конспект занятия по развитию речи Знакомство с картиной А.Саврасова Грачи прилетели.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Назарова Марина Алексеевна

Дети входят в музыкальный зал под музыку П.И. Чайковского « Жаворонок» из цикла «Времена года»

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

-Правильно, это весна.

(Слушание музыки, пение птиц).

- А что это они так громко поют?

- Да, ребята, они радуются, что наступила долгожданная весна.

Воспитатель: (читает стихотворение)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев

 

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – птицы.

Игра: «Назови перелетных птиц».

(дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувших весной из теплых краев. Ребенок, не давший ответа, выбывает из игры).

-О весне писатели пишут стихотварения ,художники пишут картины,а посмотрите, как чудесно написал об этом художник Алексей Кондратьевич Саврасов в своей картине. Люди всегда ждали и радовались  приходу весны, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица

- «Грач на горе… весна на дворе»

- Посмотрите внимательно на картину, что интересного увидел и изобразил художник на своей картине? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_peyzazhem.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Задачи:

Предварительная работа:

Словарная работа:

Знакомство детей с культурным наследием русского народа;

 закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.

  • Способствовать развитию мышления,  художественному веденью пейзажной картины, стимулировать желание внимательно рассматривать;
  • совершенствовать умение составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
  • закрепить знания о весенних изменениях в живой и не живой природе;

  • способствовать эмоциональному отклику на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
  • уточнить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;
  • обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
  • помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине грачи прилетели;
  • воспитывать желание внимательно рассматривать и понимать картину.

рассматривание иллюстраций с изображением птиц, заучивание стихов о весне, загадывание загадок, чтение рассказа Соколова – Микитова «Лесные картинки».

грачовник, гомон, зернистый снег, небесная лазурь, вестники весны.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал под музыку П.И. Чайковского « Жаворонок» из цикла «Времена года»

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

-Правильно, это весна.

(Слушание музыки, пение птиц).

- А что это они так громко поют?

- Да, ребята, они радуются, что наступила долгожданная весна.

Воспитатель: (читает стихотворение)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – птицы.

Игра: «Назови перелетных птиц».

(дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувших весной из теплых краев. Ребенок, не давший ответа, выбывает из игры).

-О весне писатели пишут стихотварения ,художники пишут картины,а посмотрите, как чудесно написал об этом художник Алексей Кондратьевич Саврасов в своей картине. Люди всегда ждали и радовались  приходу весны, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица

- «Грач на горе… весна на дворе»

- Посмотрите внимательно на картину, что интересного увидел и изобразил художник на своей картине? 

-Что изобразил художник на переднем плане картины?

  - Кого вы видите на берёзах? 

- Расскажите о деревьях, которые выбрали грачи для гнезд на картине?

 Расскажите о грачах, какие они? 

- Что делают грачи?

- Грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину в свои гнёзда. У них очень много хлопот, надо отремонтировать гнёзда, чтобы можно было высиживать птенцов.

- Вспомните, как называется место, где живет грачи?  - Грачовник расположился на окраине села. Здесь тихо, спокойно, красиво. Видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. - Что изобразил художник вдалеке? 

- Посмотрите, есть ли на картине солнце? 

- Как вы поняли? 

- Ребята, что можно сказать о небе

 Солнце скрылось за облаками. Оно ещё не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-жёлтого цвета. На снегу видны тени от берёз. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

- Ребята, каким вы видите снег? 

- Какими бы словами вы бы закончили свой рассказ об этой картине

- А как бы вы назвали эту картину?

- Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

Физкультминутка:

«Грачи прилетели»

Как-то раннею весной   

На опушке на лесной

Появилась стая птиц,  

Не скворцы и не синицы       

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь   

Разбежались на опушке     

Прыг-скок, крак-крак

Тут жучек, там червячок  

- Ну, а теперь нам ребята пора побывать в роли художника. Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах.

- Послушайте мой рассказ. Перед нами картина А. Саврасова «Грачи прилетели». Художник изобразил на ней раннюю весну. Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. На белых, старых березах множество грачиных гнезд, оглушая окрестности неумолкаемым гомоном. Недалеко от берез, возвышается колокольня старой церкви, а дальше до самого леса раскинулись поля.На зернистом снегу ясно видно следы грачей. Грачи прилетели к старой березе, шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда. Им предстоит поправить и отремонтировать их. Они рассказывают друг другу о своих планах, как они обустроят свои гнезда и выведут птенцов. Они выбрали это место, потому что здесь тихо и красиво. А когда распустятся листья на деревьях, то в густой листве их гнезд не будет видно. А. Саврасов очень любил русскую природу. И свою любовь он выразил в этой картине.

 - А теперь постарайтесь вы рассказать об этой картине, не спеша, выразительно, передавая голосом свое настроение и отношение к главным персонажам.

- Ребята, давайте с вами вспомним, картину какого художника мы рассматривали на нашем занятии?

- Как называется картина?

- Какую пословицу мы с вами вспомнили на занятии?

 -Как вы поняли смысл этой пословицы?

-Правильно. Молодцы, ребята.

-На этом наше занятие закончено, но так как мы с вами много говорили о грачах, я предлагаю вам разукрасить этих красивых вестников весны.

Весной!

Радуются, что наступила весна.

Дети ловят мяч и называют перелетных птиц

Он изобразил церковь, деревья, птиц, грачей

деревья, берёзы

Птиц, грачей

Деревья корявые, большие, старые, ветвистые, снизу тёмные, сверху светлые, без листиков.

чёрные, крикливые, шумливые, смешные, носатые, радостные

строят, ремонтируют гнёзда, летают, кричат, галдят, хлопочут, внизу один грач нашёл ветку, держит её в клюве

Грачовник

поле, луг, лес, заливные луга

нет

на небе тучи

Небо покрыто серыми тучами, оно низкое, грустное, холодное

Тяжёлые, мокрый, потемневший, подтаявший, рыхлый, серый, печальный

Скоро снег совсем растает и покажется мягкая травка. В воздухе пахнет весной. Воздух чист и свеж.

Дети предлагают свои варианты

(Дети стоят в кругу)

(Дети бегут на цыпочках, подняв согнутые руки в локтях)

(Приседают)

(Бегут в разные стороны)

( Прыгают, наклоняются вперед, вниз

Крак-крак, крак-крак)

(Рассказы детей)

Саврасова

«Грачи прилетели»

«Грач на горе… весна на дворе»

С прилетом грачей приходит весна


МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

Сценарий ООД детей подготовительной группы на тему:

Знакомство с картиной А.Саврасова «Грачи прилетели».

Провела воспитатель:

Назарова М.А.

г.Семенов

2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи_Рассказывание по картине "Дети Севера"_

Знакомство дошкольников с картиной с использованием элементов моделирования. devochka_hanty.gif...

Конспект ООД развитие речи. Рассказывание по картине А. Саврасова "Грачи прилетели"

Конспект ООД  «Коммуникация». Старшая группа. Рассказывание по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №...

Конспект ООД развитие речи. Рассказывание по картине А. Саврасова "Грачи прилетели"

Конспект ООД  «Коммуникация». Старшая группа. Рассказывание по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №...

Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с картиной Васнецова "Три богатыря"

Цель занятия:Учить детей выделять основную мысль на картине; уметь рассказать об увиденном и передать словамиРазвивать чувство патриотизма и любви к Родине на примере жизни и подвигов былинных богатыр...