Моя педагогическая наработка в области Речевого развития
методическая разработка по развитию речи

Краснопольская Ольга Сергеевна

Методическая наработка в помощь педагогу ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя педагогическая наработка в области развития речи дошкольников.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи.

Для этого педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей.

Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе сними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.

Поэтому, начиная подготовку к районной методической выставке по развитию речи, я, для начала, села за компьютер, в надежде найти что-то стоящее во всемирной паутине. Но, к сожалению, вся информация повторялась, менялись лишь слова в предложениях. Перебирая настольные игры на работе мне попалась игра- «Подбери по смыслу», где нужно было подобрать картинки, которые так или иначе подходят по смыслу, типа лото. Вдруг меня осенило-а если сделать что-то на подобие альбомов, но по темам, где тоже нужно подбирать картинки, подходящие по смыслу, но и ещё составлять предложения.

Я взялась за работу. Оказалось, что это не так просто. Сначала я попросила коллег о ненужных им альбомах, обрезала их пополам поперёк, все листы внутри ещё раз разрезала пополам(уже по вдоль), в обычной тетради расписала темы и какие картинки будут. Далее нашла все картинки в Интернете, распечатала, вырезала, разложила по темам и категориям(что будет основным словом, что -подходящее ему по смыслу). Первый альбом я сделала-«домашние животные и птицы». На одной из разрезанных половин альбома я наклеила домашних животных и птиц, на другой- картинки как-то связанные с ними по смыслу ( корова-молоко, курица-яйцо, гусь-пух, свинья-мясо, овца-шерсть и т.д.). Далее пошли альбомы по сказкам, транспорту, одежде, диких животных и птицах, инструментах и столовых приборах, временах года и природных явлениях, профессиях, о доме, о сказочных предметах, еде и напитках. И назвать я решила их- ТАПС (тематический альбом «подбери по смыслу»).

Какие возможности есть у моей работы и в каком возрасте можно начинать работать? Возможности и области применения очень обширны. А начинать можно с самых маленьких! Ясельки могут просто рассматривать картинки и находить нужную по просьбе воспитателя. Умеющие говорить-могут называть. Использовать как закрепляющий  итоговый материал по пройденной теме. Более старшие дети уже могут искать логическую связь как в прямом так и в обратном порядке ( кровать- спать, спать-кровать, на кровати спят, спят на кровати; пожарный-пожар, пожар-пожарный, пожарный тушит пожар, пожар тушит пожарный, и т.д.) и составлять предложения. Можно просто предложить описать картинку, составить более развёрнутое предложение или даже текст. Возможно, дети даже смогут связать в предложение слова, казалось бы, не подходящие по смыслу (врач и причёска – врач сходил к парикмахеру и сделал причёску). ТАПСы помогут повторить  и закрепить пройденный недавно или давно материал, провести мониторинг по развитию речи, использовать в индивидуальной работе с плохоговорящими детьми или в работе с подгруппами. Можно использовать на занятиях не только по развитию речи, но и по ознакомлению с окружающим миром, социально-коммуникативном развитии. Возможно, что детки будут работать в паре по альбомам, что будет способствовать сплочению детского коллектива.

Пока что вышло 11 альбомов (за 2 месяца). В планах, конечно , расширить тематику, либо дополнить уже имеющиеся. Хотелось бы напечатать их в типографии, более красочными, сделать на пружинах или кольцах, для долговечности. Но, как говорится, лиха беда-начало!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика образовательной области Речевое развитие второй младшей группы

В данном материале представлены развернутые таблицы диагностического обследования детей второй младшей группы, сводная таблица результатов с диаграммой на начало года 2014-2015 уч.г. по ФГОС...

Конспект интегрированного педагогического мероприятия по образовательной области «Речевое развитие» На тему: сказка «Теремок»

План игровой развивающей ситуации.1.Внесение судучка2.Рассматривание. отгадывание загадок3.Просмотр сказки4.Вопросы5.Аппликация6.Итог...

Использование Интерактивных педагогических технологий в области речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Равитие речи одно и главных направлений в работе воспитателя потому данный материал долен помочь тем кто незнаком с данной технологией...

Педагогическая программа «От слова к слову» по развитию связной речи детей дошкольного возраста по средствам мнемотехники, дополняющая содержание образовательной области «Речевое развитие»

Предлагаю вашему вниманию программу  по развитию связной речи детей дошкольного возраста по средствам мнемотехники. Программа поможет дошкольникам научиться быстро заучивать стихотворения, запоми...

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи (образовательная область "Речевое развитие")

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, ...