтобы не замерзнуть? (дети отвечают)

Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, ее отличительные признаки, в том числе и функциональные.

-  Какое это пальто? (зимнее, теплое)

-  Какого цвета?

-  Что есть у пальто? (воротник, карманы, рукава, пуговицы)

- Зачем нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть)

-  Про что мы скажем - пушистый, меховой, мягкий? (про воротничок) Зимнее, теплое... пальто. Желтая вязаная... шапочка. Теплые, шерстяные черные... рейтузы. Рейтузы, свитер, шуба, шапка, шарф, варежки - это одежда, зимняя одежда.

-  Какая зимняя одежда есть у вас? (отвечают 2-3 ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по сюжетной картине "Волчья стая зимой"

В данном конспекте части гармонично связаны между собой, каждая из них выполняет свою функцию.Присутствие игровой мотивации на протяжении всей образовательной деятельности  поддерживает высокую р...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа об игрушке. Звук «ш».

Программное содержание: -Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке. воспитывать у детей дружеские отношения друг к другу. -Учить согласовывать существительные и прилагательные в р...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Программные задачи: 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, соверш...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа-описания по теме «Зимняя одежда».

Цель: учить детей давать описание зимней одежды.Задачи: Обучающие: Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «Одежда»; учить поль...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказов по мнемотаблицам»

Занятие построено с учетом всех требований ФГОС. Нетрадиционный методы и приемы делают его интересным и познавательным....

конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»...