Речевые упражнения
картотека по развитию речи

Степанова Людмила Геннадьевна

упражнения для развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_5.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5.

Картотека речевых игр и упражнений

Игра «Фи-фа дед»

Задачи.   Развивать речь детей, чувство ритма, координацию движений быстроту реакции. Закреплять движения левой и правой руки.

Исходное положение.   Дети стоят в паре друг напротив друга. Пары распределяются по кругу (мальчик внутри круга, девочка за кругом).

 А фи-фа дед,

А фи-фа баба,

А им сто лет,

Чего им надо?

Шоколада, мармелада,

Сухарей и кренделей.

Догоняй меня скорей!

У играющих ладонь пр. руки смотрит вверх, а левой- вниз.

Они выполняют ритмичные горизонтальные хлопки со сменой направления ладоней.

Двумя ладонями одновременно выполняют вертикальные хлопки по ладоням партнёра.

Перекрещенные хлопки с партнёром или быстрые поочерёдные шлепки по коленям.

Мальчик поворачивается спиной к девочке.  Она убегает, мальчик её догоняет.

Игра  «Мышки»

(на развитие всех мышц туловища)

Логопедическая задача.   Работа над группой свистящих звуков, их закреплением в свободной речи.

Музыкальные задачи.   Различать динамические оттенки и согласно им выполнять движения.  Передавать образы мышек и кота, их различные эмоции.

Методические рекомендации.   По мере использования упражнения детям каждый раз поясняется, как ведут себя мышки:  маленькие зверьки очень осторожные, поэтому у них маленькие шажки, они делают частые остановки, чтобы убедиться в своей безопасности.  Мышки пошалили – дёрнули часы за гири, а когда раздался звон, испугались и убежали.  Когда упражнение детьми будет освоено его можно превратить в игру.   Считалкой выбирается кот, который сладко спит в сторонке.  Когда напуганные мышки убегают, услышав звон часов, кот просыпается и ловит их.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!!!

Убежали мышки вон!

p -Дети ходят врассыпную.

Смотрят из-под руки вправо, влево.

Выполняют движения руками вверх-вниз (дёргают верёвку).

f-Приседают, закрыв лицо от страха.          p-Быстро разбегаются на носочках.

«Вот идёт лиса»

(на произношение гласных и согласных с слогах)

Логопедическая задача.    Закрепление звука с в слогах с согласными а, о, у, ы.

Музыкальная  задача.    Различение динамических оттенков и пение соответственно им.

Ход инсценировки.  Сначала распевка  разучивается на музыкальном занятии. Когда дети хорошо выучат текст и чисто запоют мелодию, можно приступать к обыгрыванию и выбрать двух солистов на роль Охотника и Лисы.

Дети идут по кругу. В середине круга противоходом идёт Лиса, показывая движения. По другую сторону круга за ней крадётся Охотник.  В конце распевки все дети поднимают высоко вверх сцепленные руки («воротики»), Лиса выскакивает, Охотник её догоняет, бегая за ней через круг.

Изображая лису и охотника, дети жестами и мимикой передают свои эмоции.

Охотник:  Са-са-са,  вот идёт лиса.

Сы-сы-сы,  хвост красивый у лисы.

Со-со-со,  вот возьму я колесо,

Су-су-су,  и поймаю я лису.

Лиса:          Са-са-са,  я лисонька-краса,

Сы-сы-сы,  лучше спрячусь я в кусты.

Со-со-со,  ну-ка, брось-ка колесо.

Су-су-су,  не поймать тебе лису!

УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ

Начинается на «А»

(на звук «а»)

Логопедические задачи.   Отработка мягкой атаки голоса и постановка правильного ударения на первый гласный звук. Чёткое произношение звука а.

Музыкальные задачи.   Начинать пение мягко, правильно брать дыхание и распределять его на всю фразу.  Выделять протяжный звук и паузу (фермато) перед последней фразой на звук «А». 

Астра, азбука, айва

Начинаются на «А».

И кончаются на «А»

Астра, азбука, айва.

«Антошка»

(на звук «а»)

Логопедические задачи.    Выделять звук а.  Развивать фонематический слух (чередование звуков ж-ш).  Закрепление звуков в свободной речи.

Музыкальные задачи.    Уметь определять весёлый шуточный характер песни и соответственно ему исполнять произведение.  Работать над умением правильно брать дыхание и тянуть первый звук, а затем делать ударение на сильную долю такта.  Различать динамические оттенки и эмоционально выражать их в пении.

Антошка-картошка, соломенная ножка,

Сам – с ноготок, голова – с локоток.

Антошка-картошка, он взял большую ложку,

За стол со всеми сел…

И наш обед весь съел!

 f- петь уверенно, весело.

mf- c лёгким пренебрежением

 f- петь уверенно, весело.

p- выразить удивление или обиду.

«Юлька»

(на звук «ю»)

Логопедическая задача.    Выделять и закреплять звук ю.

Музыкальные задачи.    Петь весело, легко, на высоком позиционном звучании. Уметь выделять голосом сильную долю такта.  Выделять звук ю в пении.

Юлька. Юленька – юла,

Юлька юркою была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Юлька. Юленька – юла,

Юлька славною была.

Убирать сегодня Юлька

Своей маме помогла.

«Мишка»

(на чередование звуков ш-ж)

Бурый мишка, милый мой,

Спать не холодно зимой?

- Я же спал не на дороге,

Я же спал в своей берлоге!

Выполняют 4 ритмичных хлопка.

Ладонями трут себе по плечам («холодно»).

Изображают переваливающегося с ноги на ногу медведя.

Кладут руки под щёку («спит»).

«Мишка»

(на чередование звуков ш-ж)

Бурый мишка, милый мой,

Спать не холодно зимой?

- Я же спал не на дороге,

Я же спал в своей берлоге!

Выполняют 4 ритмичных хлопка.

Ладонями трут себе по плечам («холодно»).

Изображают переваливающегося с ноги на ногу медведя.

Кладут руки под щёку («спит»).

 «Эхо»

(на звук «э»)

Логопедические задачи.    Вырабатывать мягкую атаку голоса и правильную постановку ударения на первый звук э. Закрепление всех звуков в свободной речи.

Музыкальные задачи.    Правильно брать дыхание в начале фразы и мягко начинать пение, не форсируя звук.  Работать над чистотой интонирования мелодии, ясным произношением слов.  Петь соответственно контрастным динамическим оттенкам мелодии.

  1. Эхо бродит по лесам,

p-   Крику вторит эхо.

f-    Засмеёмся – эхо нам

p-   Отвечает смехом.

f-    Где ты, эхо?  Отвечай!

p-   Слышим только: «Ай, ай».

f-    Эхо, эхо, отзовись,

       Ты нам, эхо, покажись!

«Капризные лягушки»

(на звук а и чередование звуков с-ш)

Логопедические задачи.    Закрепление заднеязычного звука к.  Автоматизация звука а. Развитие фонематического слуха (чередование звуков с и ш).

Музыкальные задачи.    Определить весёлый, шуточный характер содержания и соответственно ему исполнять песню. Петь легко, на высоком позиционном звучании.

Что за крики у пруда:

«Квасу, квасу нам сюда!

Ква-ква-квасу, простокваши,

Надоела нам вода!»

«Чайник»

(на звук «ч»)

Логопедическая задача.    Выделение и закрепление звука ч, чёткое его произношение.

Музыкальные задачи.    Петь легко, весело и выразительно, чётко выделяя фразы и звук ч. Можно предложить детям подготовительной группы сочинить собственную мелодию на заданный текст, развивая творчество детей, умение импровизировать.

Методическая рекомендация.   Для большей выразительности исполнения можно предложить детям самим изобразить чайник. Одна рука (левая) ставится на пояс, вторая рука (правая) сгибается в локте и отводится вправо, кисть руки смотрит вниз – это носик чайника. Можно предложить детям показать, как чайник выставляет свой большой живот, когда кипятится, пыжится. После этого выбирается ребёнок, у которого этот этюд получился лучше, и он передаёт образ под пение детей, либо исполняет песню соло.

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд.

Я всем напоказ выставляю живот,

Я чай кипячу, хлопочу и кричу:

«Эй, люди, я с вами чай пить хочу!»

«До свиданья, сад!»

(на звук «с», чередование звуков д и т)

Логопедическая задача.    Закрепление звука с в свободной речи, выделение звуков д и т в окончаниях слов («сад», «спят»).

Музыкальная  задача.   Уметь петь тихо, спокойно, передавая модуляциями голоса движение мелодии вверх и вниз, выделяя звук с и согласные в окончаниях слов. 

До свиданья сад, сад.

Все осинки спят, спят.

Мы ведь тоже спать пойдём,

Только песенку споём.

Картотека дыхательной гимнастики

Варежка

Я на варежку подую.

Все снежинки с неё сдую.

Бабочка

С цветка на цветок,

Я порхаю весь денёк.

Облака

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Подуем на живот,

Как трубочка, наш рот,

Ну, а теперь - на облака

И отдохнём пока.

Ветерок

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, лечу, куда хочу.

1. «Футбол». Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

2. «Ветряная мельница». Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

3. «Снегопад». Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

4. «Листопад». Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

5. «Бабочка». Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

6. «Кораблик». Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

7. «Одуванчик». Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

8. «Шторм в стакан». Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

9. «Подуем на плечо»

Подуем на плечо,

подуем на другое.

Нам солнце горячо,

пекло дневной порою.

Подуем мы на грудь

и грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

и остановимся пока.

10. Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.

11. «Заморозим подбородок» — втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.

12.«Заморозим ладошку» — растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.

13. Повторить упражнения 11, 12 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.

14. «Погреем ладошки» — руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони.

15. Повторить упражнения 14 с дополнением: шепотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА.

16. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков

сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О) Ы, И.

Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, под контролем положения артикуляционной позы (губ) в зеркале.

В дальнейшем (через неделю, две, месяц...) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляционной позы гласного звука.

17. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:

а) АУ, УА.АО, ОА, АИ, УИ, ИУ...

б) АУИ, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА...

18. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:

а) ФА-ФА, ХА-ХА...

б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА...

в) ФА-ФА ФА-ФА-ФА

ХА-ХА ХА-ХА-ХА

19. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:

а) ХА-ХО-ХИ, ХО-ХИ-ХА

б) ФА-ФО-ФУ-ФЫ

(Примечание: звуки X, Ф берутся т. к. они наиболее легкие в произношении и практически)

20. Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить:

«у-у-у».

Мчится поезд во весь дух(круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками)

Чух-чух! Чух-чух! Паровоз гудит(остановиться): У-у-у-у-у-у-у (погудеть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс речевых упражнений "Играем со звуками"

Уважаемы родители!Представленный материал содержит лексический и иллюстративный материал, предназначенный для автоматизации и дифференциации звуков [ш], [с], [л], [р].Речевые упражнения максимально на...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.

В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...

Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...